суббота, 24 октября 2020 г.

Суббота,24.10.20г.  306,208,301,106,108 группы ,рабочий день.

Группа 306. Тема:Периодическая таблица химических элеменотов. Сторение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.    Периодический  закон и периодическая система  элементов  оказали огромное влияние  на развитие науки и техники : они послужили теоретическим фундаментом  направленного поиска  и открытия  за истекшее столетие 46 новых элементов из  известных в настоящее время. Кроме того  , закон Д.И.Менделеева послужил толчком к исследованиям  строения атома,  которые изменили наши представления о законах микромира и привели к практическому воплощению идеи  использования  ядерной энергии.


   Химический элемент -  это совокупность атомов  с одинаковым зарядом ядра.

   Свойства элементов , а также  свойства и формы их соединений находятся  в периодической зависимости  от заряда ядра атома элемента.

   Общее число электронов   в  электронейтральных атомов равно числу протонов в ядре .т.е. атомному номеру элемента . Число  энергетических уровней , на которых  располагаются электроны в атоме,  определяется номером периода . Чем больше номер периода , тем больше  энергетических уровней, на которых располагаются электроны, и тем  больше  внешние энергетические уровни удалены от ядра.

     Три формулировки Периодического закона :

- свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости  от относительных атомных масс  элементом

- свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической  зависимости  от зарядов их атомных ядер

- свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости  от строения  внешних энергетических уровней атомов

   Периодическая система  химических элементов – это графическое отображение Периодического закона.



Прочитайте текст, просмотрите видео, сделайте записи, ответьте на вопросы( вопросы не надо записывать)

 1. Что положил в основу классификации  химических элементов Д.И.Менделеев ?

    ( Ответ вытекает  из названия первого  варианта  системы Д.И.Менделеева «Опыт системы элементов , основанной на их атомном весе  и химическом сходстве»

 2 Каков физический смысл (т.е. на что указывает)порядкового номера химического элемента ?

 3  Каков физический смысл номера периода таблицы Д.И.Менделеева ?

 5.  Чему равно число электронов  на внешнем энергетическом уровне атома ?

 6. Укажите число  электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме  кремния.

ГРУППА 208 биология

Тема: возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч.

Дарвин  и его теория возникновения жизни.

Для чего нам нужны знания об эволюции? Решение проблемы возникновения жизни, ранних стадий формирования и развития биосферы, геологической истории Земли немыслимо вне общих представлений о биологической эволюции. Вопросы происхождения человека, эволюции общественного поведения и коммуникаций у животных лежат на стыке биологических и социальных наук. Эволюционное учение связывает в единое целое вопросы развития живой и неживой природы и соединяет их с вопросами истории развития человека. В связи с этим необходимо понять процесс исторического развития живой материи от сравнительно простых форм жизни к более высокоорганизованным формам, выявить взаимосвязь этого процесса с непрерывным приспособлением живого к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, с преобразованием одних видов в другие.

Внимательно просмотрите видео и выполните записи .


ГРУППА 301,биология, тема: Фотосинтез.

 Повторение пройденного материала .(ответьте письменно на вопросы, можно выборочно)

Что такое метаболизм?

- Из каких взаимно противоположных процессов он состоит?

Что такое анаболизм, катаболизм?

- Где протекают процессы катаболизма?

- Какие условия необходимы для этих процессов?

- Кто такие доноры, акцепторы? Приведите примеры.

- Кто такие переносчики электронов, аккумуляторы энергии? Приведите примеры.

На какие стадии делится энергетический обмен?

- Приведите краткую характеристику подготовительного этапа.

- Где протекает гликолиз?

- Какие вещества участвуют в этом процессе?

- До каких веществ окисляется глюкоза?

- Какие вещества запасают энергию на этой стадии?

Какие условия необходимы для дальнейшего окисления глюкозы?

- Как называется этот этап биологического окисления?

- Что является самым важным результатом процессов, происходящих в цикле Кребса?

- Какую роль они выполняют?

 Сегодня мы с вами познакомимся с одним биологическим процессом, уникальным по многим свойствам на нашей планете. 

  • это практически единственный процесс в живой природе, где происходит преобразование одного вида энергии в другую;
  • этот процесс способствует предохранению поверхности Земли от парникового эффекта и образованию защитного озонового экрана вокруг планеты;
  • в результате этого процесса образуются сложные органические вещества;
  • это единственный процесс, который снабжает кислородом атмосферу и, следовательно, обеспечивает существование аэробных организмов.

 Изложение нового материала. (материал сложный для восприятия, поэтому , посмотрите видео, прочитайте текст, а в выводы перепишите, см. ниже) .

Основным источником энергии для всех живых существ, населяющих нашу планету, служит энергия солнечного света, которую аккумулируют непосредственно только зеленые растения, в том числе водоросли, редкие простейшие, зеленые и пурпурные бактерии. Их клетки за счет энергии солнечного света способны синтезировать органические соединения: углеводы, жиры, белки и др. За счет энергии света в фотосинтезирующих клетках образуется АТФ, играющая роль своеобразного аккумулятора энергии. Еще одним аккумулятором энергии помимо АТФ является сложное органическое соединение НАДФ(окисленная форма). Это соединение захватывает возбужденные светом электроны и ион H (протон) и восстанавливается в результате этого до НАДФ*Н.

За счет энергии АТФ и при участии НАДФ происходит восстановление СОдо С6Н12О6.

Вопросы учащимся:

- Где происходят все эти сложные процессы? (Правильный ответ - хлоропласты).

- Какое строение они имеют? (Внутренняя мембрана образует уложенные стопками плоские пузырьки-тилакоиды. Стопки тилакоидов называют гранами. В гранах находятся все фотосинтетические структуры. Ферменты, восстанавливающие СОдо С6Н12О6 находятся в основном в строме).

Световая фаза

- Почему Граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке? (На каждую из них таким образом падает больше света).

Помимо хлорофилла, в хлоропластах клеток разных видов высших растений содержатся и другие вспомогательные рецепторы световой энергии, такие как желтые каротиноиды и красные или синие фикобиллины.

В процессе фотосинтеза различают световую и темновую фазы. При освещении растений энергия света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ*Н. Энергия этих соединений легко освобождается и используется внутри клетки растения для разных целей, в первую очередь для синтеза С6Н12Ои иных органических соединений. Поэтому такую начальную стадию фотосинтеза называют световой фазой.

В составе хлоропластов содержатся две фотосистемы разного строения: фотосистема I и фотосистема II.

В фотосистеме I имеется реакционный центр - молекула хлорофилла в комплексе с особым белком. Этот комплекс поглощает красный свет длиной волны 700 нм. Под действием света электрон в этом реакционном центре переходит в возбужденное состояние, "перескакивая" на высокий энергетический уровень молекулы хлорофилла, и идя по цепи переносчиков электронов, электроны переносятся на НАДФ+, восстанавливая его в НАДФ*Н. В молекулах хлорофилла фотосистемы I остаются при этом "дыры", незаполненные места электронов, перешедших в НАДФ*Н. Эти "дыры" заполняются электронами, которые образуются в фотосистеме II.

В фотосистеме II также имеется реакционный центр - комплекс хлорофилла с белком, который поглощает свет с длиной волны 680 нм. Под действием света электрон хлорофилла в этом центре также переходит в возбужденное состояние и захватывается первым переносчиком длинной цепи, обозначаемым буквой Z. От этого акцептора электрон спускается по цепи переносчиков вниз и в конечном счете заполняет дыру, образовавшуюся в хлорофилле фотосистемы I. Но на этом пути энергия электронов опосредованно расходуется на "зарядку" универсального биологического аккумулятора: на фосфорилирование АДФ в богатую энергией АТФ. Таким образом, энергия света преобразуется и запасается в молекулах АТФ и расходуется далее на синтез углеводов, белков, нуклеиновых кислот и для иных жизненных процессов растений, а через них и других живых организмов, населяющих нашу планету. Этой же цели (синтез углеводов) служит НАДФ*Н, образующийся в фотосистеме I.

Откуда берутся электроны в фотосистеме II для передачи их в фотосистеме I? Многочисленные исследования показали, что источником электронов в фотосистеме II является вода. Расщепление молекулы воды - фотолиз происходит благодаря энергии света. Катализирует этот процесс Мn - содержащий ферментный комплекс. При этом возникают электроны (e), протоны (h+) и в качестве побочного продукта кислород, который выделяется в атмосферу нашей планеты. Это тот О2, которым мы дышим и который необходим всем аэробным организмам. Уравнение фотолиза выглядит так:

2О -> 4Н+ + 4e -> О2

Темновая фаза

В составе хлоропластов имеется фермент, который катализирует соединение молекулы СО2 с производным пятиуглеродного сахара рибозы - рибулезодифосфатом при участии сложного фермента, который начинает превращение неорганического соединения СОв органические соединения - углеводы. В результате присоединения одной молекулы СО2 к углеродному рибулезодифосфату образуется шестиуглеродное промежуточное, коротко живущее соединение, которое вследствие гидролиза распадается на две трехуглеродные молекулы фосфоглицериновой кислоты.

Группа ферментов катализирует ступенчатое образование из двух таких трехуглеродных молекул одной молекулы шестиуглеродного сахара - фруктозо-6 фосфата, который далее превращается в глюкозу. В свою очередь, глюкоза может ферментативно полимеризоваться в клетках в крахмал, который служит энергетическим резервом. Глюкоза полимеризуется, образуя также молекулы опорных полисахаридов растений - целлюлозу.

1 молекула С6Н12Ообразуется из 6 молекул СО2. При этом для синтеза молекулы гексозы требуется расходовать 18 молекул АТФ и 12 молекул НАДФ*Н:

6СО+ 12Н -> С6Н12О6

Фиксация СО2 и включение углерода в углеводы носит циклический характер, так как часть промежуточных углеводов претерпевает процесс конденсации и перестроек до рибулезодифосфата - первичного акцептора СО2, что обеспечивает непрерывную работу цикла.

Впервые этот процесс подробно изучил американский биохимик М.Кальвин, в честь которого он и получил название - цикл Кальвина.

Далее на мультимедийном экране демонстрируется видеоряд как закрепление материала.

 Выводы:

Характеристика световой фазы фотосинтеза:

Образование АТФ

Поставка НАДФ*Н для биосинтеза

Фотолиз воды

Образование О2

Темновая фаза:

1. Темновая фаза осуществляется в цитоплазме прокариот и в строме хлоропластов у эукариот.

2. В ходе темновых реакций происходит восстановление углекислого газа при участии протонов воды и АТФ. В результате образуется глюкоза.

 Заключение.

С точки зрения продуктивности нет ничего, что могло бы сравниться с фотосинтезом.

В результате фотосинтеза на земле образуется 150 млрд. т органического вещества и выделяется около 200 млрд.т. О2 в год. Для сравнения все заводы нашей планеты выпускают цемента - 300 млн.т, а все сталелитейные заводы мира выпускают в год около 350 млн.т. стали.

Фотосинтез создал (около 3 млрд. лет назад) и поддерживает состав атмосферы, необходимый для жизни на Земле. Он препятствует увеличению концентрации СО2 в атмосфере, предотвращая перегрев Земли (парниковый эффект).

Созданная за счет фотосинтеза кислородная атмосфера защищает живое от губительного коротковолнового УФ-излучения (озоновый экран атмосферы).

ГРУППА 106. Тема: Типы размножения. Митоз.

Прочитайте, составьте план-конспект(кратко)

Размножение — свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. Существуют два основных способа размножения — бесполое и половое.

Бесполое размножение

Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов — в специализированных органах. Различают следующие способы бесполого размножения: деление, почкование, фрагментация, полиэмбриония, споро­образование, вегетативное размножение.

Бесполое размножение

Деление — способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две или большее количество дочерних клеток. Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты), б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли), в) множественное деление, или шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы). Во время деления парамеции (1) микронуклеус делится митозом, макронуклеус — амитозом. Во время шизогонии (2) сперва многократно митозом делится ядро, затем каждое из дочерних ядер окружается цитоплазмой, и формируются несколько самостоятельных организмов.

Тесты по биологии 11 класс

Почкование — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи (3). Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут остаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).

Фрагментация (4) — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Полиэмбриония — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион (монозиготные близнецы).

Вегетативное размножение — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).

 

Вегетативный органСпособ вегетативного размноженияПримеры
КореньКорневые черенкиШиповник, малина, осина, ива, одуванчик
Корневые отпрыскиВишня, слива, осот, бодяк, сирень
Надземные части побеговДеление кустовФлокс, маргаритка, примула, ревень
Стеблевые черенкиВиноград, смородина, крыжовник
ОтводкиКрыжовник, виноград, черемуха
Подземные части побеговКорневищеСпаржа, бамбук, ирис, ландыш
КлубеньКартофель, седмичник, топинамбур
ЛуковицаЛук, чеснок, тюльпан, гиацинт
КлубнелуковицаГладиолус, крокус
ЛистЛистовые черенкиБегония, глоксиния, колеус

 

Спорообразование (6) — размножение посредством спор. Споры — специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах — спорангиях. У высших растений образованию спор предшествует мейоз.

Клонирование — комплекс методов, используемых человеком для получения генетически идентичных копий клеток или особей. Клон — совокупность клеток или особей, произошедших от общего предка путем бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий — простое деление).

Половое размножение

Половое размножение

Половое размножение осуществляется при участии двух родительских особей (мужской и женской), у которых в особых органах образуются специализированные клетки — гаметы. Процесс формирования гамет называется гаметогенезом, основным этапом гаметогенеза является мейоз. Дочернее поколение развивается из зиготы — клетки, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет. Процесс слияния мужской и женской гамет называется оплодотворением. Обязательным следствием полового размножения является перекомбинация генетического материала у дочернего поколения.

В зависимости от особенностей строения гамет, можно выделить следующие формы полового размножения: изогамию, гетерогамию и овогамию.

Изогамия (1) — форма полового размножения, при которой гаметы (условно женские и условно мужские) являются подвижными и имеют одинаковые морфологию и размеры.

Гетерогамия (2) — форма полового размножения, при которой женские и мужские гаметы являются подвижными, но женские — крупнее мужских и менее подвижны.

Овогамия (3) — форма полового размножения, при которой женские гаметы неподвижные и более крупные, чем мужские гаметы. В этом случае женские гаметы называются яйцеклетками, мужские гаметы, если имеют жгутики, — сперматозоидами, если не имеют, — спермиями.

Овогамия характерна для большинства видов животных и растений. Изогамия и гетерогамия встречаются у некоторых примитивных организмов (водоросли). Кроме вышеперечисленных, у некоторых водорослей и грибов имеются формы размножения, при которых половые клетки не образуются: хологамия и конъюгация. При хологамии происходит слияние друг с другом одноклеточных гаплоидных организмов, которые в данном случае выступают в роли гамет. Образовавшаяся диплоидная зигота затем делится мейозом с образованием четырех гаплоидных организмов. При конъюгации (4) происходит слияние содержимого отдельных гаплоидных клеток нитевидных талломов. По специально образующимся каналам содержимое одной клетки перетекает в другую, образуется диплоидная зигота, которая обычно после периода покоя также делится мейозом.

МИТОЗ-способ деления клеток тела(соматических клеток) эукариот(организмов , в клетках которых есть оформленное ядро, т.е. растений, грибов, животных).В процессе этого деления из одной клетки (материнской) образуются две дочерние клетки с точно таким же набором хромосом, что и у материнской. Благодаря митозу организм растет, заживают раны, восстанавливаются ткани и некоторые органы.

Фазы митоза: 1-профаза, 2-метафаза, 3-атафаза, 4-телофаза.




ГРУППА 108.    Тема:ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 

Возьмите двойной лист, подпишите :

    Практичнская работа

по химии

учащейся группы 108

ГБОУ СПО ЛНР "ККА"

Ф.И.

Раскройте, напишите число:24.10.20г. (прочитайте данный текст: Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента

  1. Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.  Никогда не берите вещества руками.

  2. Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку.

  3. В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

  4. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  5. Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.

6. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

7. Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.

8. Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.

9. При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие    пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.        

10. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

11. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

12. Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом  руководстве по проведению каждого опыта.

13. Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

14. Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.

15. После работы приведи порядок на рабочем месте.

 

и потом запишите: С правилами ТБ ознакомлена.

ДАЛЕЕ ЗАПИСЫВАЕМ:

Тема: Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель, штатив для пробирок, лучинка, цинк, магний, медь: гранулы и порошок, растворы соляной кислоты (1:3, 1:10), уксусная кислота, мел, стакан с горячей водой, пероксид водорода, оксид марганца (IV).

Ход работы:


1. Влияние природы реагирующих веществ

1) В три пробирки наливаем соляной кислоты. В первую пробирку положим кусочек магния, во вторую - кусочек цинка, в третью - кусочек меди. 


В первой пробирке (магния) наблюдается активное выделение газа (водорода)

Во второй пробирке (где цинк) медленно выделяются пузырьки газа (водорода)


В третей пробирке (где медь) ничего не наблюдается

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2






Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2







Cu + HCl  реакция не идет



2) Нальем в одну пробирку соляной кислоты, в другую - такое же количество уксусной кислоты (концентрация кислот одинакова). Опустим в каждую пробирку по две гранулы цинка. Определим, какая реакция протекает быстрее


С цинком быстрее протекает реакция с соляной кислотой, чем с уксусной кислотой

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2


Zn + 2CH3COOH → (CH3COO)2Zn + H2


 Реакция цинка с соляной кислотой протекает гораздо более интенсивно, чем с уксусной кислотой

2. Влияние концентрации реагирующих веществ

В две пробирки поместим по одной грануле цинка. В одну прильем 1 мл соляной кислоты (1 : 3), в другую - столько же этой кислоты (1 : 10).



Там, где концентрация кислоты больше (1:3), там реакция идет быстрее, чем где концентрация кислоты составляет 1:10.


В двух пробирках идет одна и та же реакция:
Zn + 2HCl → ZnCl
2 + H2

Чем выше концентрация   реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции

3. Влияние поверхности соприкосновения реагентов

В одну пробирку опустим кусочек мела, в другую насыплем порошок мела. Налейте в пробирку по 1,5 мл соляной кислоты одинаковой концентрации. 

Наиболее интенсивно газ выделяется, там где был порошок мела, нежели кусочек мела


В двух пробирках идет одна и та же реакция:
CaCO
3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

При увеличении степени измельчения твердых веществ, увеличивается поверхность соприкосновения реагирующих веществ, т. е. растет число столкновений между молекулами и или атомами поэтому, чем выше степень измельчения веществ, тем быстрее протекает скорость реакции

4. Влияние температуры

В две пробирки опустим по одной грануле цинка. Нальем по 1 мл соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну пробирку опустим в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения пузырьков водорода сделаем вывод о влиянии температуры на скорость химической реакции

Быстрее реакция идет там, где пробирка опущена в стакан с горячей водой

В двух пробирках идет одна и та же реакция:
Zn + 2HCl → ZnCl
2 + H2

При столкновении молекул и/или атомов реагируют только те молекулы и/или атомы, которые обладают достаточной кинетической энергией для осуществления реакции. При повышении температуры доля таких молекул и/или атомов возрастает, поэтому в пробирке, которая опущена в стакан с горячей водой, реакция идет более интенсивно

5. Влияние катализатора

В пробирку налейте 1 мл пероксида водорода и внесите тлеющую лучинку, не прикасаясь к жидкости. Что наблюдаете? Добавьте к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца

Налили 1 мл пероксида водорода и внесли тлеющую лучинку - ничего не произошло. После того, как добавили к пероксиду водорода несколько кристалликов оксида марганца (IV) началось бурное выделение газа, когда внесли тлеющую лучинку в пробирку - она воспламенилась (явный признак того, что выделяющийся газ - кислород). После окончания реакции оксид марганца (IV) не растворился. Из всего этого следует, что оксид марганца (IV) выполняет роль катализатора

2H2O2 -MnO2→ 2H2O + O2

Под действием катализаторов вещества становятся реакционно способными при более низкой температуре



Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры,  от присутствия катализаторов.