пятница, 13 ноября 2020 г.

ПЯТНИЦА, 13.11.20 г. 206,308,106,201,108 по расписанию группы

ГРУППА 206.
 

        Тема:      Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

На этом уроке вы сможете самостоятельно изучить тему «Алкины. Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства, получение». В ходе урока вы узнаете о том, что представляют собой алкины – ациклические углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь. Познакомитесь с физическими свойствами алкинов, особенностями их строения.

Номенклатура алкинов

Алкины (ацетиленовые углеводороды) – углеводороды, молекулы которых содержат тройную связь углерод-углерод. Общая формула алкинов – CnH2n-2.

Номенклатура алкинов

Тройную связь обозначают суффиксом -ин.

ацетилен (этин)бутин-1


Главная цепь должна включать в себя тройные связи, а нумерация проводится так, чтобы они получили наименьшие номера.

3,6-диметилгептадиин-1,4

Рис. 1. Шаростержневая модель ацетилена

Строение алкинов

Атомы углерода тройной связи находятся в состоянии sp-гибридизации. Сигма-связи, образуемые sp-гибридными атомами углерода, расположены под углом 180о друг к другу.

Тройная связь короче и прочнее двойной связи. Она образована тремя парами электронов и включает одну σ- и две π-связи. Две π-связи лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях. Рис. 2.

Рис. 2. Образование тройной связи в молекуле ацетилена

3. Изомерия алкинов

1. Изомерия скелета

2. Изомерия положения тройной связи

бутин-1бутин-2

 

3. Межклассовая изомерия. Алкинам изомерны, например, алкадиены и циклоалкены.

бутин-1бутадиен-1,3циклобутен

Алкины не обладают геометрической изомерией.

4. Физические свойства и получение алкинов

Ацетилен, пропин и бутин-1 при комнатной температуре – бесцветные газы, остальные алкины – жидкости или твердые вещества.

Ацетилен немного растворим в воде, хорошо растворяется в ацетоне. Это используют для его хранения и транспортировки. Ацетилен нельзя хранить в баллонах в сжатом состоянии, т.к. под давлением он разлагается со взрывом. В баллон помещают пористый материал, пропитанный ацетоном, а в нем растворяют ацетилен.

Получение алкинов

1. В промышленности ацетилен получают термическим разложением (пиролизом) метана: 2СН4 С2Н2 + 3Н2.

2. Для получения ацетилена в лаборатории и в технических целях используют взаимодействие карбида кальция с водой:

СаC2 + Н2О ¾¾¾→ Сa(OH)2 + C2H2­.

3. Другие алкины в лаборатории получают взаимодействием дигалогеналканов, содержащих атомы галогенов у одного или у соседних атомов углерода, со спиртовым раствором щелочи при  нагревании:

1. Реакции гидрирования и галогенирования

Гидрирование алкинов протекает в тех же условиях, что гидрирование алкенов. В зависимости от количества водорода может образоваться алкен или алкан.

Электрофильное присоединение

Алкины менее активны в электрофильном присоединении, чем алкены. Почему? Потому что тройная связь короче и прочнее, чем двойная. Поэтому в некоторых случаях для осуществления реакции необходимы специальные условия (например, присутствие солей ртути в качестве катализатора).

Реакции присоединения к алкинам могут проходить в два этапа: на первом образуется вещество с двойной связью.

2. Качественная реакция на алкины

1. Галогенирование.

Обесцвечивание бромной воды – качественная реакция на алкины, так же как на алкены.

2. Гидрогалогенирование.

Присоединение хлороводорода к ацетилену приводит к образованию винилхлорида (хлорэтена) – мономера для синтеза распространенного материала поливинилхлорида (ПВХ):

3. Реакция Кучерова

3. Гидратация (реакция Кучерова)

Реакция проходит в кислой среде в присутствии солей ртути. Образующийся на первой стадии фенол перегруппировывается в карбонильное соединение.

4. Получение ацетилена в лаборатории

Кислотные свойства алкинов

Алкины, у которых при тройной связи есть атом водорода, проявляют свойства очень слабых кислот. Они реагируют, например, с водно-аммиачными растворами солей Cu(I) и Ag(I). Атом водорода замещается на атом металла, выпадает осадок соли, которая называется ацетиленидом.

Ацетиленид меди – темно-красный, а ацетиленид серебра – желтый или белый. Это можно использовать при определении алкинов с концевой тройной связью.

Окисление алкинов

1. Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия – качественная реакция на соединения с кратной связью. Рис. 1.

5HCºCR + 8KMnO4 + 24HCl ®5CO2 + 5RCOOH + 8MnCl2 + 8KCl + 12H2O.

2. На воздухе алкины горят коптящим пламенем:

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О.

Рис. 1. Обесцвечивание КМnO4

Применение алкинов

Благодаря яркому пламени в XIX веке широко распространились ацетиленовые фонари.

При горении смеси ацетилена с кислородом  температура пламени достигает 2800–3000оС – можно плавить многие металлы. На этом свойстве основана ацетиленовая сварка. Рис. 2, 3.

Рис. 2. Ацетиленовая горелка

Рис. 3. Сварка и резка металлов

Кроме того, ацетилен используют в промышленном органическом синтезе для получения винилхлорида, акрилонитрила, винилацетилена – исходных веществ при производстве распространенных полимеров.

Подведение итога урока

На этом уроке вы изучили тему «Алкины. Химические свойства и применение». Вы смогли узнать, что представляют собой алкины и какими химическими свойствами характеризуется этот класс соединений. Вы узнали о том, как свойства алкинов влияют на их практическое применение.

ГРУППА 308 Тема:

Качественное оп­ределение углерода, водорода и хлора в орга­нических веществах.



 Практическая работа № 1

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Цель: научиться осуществлять качественный анализ органических веществ, совершенствовать навыки работ с лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, пробирки, пробка с газоотводной пробкой, спиртовая горелка.

Реактивы: CuO, C23H48 (парафин), CuSO4 безводный, Ca(OH)2CCl4медная проволока.

Ход работы

С правилами техники безопасности ознакомлен(а) и обязуюсь их выполнять.

Смесь парафина и CuO поместили в пробирку. Безводный CuSO4 внесли ближе к отверстию. Закрепили пробирку с содержимым в горизонтальном положении. Пробирку закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили во вторую пробирку с Са(ОН)2. Содержимое первой пробирки нагрели.

hello_html_11e34147.png

Парафин окисляется в присутствии оксида меди (II). При этом углерод превращается в углекислый газ, а водород - в воду:

С23Н48+70СuO→23CO2↑+24H2O+70Cu.

Выделяющийся углекислый газ взаимодействует с гидроксидом кальция, что вызывает помутнение известковой воды, вследствие образования нерастворимого карбоната кальция:

CO2+Ca(OH)2→CaCO3↓+H2O.

Безводный сульфат меди (II) приобретает голубую окраску при взаимодействии с водой, в результате чего образуется кристаллогидрат:

CuSO4+5H2O→ CuSO4*5H2O.

По продуктам окисления парафина CO2 и H2O установили, что в его состав входит углерод и водород.

2.

Качественное определение хлора в молекулах галогенпроизводных углеводоровов.

Конец медной проволоки согнули в виде спирали и прокалили в пламени горелки до исчезновения окраски пламени. Затем охладили спираль и нанесли на нее каплю тетрахлорметана и снова внесли в пламя.

hello_html_m6dc0b12b.jpg

Пламя окрашивается в изумрудно-зеленый цвет.

Данная реакция является качественной для определения хлора в органических соединениях. Следовательно, в исходном веществе содержится хлор.



Общий вывод: на данной практической работе мы научились осуществлять качественный анализ органических веществ, а именно, химическим путем определили углерод и водород в предельных углеводородах и хлор в молекулах галогенпроизводных углеводоровов. А также усовершенствовали навыки работ с лабораторным оборудованием.

Задание:

вариант

  1. Относительная плотность паров дихлоралкана по водороду равна 49,5. Установите формулу дихлоралкана.

Решение:
D(H2)=49,5

CnH2nCl2

М (CnH2nCl2)= D(H2) · М (H2) = 49,5 · 2 = 99 г/моль

М (CnH2nCl2) = 12n + 2n + 2 · 35,5= 99 г/моль

14n=28

n=2

C2H4Clискомый дихлоралкан



II вариант

  1. Один из бромалканов содержит 65,04% брома. Установите молекулярную формулу этого вещества.

Решение:

ω(Br)=65,04%

CnH2n+1Br-?

М (CnH2n+1Br) = 12n + 2n + 1 + 80 = 123 г/моль

14n=42

n=3

C3H7Br искомый бромалкан


группа 106
Тема:  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:

1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.

2. Гены должны находиться в разных хромосомах.

Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.

Задача 1

У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

Условие задачи

Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А

за желтую окраску плодов – а

за гладкие плоды                   – В

за опушенные плоды             – в

F2 – ?

Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.

Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)

Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав. Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.

Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.

Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв. Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВАваВав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав. В результате получается четыре генотипических класса: АаВвАаввааВваавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.

Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга. Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.

Задача 2

От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.

В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением  9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип: АаВв и АаВв (Рис. 3).

Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)

Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).

Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)

Задача 3

Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)

Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.

Условие задачи:

А – красная окраска – доминантный признак

а – белая окраска – рецессивный признак

В – нормальная форма – доминантный признак

в – пилорическая форма – рецессивный признак

ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка

ААвв – генотип красных пилорических цветков

F1– ?

Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).

Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)

Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.

Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,

гибриды образуют гаметы четырех типов: АВАваВав (Рис. 7).

Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)

При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).

Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)

Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.

Заключение

Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.


Группа 201

ТЕМА: Начала номенклатуры IUPAC

Номенклату́ра ИЮПА́К — система наименований химических соединений и описания науки химии в целом. Она развивается и поддерживается в актуальном состоянии Международным союзом теоретической и прикладной химии — ИЮПАК (IUPAC).

Тривиальная номенклатура

В истоках развития oрганической химии новым сoединениям приписывали тривиальные названия, т.е. названия сложившиеся исторически и нередко связанные со способом их получения, внешним видом и даже вкусом и т.п. Такая номенклатура органических соединений называется тривиальной. В таблице ниже приведены некоторые из соединений, сохранивших свои названия и в нынешние дни.

Тривиальные названия органических соединенийтривиальная номенклатура

тривиальные названия кислот

Рациональная номенклатура

С расширением списка органических соединений, возникла необходимость связывать их название со строением. Базой рациональной номенклатуры органических соединений является наименование простейшего органического соединения. Например:

рациональная номенклатура1

Однако, более сложным органическим соединениям невозможно приписать названия подобным способом. В этом случае следует называть соединения согласно правилам систематической номенклатуры ИЮПАК.

Систематическая номенклатура ИЮПАК

ИЮПАК (IUPAC) — Международный союз теоретической и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry).

В данном случае, называя соединения,  следует учитывать местоположение атомов углерода в молекуле и структурных элементов. Наиболее часто применяемой является заместительная номенклатура органических соединений, т.е. выделяется базовая основа молекулы, в которой атомы водорода замещены на какие-либо структурные звенья или атомы.

Прежде чем приступить к построению названий соединений, советуем выучить наименования числовых приставок, корней и суффиксов используемых в номенклатуре ИЮПАК.

числовые приставки

А также названия функциональных групп:старшинство функциональных групп

Для обозначения числа кратных связей и функциональных групп пользуются числительными:

числительные

Далее приведены наименования радикалов:

Предельные углеводородные радикалы:

предельные радикалы

Непредельные углеводородные радикалы:

непредельные радикалы

Ароматические углеводородные радикалы:

ароматические радикалы

Кислородсодержащие радикалы:

кислородсодержащие радикалы

ГРУППА 108

Контрольная работа по теме «Теоретические основы химии».

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ А

 

При выполнении заданий этой части (А1- А13) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа.

А 1. Укажите номер периода и группы, в которых расположен кремний

1) II, IV 2)III, IV 3) V, II 4) II, III

А 2.Общее количество электронов в атоме хлора

1) 8 2) 7 3) 35 4) 17

А 3.Заряд ядра атома магния и его относительная атомная масса:

1) +39; 12 2) + 12; 24 3) 24; + 19 4) 2; + 24 + 12; 24

А4. Неметаллические свойства у элементов А групп усиливаются

  1) слева направо и в группах сверху вниз 2) справа налево и в группах сверху вниз

  3) справа налево и в группах снизу вверх 4) слева направо и в группах снизу вверх 

А5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?  

 1) Na, Mg, Al, Si 2) Li, Be, B, C 3) P, S, Cl, Ar 4) F, O, N, C

А6. Число нейтронов в ядре атома 39K равно

 1) 19  

 2) 20

 3) 39

 4) 58

А7. В каком ряду находятся только неметаллы:

1) S, O, N, Mg 2) N, O, F, Н 3) Fe, Cu, Na, H 4) Na, K, Cu, Ca

А8. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?  

 1) Cl2, NH3, HCl 2) HBr, NO, Br2 3) H2S, H2O, S8 4) HI, H2O, PH3

А9. Кристаллическую структуру, подобную структуре алмаза, имеет  

 1) кремнезем SiО2) оксид натрия Na2O 3) оксид углерода (II) CO 4) белый фосфор Р4

 А10. Какие из утверждений о диссоциации оснований в водных растворах верны?

А. Основания в воде диссоциируют на катионы металла (или подобный им катион NH4+) и гидроксид анионы OH .

Б. Никаких других анионов, кроме OH, основания не образуют.

   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

А11. Какая из приведенных реакций не относится к реакциям ионного обмена? 

 1) Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaNO3

   2) KOH + HCl = KCl + H2O

 3) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

 4) Li2SO3 + 2HNO3 = 2LiNO3 + H2O + SO2

А12. Только окислительные свойства проявляет  

 1) сульфид натрия 2) сера 3) серная кислота 4) сульфит калия

А13. На смещение химического равновесия в системе N2 + 3H2  Описание: http://85.142.162.119/os11/docs/EA45D8517ABEB35140D0D83E76F14A41/questions/5244/innerimg0.gif   2NH3 + Q

не оказывает влияния

 1) понижение температуры 2) повышение давления

 3) удаление аммиака из зоны реакции 4) применение катализатора

Часть В

Ответом к заданиям части В является набор цифр или число

В заданиях В1-В4 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. (Цифры в ответе могут повторяться).

В1. Установите соответствие между названием химического соединения и видом связи атомов в этом соединении.

НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ

 ВИД СВЯЗИ

А) цинк

Б) азот

В) аммиак

Г) хлорид кальция

1) ионная

2) металлическая

3) ковалентная полярная

4) ковалентная неполярная

В2. 50 г сахара растворили в 100 г воды. Массовая доля сахара в полученном растворе равна _____________ %. (Ответ запишите с точностью до целых).

В3. Установите соответствие между уравнением реакции и веществом-окислителем, участвующим в данной реакции.

  

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

 А) 2NO + 2H2 = N2 + 2H2O

Б) 2NH3 + 2Na = 2NaNH2 +  H2

В) H2 + 2Na = 2NaH

Г) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O

  ОКИСЛИТЕЛЬ

1) H2

2) NO

3) N2

4) NH3

В4.

Установите соответствие между солью и реакцией среды в ее водном растворе. 

СОЛЬ

А) нитрат бария

Б) хлорид железа (III)

В) сульфат аммония

Г) ацетат калия

РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

1) кислая

2) нейтральная

3) щелочная

Часть С

( ответ запишите с полным объяснением)

Что такое скорость химической реакции, от каких факторов она зависит, приведите примеры из жизни ( ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, БЫТА ЛЮДЕЙ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ).

 

Оценивание:

Часть А – правильный ответ 1 балл

Часть В– В1,В3,В4 – 2 балла без ошибки. 1балл – 1ошибка

В2 – 1 балл

Часть С – 3 балла

Максимальное количество баллов: 23

23-22балла – «5»

21- 16 – «4»

15 -11-«3»

Менее 10 – «2»