ГРУППА 408 БИОЛОГИЯ , 55
ТЕМА:
Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№3«Ароморфозы и идиоадаптации организмов».
- увеличение численности особей;
- расширение ареала;
- увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
- двусторонняя симметрия тела;
- сквозной кишечник;
- трахейное дыхание у членистоногих;
- лёгочное дыхание у позвоночных;
- альвеолярные лёгкие;
- четырёхкамерное сердце;
- два круга кровообращения;
- теплокровность.
- возникновение фотосинтеза;
- формирование тканей;
- возникновение листа, стебля, корня;
- появление семени;
- образование цветка и плода.
- разные типы листьев и стеблей у растений;
- разное строение цветков у растений;
- видоизменения побега растений;
- разные клювы у птиц;
- разная форма тела и окраска рыб;
- разные типы ротовых аппаратов насекомых.
- упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
- редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
- редукция головы у двустворчатых моллюсков;
- исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
- редукция листьев у паразитических растений.
- снижение численности особей в систематических группах;
- сужение ареала;
- уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Лабораторная работа № 3 по биологии .
Тема: Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).
Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.
Ход работы
1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
Таблица 1. Ароморфозы растений
растение | Органы растения |
Ламинария | Слоевище, ризоиды. |
Папоротник орляк | Корень, стебель, листья, споры. |
Сосна крымская | Корень, стебель, листья, семена. |
Лютик ползучий | Корень, стебель, листья, цветки, семена. |
Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.
Ароморфозы растений:
- появление корня;
- разделение тела на стебель и листообразные пластинки;
- возникновение оплодотворения, не связанного с водой;
- возникновение семенных зачатков;
- возникновение семени;
- возникновение хвои;
- появление шишки – видоизменённого побега;
- появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);
- появление способности к опылению насекомыми.
Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.
Таблица 2. Идиоадаптации у насекомых
Отряд насекомых | Части тела | Конечности | Крылья | Ротовой аппарат |
двукрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара хорошо развита, задняя пара - жужжальца | Лижуще-сосущий (муха), колюще-сосущий (комар). |
чешуекрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев, покрытых чешуйками | Сосущий (бабочка), грызущий (моль). |
прямокрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара – надкрылья, задняя пара – широкие перепончатые крылья. | Грызущий (кузнечик). |
Идиоадаптации – это прогрессивные, но незначительные эволюционные изменения.
Идиоадаптации у насекомых проявляются в различном строении ротовых аппаратов. Появление большого разнообразия видов насекомых – следствие их эволюционного развития по пути идиоадаптаций.
Вывод: в результате идиоадаптаций насекомые приспосабливались к среде обитания, образовывались новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса. Уровень организации организмов не изменялся.