среда, 17 ноября 2021 г.

  СРЕДА 17.11.21 г.  306 403,  408, 206

моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

ГРУППА 306  ХИМИЯ 27,28

 Тема урока: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУТАДИЕНА-1,3 И ИЗОПРЕНА.ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ

БРОМНОЙ ВОДЫ И И ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ В КАУЧУКИ. 

Сегодня мы знакомимся с углеводородами с двумя двойными связями. Подробнее вы узнаете о них из видеоурока ( здесь очень содержательно и доходчиво объясняет учитель)

Свои записи сфотографитуйте и пришлите мне на почту.


ГРУППА 403 биология 31,32

 Тема: Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.

ТЕМА: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 


Законы Менделя кратко и понятно

Открытие Менделя заложило основу генетики, науки изучающей вопросы наследования и изменения особенностей организмов. Она сгорала большую роль в развитии различных сфер человеческой деятельности.


В 19 веке австрийский ботаник и биолог Грегор Иоганн Мендель проводил исследования посевного гороха. Он смог установить, как передаются признаки по наследству. Это исследование выявило три закономерности, которые получили название «Законы Менделя».

Открытие Менделя заложило основу генетики, науки изучающей вопросы наследования и изменения особенностей организмов. Она сгорала большую роль в развитии различных сфер человеческой деятельности.

 

 






 

Содержание:

  1. Закон единообразия

  2. Закон расщепления

  3. Закон независимого наследования признаков

  4. Заключение

Закон единообразия

Порядок проведения эксперимента

Этот закон был установлен в ходе первого этапа эксперимента. Были взяты два гороха с разными особенностями – разным цветом семян. Они были обозначены как родительские растения или «РР». Одни были желтые, другие зеленые. Для чистоты эксперимента проводилось искусственное опыление.

Результат

Результатом стало появление гороха первого поколения «F1». У таких растений семена всегда были желтыми. Это значит, что второе поколение представляло собой один определенный тип и имело признаки только одного из растений первого поколения (желтый цвет в данном случае). Такие признаки называются доминантными.

Таким образом у всего второго поколения проявилось единообразие, что и дало название закону.

Закон расщепления

Порядок проведения эксперимента

Для следующего этапа исследования использовался только горох первого поколения. Мендель высадил его и оставил без вмешательства, чтобы горох мог самостоятельно опылиться. Это позволило появиться растениям второго поколения «F2».

Результат


Из-за самостоятельного опыления появились семена желтого и зелёного цвета. А поскольку жёлтый цвет является доминантным признаком, то соотношение семян желтого цвета к зеленому составило 3 к 1.

Разделение, а точнее расщепление родительского типа на два различных, дало название второму закону.

Данный опыт помог установить, что признак одного из родителей (зеленый цвет) не исчез полностью, а просто неактивен или подавлен. За него отвечал тот же ген, что и за желтый цвет, за который отвечала часть гена – доминантный аллель. Желтый цвет в себе содержала рецессивная аллель – «а», подавляемая доминантной «А».

Поэтому строение растений:

  • зеленый горох-родитель – две рецессивных аллели «аа»;

  • желтый горох-родитель – две доминантных аллели «АА»;

  • желтый горох первого поколения – одна доминантная и одна рецессивная аллели «Аа»;

  • желтый горох второго поколения – он может содержать следующие аллели: «АА», «Аа», «аА». В них цвет обуславливается наличием доминанта;

  • зеленый горох второго поколения – две рецессивных аллели «аа».

Третий закон независимого наследования признаков

Порядок проведения эксперимента

Для третьего опыта Мендель использовал растения гороха с несколькими различающимися признаками: цвет семян и их гладкость. Один вид имел семена гладкие желтые, а второй – зеленые и ребристые.

В первом поколении растение приобрело следующие признаки: желтый цвет и гладкость семян.

Во втором поколении уже наблюдалось расщепление:

  • желтый цвет и гладкие семена;

  • желтый цвет и ребристые семена;

  • зеленый цвет и гладкие семена;

  • зеленый цвет и ребристые семена.

Получившийся результат говорит о том, что передача и наследование двух разных признаков не зависит друг от друга. А соответственно за гладкость отвечает другой ген, у которого своей набор аллелей. Гладкие семена обуславливаются сочетанием аллелей «BB», «Bb», «bB».

Таким образом строение растений:

  • зеленый горох-родитель с ребристыми семенами – «аа» и «bb»;

  • желтый горох-родитель с гладкими семенами – «АА» и «BB»;

  • желтый горох первого поколения с гладкими семенами – «Аа» и «Bb»;

  • желтый горох второго поколения с гладкими семенами – «АА», «Аа», «аА» в сочетании с «BB», «Bb», «bB».

  • желтый горох второго поколения с ребристыми семенами – «АА», «Аа», «аА» и «bb»

  • зеленый горох второго поколения с гладкими семенами – «аа» в сочетании с «BB», «Bb», «bB»;

  • зеленый горох второго поколения с ребристыми семенами «аа» и «bb».

Таким образом соотношение цветов и гладкости: 9-3-3-1.

Заключение

В ходе экспериментов Мендель смог установить, что любой ген может содержать рецессивную и(или) доминантную части. Она подавляет рецессивную. Обе эти части впоследствии были названы аллелями. При соединении растений с разными генами, их аллели будут передаваться независимо друг от друга, что начнет проявляться во втором поколении. Если в первом поколении растение приобретает только доминантные признаки, то во втором начнут проявляться и рецессивные. На этом и основываются три закона Менделя и это позволяет ученым-генетикам предугадывать поведение организма при размножении.

Материал взят с сайта https://nauka.club

ЗАПИШИТЕ КРАТКО ЗАКОНЫ:
Первый закон Менделя (закон единообразия
)
: В первом поколении все гибриды одинаковы, похожи на одного из родителей.
Второй закон Менделя (закон расщепления): При скрещивание гетерозиготных гибридов первого поколения происходит расщепление признаков в соотношении 3:1.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков):  При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков.
Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых  признаков, за которые отвечают аллели одного гена.
Дигибридное скрещивание — скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая, смешанная или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).

ГРУППА 408 БИОЛОГИЯ, 16

ТЕМА: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОКИСЛЕНИЕ. ДЫХАНИЕ.

Биологическое окисление.

Биологическое окисление. Анаэробный этап клеточного дыхания.


И гетеротрофные, и автотрофные организмы способны получать энергию для обеспечения клеточных нужд (биосинтез различных веществ, транспорт и движение) путём окисления органических веществ. Для гетеротрофов окисление органических веществ является единственным способом получения энергии. Фотоавтотрофы используют энергию света для того, чтобы синтезировать сахара, а полученные сахара используются либо для синтеза других веществ и построения тела в ходе процессов анаболизма, либо как источник энергии в катаболизме. Фотосинтезирующие организмы расходуют свои запасы органических веществ случае отсутствия света, например, в темное время суток, а также в клетках, которые находятся в тех частях организма, куда не проникает свет. 

Суть биологического окисления

Окисление — это процесс отдачи веществом электронов окислителю. Окисление может происходить в ходе различных процессов:

  1. Отдача веществом только электронов. Такое окисление имеет место, например, при превращении


    в составе цитохромов или же как реакция свободного железа при хемосинтезе.

  2. Окислительно-восстановительные реакции органических веществ в клетках часто сопровождаются передачей не только электронов, но и атомов О или Н. 
    а) Поскольку атом О обладает большей электроотрицательностью, чем атом С, увеличение количества атомов кислорода в соединении считается окислением.
    При этом степень окисления углерода в соединении увеличивается (электроны от него смещаются к кислороду, -заряд на атоме С увеличивается).
    Пример — окисление альдегида до карбоновой кислоты.

    б) Поскольку связь С–Н гораздо менее полярная, чем С–О, степень окисления углерода в соединениях с большим количеством атомов Н меньше (менее положительная), чем в соединениях с меньшим количеством атомов Н (при наличии других электроотрицательных атомов — О, N…).

    Поэтому окислением может называться отдача органическим веществом атомов водорода.
    Пример — окисление спирта в альдегид.

Переносчики водорода

Итак, биологическое окисление органических веществ часто происходит путем отдачи атомов водорода [H], то есть протонов  и электронов . Принимают эти атомы водорода, как правило, специальные молекулы — переносчики водорода. Основным переносчиком водорода является НАД (никотинамидадениндинуклеотид). Также в процессах биологического окисления участвует ФАД (флавинадениндинуклеотид). Реакции принятия ими водорода таковы:

НАДНАДНН

ФАДФАДН


Таким образом, НАД переносит 2 электрона и 1 протон, второй протон выделяется в раствор. ФАД переносит 2 электрона и 2 протона.
Принимая на себя атомы водорода, НАД и ФАД в реакциях биологического окисления играют роль окислителей. Восстановленные переносчики — НАДНН и ФАДН — наоборот, играют роль восстановителей, в частности в реакциях анаболизма (синтеза сложных органических веществ). Таким образом, переносчики водорода осуществляют связь катаболизма и анаболизма и передачу атомов водорода между ними. 

Этапы окисления энергетических субстратов

Процесс катаболизма энергетических субстратов (органических веществ) протекает с выделением энергии. Он состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный этап идет в полости пищеварительной системы или — при внутриклеточном пищеварении — во вторичных лизосомах. При этом полимеры расщепляются на мономеры, которые можно перенести через мембрану в цитоплазму клеток (или сначала в кровь, а затем в тканевую жидкость и в цитоплазму). Расщепление катализируют литические ферменты. Например, амилазы и мальтазы расщепляют в тонком кишечнике крахмал до глюкозы.
    Энергия на этом этапе выделяется в виде тепла, АТФ не образуется.

     

Основным источником энергии для многих клеток служит окисление глюкозы или других сахаров, поэтому рассматривается в первую очередь механизм окисления глюкозы, хотя и другие вещества могут окисляться с целью получения энергии (аминокислоты, жирные кислоты…).
Внутриклеточное окисление глюкозы включает два этапа:
а) анаэробный этап в цитоплазме — гликолиз. У анаэробов на этом окисление глюкозы заканчивается, так как нет молекулярного кислорода для дальнейшего окисления;
б) аэробный этап в митохондриях при участии молекулярного кислорода.

Гликолиз

Первый этап внутриклеточного окисления углеводов осуществляется без участия кислорода и называется гликолиз (от «гликис» — сладкий, «лизис» — распад). Он происходит в цитоплазме.

На первых этапах гликолиза тратится две молекулы АТФ на фосфорилирование 1 молекулы сахара. Образующаяся гексоза (С6), несущая два остатка фосфорной кислоты, распадается на две фосфорилированные триозы (2*С3). Затем происходит окисление фосфотриозы (фосфорилированного C3-сахара — «половинки» глюкозы) до фосфоглицериновой кислоты (ФГК). Это окисление осуществляется путем отнятия двух атомов водорода и переноса их на НАД с образованием НАДН. Выделяющаяся при этом энергия используется для присоединения фосфатного остатка к АДФ с образованием АТФ. Так как окислению подвергаются две триозы («половинки» глюкозы), образовавшиеся в результате расщепления 1 глюкозы, то образуется 2 молекулы АТФ на 1 молекулу глюкозы, т. е. восполняются затраты на активацию глюкозы.

Образовавшаяся ФГК превращается далее в пировиноградную кислоту (ПВК), или пируват, при этом синтезируется еще две молекулы АТФ в расчете на 1 молекулу глюкозы. Таким образом, расщепление в гликолизе одной молекулы глюкозы дают в результате выигрыш в 2 молекулы АТФ. Пируват — это конечный продукт гликолиза.
В результате этого процесса в клетке будет накапливаться НАД∙Н, который необходимо снова превратить в НАД. У аэробов водород, который несет НАДН, передается на молекулярный кислород в дыхательной цепи митохондрий с образованием воды и большого количества АТФ.
В условиях же бескислородной среды окисление НАДН до НАД происходит путем передачи водородов на образовавшийся в гликолизе пируват. В отсутствие кислорода пируват все равно не может быть окислен далее. Этот процесс восстановления пирувата и его дальнейших превращений называется брожением, его цель — получение НАД для дальнейшего использования вновь в гликолизе. Без НАД гликолиз остановится, и клетка погибнет от недостатка энергии (АТФ).

 

Различают разные типы брожения:
а) Молочнокислое брожение. ПВК (пируват) превращается в молочную кислоту (лактат). Так происходит, например, при частых сокращениях мышц, когда поступление кислорода недостаточно, и основная часть АТФ получается за счет гликолиза. Накопление молочной кислоты является основным фактором усталости мышц. Аналогичный процесс происходит при росте ряда микроорганизмов в анаэробных условиях. Накапливающаяся при этом молочная кислота подавляет рост гнилостных бактерий и служит консервантом продуктов при приготовлении простокваши, йогурта, квашеной капусты, силоса на корм скоту.

 

б) Спиртовое брожение. Дрожжи на завершающем этапе гликолиза отщепляют от пировиноградной кислоты карбоксильную группу в форме углекислого газа, в результате чего образуется уксусный альдегид. Он восстанавливается путем переноса водородов с НАД∙Н до этилового спирта. На этом процессе основано пивоварение, виноделие, а также поднятие дрожжевого теста (за счет пузырьков образующегося углекислого газа).


ГРУППА 206 БИОЛОГИЯ 47,48

Тема:
 Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции (Генетическое равновесие в популяции и его нарушение. Изоляция, миграция, дрейф генов, волны жизни) - ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО

Для выявления закономерностей, которым подчиняются изменения генофонда, нужно знать, что происходит с частотами аллелей и генотипов в различных условиях. Для начала необходимо ответить на вопрос, как будут изменяться эти частоты в идеальных условиях: численность популяции бесконечно большая, скрещивание всех особей внутри популяций равновероятно и не испытывает никаких затруднений, популяция изолирована, в популяции у особей не возникают новые мутации, естественный отбор не действует.


Сохраняется ли генофонд, таких популяций постоянным или он изменяется?


В 1908 году английский математик Г.Г. Харди и немецкий врач В.Р. Вайнберг независимо друг от друга сформулировали и математически доказали, что в популяциях, живущих изолировано, в условиях слабого давления естественного отбора устанавливается генетическое равновесие, то есть наблюдается постоянство частот аллелей различных генов.


Частоты генов, а соответственно и генотипов остаются неизменными из поколения в поколение — это одно из основных положений закона Харди-Вайнберга (напомню, действует только в идеальных популяциях).


Ясно, что ни одна реальная популяция не удовлетворяет этим условиям. Все популяции имеют конечную численность. Обычно они не полностью изолированы друг от друга, каждая популяция неоднородна внутри себя, все гены мутируют и многие мутации имеют селективное значение.


Процессы, обусловливающие “неподчинение” популяции закону Харди-Вайнберга и нарушающие ее генотипическое равновесие, становятся факторами эволюции. Один из этих факторов — мутационный процесс — мы уже рассмотрели.


К числу других факторов, имеющих важное эволюционное значение, относятся изоляция популяций, колебания их численности (“волны жизни”), генетико-автоматические процессы (дрейф-генов).


Необходимую предпосылку для действия всех этих факторов создает скрытое генотипическое разнообразие популяций. Скрытое генотипическое разнообразие в популяциях имеет большой эволюционный смысл: оно позволяет запастись такими вариантами изменчивости, которые обеспечивают быструю адаптацию организмов при появлении в среде новых факторов и при резких изменениях экологической обстановки.


Рассмотрим это на конкретном примере.


Показательный пример возможного использования скрытого генотипического разнообразия (мобилизационного резерва изменчивости) дают популяции насекомых, вырабатывающие устойчивость к инсектицидам.


В нашей стране ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) впервые был применен в 1942 г. в г. Москве для борьбы с комнатной мухой, а уже в 1946 г. появились первые сообщения о возникновении устойчивых линий этой мухи. Потом оказалось, что регулярное и широкомасштабное использование любого инсектицида в течение нескольких лет обязательно приводит к появлению линий, отличающихся высокой устойчивостью к этому препарату. Конечно, химический яд — это сильнейший фактор отбора. Но учитывая низкую частоту мутаций и их случайный неприспособительный характер, кажется маловероятным, чтобы каждый раз в нужном месте и всего лишь за несколько лет появлялись удачные мутации, обеспечивающие устойчивость к этому фактору. Более вероятно, что естественный отбор извлекает из богатого мобилизационного резерва такие аллели, которые могут быть использованы для создания устойчивости насекомых к ядохимикату.

ТЕМА: ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

Согласно учению Чарльза Дарвина в условиях естественного отбора выживают наиболее приспособленные особи. Следовательно, именно отбор – основная причина возникновения разнообразных приспособлений живых организмов к среде обитания.

Объяснение возникновения приспособленности, данное Чарльзом Дарвином, в корне отличается от понимания этого процесса Жаном Батистом Ламарком, который выдвинул идею о врожденной способности организмов изменяться под влиянием среды.

Только действием естественного отбора можно объяснить возникновение приспособления. Такие приспособления, как покровительственная окраска, возникали путем постепенного отбора всех тех мелких изменений в форме тела, в распределении определенных пигментов, во врожденном поведении, которые существовали в популяциях предков этих животных. Одной из важнейших характеристик естественного отбора является способность накапливать и усиливать эти изменения в ряду поколений, слагая их в отдельные гены организма.

Естественный отбор подхватывает все те мельчайшие изменения, которые усиливают сходство в окраске и форме с субстратом, сходство между съедобным видом и тем несъедобным видом, которому он подражает. Следует учитывать, что разные виды хищников пользуются разными методами поиска добычи. Одни обращают внимание на форму, другие на окраску, одни обладают цветным зрением, другие нет. Поэтому естественный отбор автоматически усиливает, насколько это возможно, сходство между имитатором и моделью и приводит к тем изумительным адаптациям, которые мы наблюдаем в живой природе.

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении.

Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Они свойственны многим видам рыб, лягушек, птиц, зверей.

Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предостерегающей. Она свойственна животным, выделяющим ядовитые или дурно пахнущие вещества. Предостерегающую окраску имеют божьи коровки, шмели, пчелы, осы. Они как бы предупреждают других животных: «Не тронь меня!».

Угрожающая окраска присуща видам, не имеющим средств защиты. Их яркая окраска заметна лишь в момент возбуждения животного. Угрожающая окраска обычно сочетается с определенной позой тела животного.

Все приспособления имеют относительный характер, то есть полезны организму лишь в типичной для него среде обитания. При попадании организма в нетипичные для него условия приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными. Так, птицы, обладающие наилучшими способностями к полету,  плохие бегуны, страусы, которые не способны летать,  прекрасно бегают, водоплавающие птицы – лебеди, утки  с трудом передвигаются по суше, ночные птицы  плохо видят днем.

Приспособленность к среде обитания формируется в результате сохранения особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями. Особи с фенотипами, соответствующими среде обитания, обычно выживают и оставляют потомство. С течением времени полезный в конкретных условиях среды признак благодаря размножению особей распространяется в популяции. Поясним это на примере.

Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Предки этой бабочки могли иметь другую форму тела. В результате мутаций появлялись бабочки с листовидной формой тела. Эти менее заметные особи сохранялись естественным отбором и оставляли потомство, а другие уничтожались птицами. Среди потомства вновь появлялись особи с листовидной формой тела. Эти особи также оставляли потомство, и таким образом данная мутация распространялась в популяции. Через некоторое время все особи популяции приобрели форму тела, напоминающую лист.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ."

Цель:  сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

Ход работы: прочитать текст о типах приспособлений, статью о насекомом и заполнить таблицу в тетради, написать вывод.

Типы приспособлений у животных.

1. Форма тела.
2. Различные виды окраски (покровительственная или предупреждающая окраска).

3. Приспособительное поведение,

4. Мимикрия - сходство с хорошо защищенными животными или иная маскировка (палочник, насекомое-лист).

5. Физиологические свойства

Оса бумажная.ВИДЕО

Осы широко распространены в России, Европе, в Северной Африке и Австралии, Мексике и Аргентине, Канаде. Это насекомое в черно-желтую полоску, размеры тела осы варьируются от 1,5 см до 10 см. Брюшко осы имеет веретенообразную или бочкообразную форму и покрыто волосками. По боковым сторонам головы осы расположены два больших и сложных по строению глаза, позволяющих насекомому видеть одновременно в разных направлениях. Ротовой аппарат осы предназначен для перемалывания частиц растительной массы, которая идет насекомому в пищу, или для строительства гнезда. Взрослые осы растительноядны, личинок кормят различными насекомыми.

Благодаря узкой «талии» между брюшком и грудью насекомые могут практически напополам складывать тельце, чтобы ужалить соперника или жертву под любым удобным углом. Жало осы является видоизмененным яйцекладом, оно находится на конце брюшка и именно через него насекомое выделяет яд. Укус осы весьма болезненный и в некоторых случаях опасный. У человека с аллергией он может привести к летальному исходу.


Таблица

Название насекомого


Место обитания


Тип приспособления


Биологическое значение



Вывод о  значении приспособленности организмов к среде обитания.