суббота, 6 ноября 2021 г.

 СРЕДА 10.11.21 г.  306 403,  408, 206

моя почта :   rimma.lu@gmail.com

ГРУППА 306  ХИМИЯ 23,24

 Тема урока: Алкены. Этилен и его получение (дегидрирование этана, дегидратация этанола). Химические свойства этилена (горение, качественные реакции), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства, применение.










Алкены - ненасыщенные углеводороды с общей формулой CnH2nв молекулах которых имеется одна двойная связь С=С.

Особенности строения молекул

В этилене углерод находится в состоянии sp2-гибридизации (в гибридизации участвуют одна и 2 p-орбитали). У каждого атома углерода в молекуле этилена – 3 гибридные sp2-орбитали и по одной негибридной р-орбитали. Оси гибридных орбиталей располагаются в одной плоскости, а угол между ними равен 120°.Такие орбитали каждого атома углерода пересекаются с аналогичными другого атома углерода и s-орбиталями двух атомов водовода, образуя σ-связи С-С и С-Н.



Схема образования σ-связей в молекуле этилена

hello_html_2252536e.gif

Две негибридных р-орбитали атомов углерода взаємно перекрываются в плоскости, которая расположена перпендикулярно к плоскости σ-связей, образуя одну π-связь.

Схема образования π-связи в молекуле этилена



hello_html_m1c782fa4.gif

Особенности номенклатуры алкенов

Принадлежность углеводорода к классу алкенов отражают суффиксом –ен:

С2Н4 CH2=CH2 этен (этилен)

С3Н6 CH2=CH2-СН3 пропен (пропилен)

С4Н8 CH2=CH2-СН2-СН3 бутен

и т.д.

Чтобы назвать алкен, соединение нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе двойная связь.

Положение двойной связи указывают в конце названия номером того атома углерода, от которого она начинается.

hello_html_3164d0e3.gif

Изомерия алкенов

  1. Структурная изомерия.

    1. Изомерия строения углеродной цепи.

    2. Изомерия положения двойной связи.

hello_html_120f9ab1.gif

  1. Пространственная изомерия.

    1. Геометрическая изомерия (цис-/транс-)

hello_html_m15462c99.gif

Физические свойства

C2H4 – C4H8 – газы, С5Н10 – С17Н34 – жидкости, С18Н36 и выше – твердые вещества.

Получение

  1. В промышленности – из природного газа и при процессах крекинга и пиролиза нефти.

  2. Дегидратация (отщепление воды) спиртов.

hello_html_6bd911fe.gif

  1. Дегидрирование алканов.

hello_html_m1388052b.gif

  1. Из галогенпроизводных (дегидрогалогенирование)

hello_html_mebf2292.png:

2-бромпропан пропен

Реакции дегидрогалогенирования и дегидратации идут по правилу Зайцева:

Водород отщепляется от соседнего менее гидрированного атома углерода.

hello_html_macfb3f3.png

И др.

Химические свойства

  1. Реакции присоединения

    1. Взаимодействие с галогенами

Качественная реакция на наличие двойных связей – обесцвечивание бромной воды!

hello_html_m5a96b216.gif

    1. Гидрирование.

hello_html_73af3efb.gif

kt – Ni, Pt, Pd.

    1. Гидратация (присоединение воды)

hello_html_m7cf95a22.gif

Реакции гидратации идут в присутствии серной или ортофосфорной кислот.

1.4 Реакция с галогенводородами (гидрогалогенирование).



hello_html_m269cda23.gif

hello_html_64aefb18.gif

  1. Реакции окисления.

    1. Горение.

hello_html_2e5d2f42.gif

    1. Реакция с раствором перманганата калия.

Обесцвечивание раствора перманганата калия (ярко-розовая окраска) – качественная реакция на двойную C=C связь!

hello_html_m24ad411d.gif

Кроме раствора KMnO4можно использовать другие мягкие оксилители.

    1. Частичное оксиление кислородом воздуха.

hello_html_1d90a2dc.gif

  1. Реакции полимеризации.

hello_html_mf21e2f6.gif

Катализаторы катионной полимеризации – кислоты, пероксиды, например – H2O2.

Реакция полимеризации – химический процесс соединения множества исходных молекул низкомолекулярного вещества (мономера) в крупные молекулы(макромолекулы) полимера.

Полимер – высокомолекулярное соединение, молекулы которого состоят из множества одинаковых структурных звеньев.

Применение этилена – сырье для производства горючего, пластмасс, взрывчатых веществ, антифризов, растворителей, ацетальдегида, этилового спирта, синтетического каучука, уксусной кислоты и др.

Применение полиэтилена – материал для изготовления медицинского оборудования, предметов домашнего обихода, тары, пленок, клейкой ленты, деталей и др.


САМОПРОВЕРКА.

  1. Как получают этилен: а) в промышленности, б) в лаборатории.

  2. По аналогии с этиленом напишите уравнения реакций получения пропена: а) из пропана, б) из пропанола-1.

  3. С помощью каких реакций можно отличить этилен от этана?


ГРУППА 403 биология 29,30

ТЕМА: Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.

Тема:Постэмбриональное развитие организмов.Развитие взрослого организма.

Задание: Посмотреть видео, прочитать, сделать конспект.
Периоды постэмбрионального развития
Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: ювенильный, период зрелости и период старения.
 
Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои функции нервная, кровеносная и выделительная системы.
 
С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств.  В течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для вида размеров.
 
Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается её формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.
 
В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится лишь несколько суток, у других — много лет.
 
Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией органов. Старение приводит к естественной смерти.
Прямое и непрямое развитие
Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие.

При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию.
 
Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных  (малощетинковых червей, пауков и др.).
 
utka_utyata_semya_progulka_ptitsyi.jpg
 
При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма —  превращение, или метаморфоз.
Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме.
Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.
Пример:
личинка лягушки (головастик) не похожа на взрослое земноводное, а похожа на рыбу (нет конечностей, жаберное дыхание, боковая линия и т. п.). Постепенно происходит развитие органов взрослых земноводных.
13-04-2018 10-28-33.jpg
Головастики лягушки
 
Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом).
  
При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растёт, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго).
 
Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчёл, ос, шмелей) и т. п.
 
12-04-2018 12-30-33.jpg
 
Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов), прямокрылых, стрекоз.
 
04-04-2018 12-55-32.jpg
  
Сравнение прямого и непрямого развития
Преимущества прямого развития организмов:
  • развитие организма во взрослую особь (ювенильный период) обычно проходит за более короткий промежуток времени;
  • не происходит существенной перестройки организма, и поэтому требуется меньше энергии и питательных веществ.
Недостатки прямого развития организмов:
  • для осуществления эмбрионального развития требуется большое количество питательных веществ в яйцеклетках или внутриутробное развитие потомства;
  • при перенаселении обостряется внутривидовая конкуренция между молодыми и зрелыми особями, так как им необходимы одинаковые жизненные ресурсы.
Преимущества непрямого развития организмов:
  • у многих видов животных личинки и взрослые особи занимают разные экологические ниши — это снижает внутривидовую конкуренцию;
  • у малоподвижных или прикреплённых животных личинки способствуют расселению вида, расширению его ареала.
Недостатки непрямого развития организмов:
  • развитие во взрослую особь обычно занимает длительный промежуток времени;
  • для метаморфоза требуется много пищи и энергии. 

ТЕМА:Контрольная работа №1

Выполните электронные тесты, ответы я увижу ,но сначала  запишите ответы на вопросы на двойном листе(как обычно).

Электронные тесты


Вариант №1

1). В процессе митоза образуется а)3 клетки б)ничего в)2 клетки г)4 клетки

2).  Диплоидным набором хромосом называют а)двойной б)одинарный в)тройной г) полинабор

3) Гаметы это а) стволовые клетки б)половые клетки в)соматические клетки г)акробатические клетки

4)митоз происходит а) во всех клетках б)в половых в)в волосяных г)в природе нет такого явления

5) Вегетативное размножение это а)размножение семенами б)размножение спорами в)размножение бактериями г)частями растения

6) Двойное оплодотворение у растений происходит а)в тычинках б)в пыльниках в)в пестике г)в чашелистиках

7) Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется

а) эмбриология б) палеонтология в) экология г) генетика

8) Как называются подвижные мужские половые клетки а)яйцеклетки б)клетки со жгутиком в)сперматозоиды г)акросомы а)двойной б)одинарный в)тройной г) полинабор




Задания с развернутым ответом

1)Напишите о влиянии алкоголя на организм.

2)Напишите отличия бесполого размножения и полового.

3)Назовите три способа вегетативного размножения растений, приведите примеры

4)Дайте определение процессу оплодотворения.

ГРУППА 408 БИОЛОГИЯ, 15

ТЕМА:  ФОТОСИНТЕЗ.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в зелёных растениях. Фотосинтез создал всю массу растений на Земле и обогатил атмосферу кислородом.

Как питается растение?

Раньше люди были уверены, что все вещества для своего питания растения берут из почвы. Но один опыт показал, что это не так.

В горшок с землёй было посажено дерево. При этом измерили массу и земли, и дерева. Когда через несколько лет снова взвесили то и другое, оказалось, что масса земли уменьшилась всего на несколько граммов, а масса растения увеличилась на много килограмм.

В почву вносили только воду. Откуда же взялись эти килограммы растительной массы?

Из воздуха. Все органические вещества растений созданы из углекислого газа атмосферы и почвенной воды.

Энергия

Животные и человек питаются растениями, чтобы получить энергию для жизни. Эта энергия содержится в химических связях органических веществ. Откуда она там?

Известно, что растение не может нормально расти без света. Свет и является энергией, с помощью которой растение строит органические вещества своего тела.

Не важно какой это свет, солнечный или электрический. Любой луч света несёт энергию, которая становится энергией химический связей и как клей удерживает атомы в больших молекулах органических веществ.

Где идёт фотосинтез

Фотосинтез проходит только в зелёных частях растений, а точнее, в особых органах растительных клеток – хлоропластах.



Рис. 1. Хлоропласты под световым микроскопом.

Хлоропласты являются разновидностью пластид. Они всегда зелёные, т. к. содержат вещество зелёного цвета – хлорофилл.

Хлоропласт отделён от остального объёма клетки мембраной и имеет вид зёрнышка. Внутреннее пространство хлоропласта называется стромой. В ней и начинаются процессы фотосинтеза.



Рис. 2. Внутреннее строение хлоропласта.

Хлоропласты являются как бы фабрикой, на которую поступает сырьё:

  • углекислый газ (формула – СО₂);
  • вода (Н₂О).

Вода поступает из корней, а углекислый газ – из атмосферы через особые отверстия в листьях-устьица. Свет является энергией для работы фабрики, а полученные органические вещества – продукцией.

Сначала производятся углеводы (глюкоза), но впоследствии из них образуется множество веществ разнообразных запахов и вкусов, которые так любят животные и люди.

Из хлоропластов полученные вещества транспортируются в разные органы растения, где откладываются в запас, либо используются для процессов жизнедеятельности.

Реакция фотосинтеза

В общем виде уравнение фотосинтеза выглядит так:

СО₂(углекислый газ) + Н₂О(вода) = органические вещества(глюкоза) + О₂ (кислород)

Зелёные растения входят в группу автотрофов (в переводе – «сам питаюсь») – организмов, которым для получения энергии не нужны другие организмы.

Основная функция фотосинтеза – создание органических веществ, из которых строится тело растений.

Выделение кислорода – побочный эффект процесса.

Значение фотосинтеза

Роль фотосинтеза в природе чрезвычайно велика. Благодаря ему создан весь растительный мир и озоновый экран нашей планеты.



Рис. 3. Фотосинтез.

Благодаря фотосинтезу растения:

  • являются источником кислорода для атмосферы;
  • переводят энергию солнца в доступную для животных и человека форму.

Жизнь на Земле стала возможной при накоплении достаточного количества кислорода в атмосфере. Ни человек, ни животные не смогли бы жить в те далёкие времена, когда его не было, или было мало.

Какая наука изучает процесс фотосинтеза

Фотосинтез изучают разные науки, но больше всего ботаника и физиология растений.

Ботаника – это наука о растениях и, поэтому изучает его как важный жизненный процесс растений.

Наиболее подробно изучает фотосинтез физиология растений. Учёные-физиологи определили, что этот процесс сложный и имеет стадии:

  • световую;
  • темновую.

Это значит, что фотосинтез начинается на свету, но заканчивается в темноте.

Заключение

Что мы узнали?

Изучив данную тему по биологии 5 класса, можно объяснить кратко и понятно фотосинтез как процесс образования в растениях органических веществ из неорганических (СО₂ и Н₂О). Его особенности: проходит в зелёных пластидах (хлоропластах), сопровождается выделением кислорода, осуществляется под действием света.

Тест по теме

Подробнее: https://obrazovaka.ru/biologiya/fotosintez-kratko-5-klass.html


ГРУППА 206 БИОЛОГИЯ 43,44

Дема: Доказательства эволюции.

Задание : посмотрите видео, прочитайте текст под видео и составьте план-конспект.  

Фотоотчеты вышлите на почту : rimma.lu@gmail.com


Тема: Вид. Критерии вида. Популяция.












Вид — это совокупность особей, которые обладают наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям и занимают определенный ареал. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет, для этого требуется учитывать все критерии вида.


 Используем один из критериев – морфологический, для характеристики вида, выполним лабораторную работу на тему: «Морфологические особенности растений различных видов». Для выполнения лабораторной работы представлены комнатные растения.


ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАСТЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Типы соцветий растений

hello_html_m25675e2a.png




Признаки однодольных и двудольных растений

Признаки растений кл. однодольные

Признаки растений кл. двудольные

1. в семени одна семядоля

1. в семени две семядоли

2. мочковатый тип корневой системы

2. стержневой тип корневой системы

3. параллельное или дуговое жилкование листьев

3. сетчатое жилкование листьев



 Лабораторная работа 

Тема:«Морфологические особенности растений различных видов»

Цель: научиться определять Морфологические особенности растений различных видов


ХОД РАБОТЫ

(пишите от первого лица, т.е. рассмотрим..., составим...)

1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)



2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)



3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)



4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)



5.строение цветка (одиночные или соцветия (вид соцветия)



6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)



Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)


Материал для справок

hello_html_52645edc.png

Мята перечная

Этот вид выращивается во многих странах. Растения прямостоячее, достигают высоты 80 см и легко узнаются по простым зазубренным листьям с фиолетовым краем сетчатого жилкования. Листочки имеют приятный запах и освежающий холодящий вкус. Мята перечная растение с горизонтальным ветвистым корневищем и тонкими мочковатыми корнями.

Цветы собраны в соцветия колос.

Различают две формы мяты перечной – черную и белую. Наиболее интенсивно культивируют черную (еще называемую английской) мяту, дающую значительно больший выход эфирного масла, чем белая мята. Этот вид мяты размножается вегетативным способом.

hello_html_m1a31d727.png

Мята яблочная (душистая)

Это пряно-ароматическое растение, родиной которого считают Египет и Малую Азию. Растение прямостоячее, растет кустом высотой до 60 см. Листочки простые округлые, довольно крупные, морщинистые по краям. Надземная часть темно-зеленого цвета, употребляется в качестве пряности. Мята душистая имеет горизонтальные ветвистые корневища и тонкие мочковатые корни.

Цветы собраны в соцветия колос.

Мята яблочная обладает нежным ароматом. Может быть добавлена в салаты, супы, мясные блюда, но и в различные напитки, сладкие блюда и домашнюю выпечку.

Размножается семенами и вегетативным способом.