вторник, 3 ноября 2020 г.

 ВТОРНИК, 03.11.20г.  301, 106,303 группы

Группа 301  

Тема:

ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ. РАСТВОРЫ. НАСЫЩЕННЫЕ И НЕНАСЫЩЕННЫЕ РАСТВОРЫ. РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ

 Источник жизни, одновременно самое распространенное и загадочное вещество на Земле – это вода. Именно о ней пойдет речь в данном уроке. 

А видел ли кто-нибудь из вас воду?

Вопрос показался вам нелепым? Но он относится к совершенно чистой воде, в которой нет никаких примесей. Если быть честным и точным в ответе, то придется сознаться, что такую воду ни я, ни вы пока не видели. Именно поэтому на стакане с водой после надписи «Н2О» стоит знак вопроса. Значит, в стакане не чистая вода, а что тогда?

В этой воде растворены газы: N2, O2, CO2, Ar, соли из почвы, катионы железа из водопроводных труб. Кроме того, в ней взвешены мельчайшие частицы пыли. Вот что мы называем ч и с т о й  в о д о й! Много ученых работает над решением трудной проблемы – получить абсолютно чистую воду. Но пока получить такую ультрачистую воду не удалось. Однако вы можете возразить, что есть дистиллированная вода. Кстати, что она собой представляет?

На самом деле мы получаем такую воду, когда стерилизуем банки перед консервированием. Переворачиваем банку вверх дном, помещаем ее над кипящей водой. На донышке банки появляются капельки, это и есть дистиллированная вода. Но как только мы перевернем банку, в нее заходят газы из воздуха, и снова в банке – раствор. Поэтому грамотные хозяйки стараются сразу после стерилизации заполнить банки нужным содержимым. Говорят, что продукты в этом случае будут храниться дольше. Возможно, они правы. Можете поэкспериментировать! Именно потому, что вода способна растворять в себе различные вещества, ученые не могут до сих пор получить идеально чистую воду в больших объемах. А она бы так пригодилась, например, в медицине для приготовления лекарств.

При­зна­ки рас­тво­ра:

1) рас­твор со­дер­жит два или более ком­по­нен­тов,

2) рас­твор – од­но­род­ная си­сте­ма, в ко­то­рой нет гра­ни­цы раз­де­ла ве­ществ.

Рас­твор может об­ра­зо­вать­ся не толь­ко при сме­ши­ва­нии жид­ко­го и твер­до­го ве­ще­ства. Неко­то­рые жид­ко­сти тоже могут об­ра­зо­вать рас­твор. На­при­мер, аце­тон и вода – две рас­тво­ри­мые друг в друге жид­ко­сти, при их пе­ре­ме­ши­ва­нии не видна гра­ни­ца раз­де­ла.

А вот бен­зин и вода рас­тво­ра не об­ра­зу­ют, т.к. нерас­тво­ри­мы друг в друге. Неко­то­рые твер­дые ве­ще­ства тоже могут об­ра­зо­вы­вать рас­тво­ры. На­при­мер, спла­вы ме­тал­лов – это од­но­род­ные смеси, их можно на­звать твер­ды­ми рас­тво­ра­ми.

Га­зо­об­раз­ные ве­ще­ства также могут рас­тво­рять­ся в жид­ко­стях. На­при­мер, вы зна­е­те, что рыбы дышат кис­ло­ро­дом, рас­тво­рен­ным в воде. Гра­ни­цы раз­де­ла между водой и со­дер­жа­щим­ся в ней кис­ло­ро­дом нет. Газы сме­ши­ва­ют­ся между собой все­гда. Но од­но­род­ные смеси газов не при­ня­то на­зы­вать рас­тво­ра­ми.

Це­мент и песок не рас­тво­ря­ют­ся друг в друге и воде, а зна­чит, между ними су­ще­ству­ют гра­ни­цы раз­де­лы. Т.е. стро­и­те­ли на­зы­ва­ют эту смесь рас­тво­ром услов­но.

Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Рас­тво­ры могут об­ра­зо­вать:

- жид­кость и твер­дое ве­ще­ство;

- две жид­ко­сти;

- жид­кость и газ;

- два твер­дых ве­ще­ства.

Если в определённом объёме раствора содержится мало растворённого вещества, то такой раствор называют разбавленным, если много – концентрированным.

Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.

Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.

Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.

Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.

Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества.

Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.


Задание:

Распределите предложенные вещества - СO2 , H2, O2 ,H2SO4, уксус, NaCl,  мел, ржавчина, растительное масло, спирт в пустые столбики таблицы 1, используя свой жизненный опыт.

Растворенное
вещество

Примеры веществ

Растворимые

Малорастворимые

Газ

  

Жидкость

  

Твердое вещество

  


ГРУППА 106. Тема: Контрольная работа №1

6)Онтогенез это а)период развития от зиготы до смерти б)развитие от рождения до старости в)психическая болезнь г)историческое развитие вида

7) Отцом эмбриологии является а)Дарвин б)МечникоКонтрольная работа по теме «Организм. Размножение и онтогенез»

Вариант №1

1). В процессе митоза образуется а)3 клетки б)ничего в)2 клетки г)4 клетки

2). Диплоидным набором хромосом называют а)двойной б)одинарный в)тройной г) полинабор

3) Гаметы это а) стволовые клетки б)половые клетки в)соматические клетки г)акробатические клетки

4)митоз происходит а) во всех клетках б)в половых в)в волосяных г)в природе нет такого явления

5) Вегетативное размножение это а)размножение семенами б)размножение спорами в)размножение бактериями г)частями растенияв в)Бэр г)Бор

8) Двойное оплодотворение у растений происходит а)в тычинках б)в пыльниках в)в пестике г)в чашелистиках

9) Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется

а) эмбриология б) палеонтология в) экология г) генетика

10) Как называются подвижные мужские половые клетки а)яйцеклетки б)клетки со жгутиком в)сперматозоиды г)акросомы

Задания с развернутым ответом

1)Напишите о влиянии алкоголя на организм.

2)Напишите отличия бесполого размножения и полового.

3)Назовите три способа вегетативного размножения растений, приведите примеры

4)Дайте определение процессу оплодотворения.


Группа 303 Тема: Обмен веществ.


Тема нашего урока «Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен». Запишите в тетрадь.

  1. Какие ассоциации у вас возникают с этой фразой. Предложите различные ассоциации.

2. Тема состоит из трех слов: обмен, вещества и энергия. Давайте свяжем их.

3. Обмениваются чем? (Веществами и энергией)

4. Что за вещества, откуда они берутся? (Органические – белки, жиры, углеводы, из пищи)

5. Для чего нужна энергия, откуда она берется? (Для обеспечения процессов жизнедеятельности. Из пищи)

6. Что входит в состав пищи? (Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли).

7. Между чем происходит обмен? (откуда поступает пища, воздух, вода?) (Организмами и наружной средой)

Таким образом, обмен веществ и энергии взаимосвязаны между собой.


Здесь проявляется закон сохранения энергии и вещества – в живом организме материя, или вещества и энергия не создаются и не исчезают, происходит лишь их изменение, поглощение и выделение.

Как мы уже отмечали, одним из свойств живого является обмен веществ между организмом и окружающей средой.

Вопросы к учащимся:

  1. Как еще научно называется этот процесс? (метаболизм)

  2. Дать, определение этому процессу (совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)

  3. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (реакции синтеза)

  4. Что представляет собой процесс диссимиляции? (химическоерасщепление – распад вегцеств до конечных продуктов)

Обмен веществ – совокупность химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающие его рост, жизнедеятельность, воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.