вторник, 28 февраля 2023 г.

28.02.23 г. Вторник, группы:406,505,501

 Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ: 27.02.23г. - 03.03.23г.

 Пн.27.02: 306, 401, 401,403

Вт. 28.02: 406, 505, 505, 501

Ср. 01.03: 406, 403, 401, 501

 Чт. 02.03: 505, 501, 306, 508

 Пт. 03.03: 401, 505,  ----, 501 

  

Здравствуйте, уважаемые студенты,  записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что  всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту:  rimma.lu@gmail.com      Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы

Моя почта   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

ГРУППА 406 ХИМИЯ 53,54,55

ТЕМА 53,54,55: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1.Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария   BaCl• 2H2O.

РешениеМолярная масса BaCl• 2H2O  составляет:

М(BaCl• 2H2O) = 137+ 2 • 35,5 + 2 • 18 =244 г/моль

Из формулы BaCl• 2H2следуетчто 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н2ООтсюда можно определить  массу водысодержащейся в BaCl• 2H2O:

m(H2O) = 2 • 18 = 36 г.

Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария   BaCl• 2H2O.

ω(H2O) = m(H2O)/ m(BaCl• 2H2O)  = 36/244 = 0,1475 = 14,75%.

 

 2.Из образца горной породы массой 25 гсодержащей минерал аргентит Ag2S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

Дано: m(Ag )=5,4 г; m = 25 г.

Найтиω(Ag2S) =?

Решениеопределяем количество вещества серебранаходящегося в аргентитеν(Ag ) =m(Ag )/M(Ag )  = 5,4/108 = 0,05 моль.

Из формулы Ag2следуетчто количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебраОпределяем количество вещества аргентита:

ν( Ag2S)= 0,5 • ν (Ag) = 0,5  0,05 = 0,025 моль

Рассчитываем массу аргентита:

m(Ag2S) = ν( Ag2S) • М(Ag2S) = 0,025• 248 = 6,2 г.

Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породымассой 25 г.

ω(Ag2S) = m(Ag2S)/ m = 6,2/25 = 0,248 = 24,8%.

…………………………………………………………………………………………………………

3.Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородомесли массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7,  34,8 и 40,5%.

Даноω(K) =24,7%; ω(Mn) =34,8%; ω(O) =40,5%.

Найтиформулу соединения.

Решение:  для расчетов выбираем массу соединенияравную 100 гт.е. m=100 гМассы калиямарганца и кислорода составят:

m (К) = m ω(К);    m (К) = 100  0,247= 24,7 г;

m (Mn) = m ω(Mn);   m (Mn) =100  0,348=34,8 г;

m (O) = m ω(O);     m (O) = 100  0,405 = 40,5 г.

Определяем количества веществ атомных калиямарганца и кислорода:

ν(К)= m(К)/ МК) = 24,7/39= 0,63 моль

ν(Mn)= m(Mn)/ М( Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

Находим отношение количеств веществ:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63 : 0,63 : 2,5.

Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1 : 1 : 4.

Следовательнопростейшая формула соединения KMnO4.

 

 

Задача.4Определите объемкоторый займет при нормальных условиях газовая смесьсодержащая водородмассой 1,4 г и азотмассой 5,6 г.

Дано: m(N2)=5,6 г; m(H2)=1,4 ; н.у.

Найти: V(смеси)=?

Решениенаходим количества вещества водорода и азота:

ν(N2) = m(N2)/ М(N2) = 5,6/28 = 0,2 моль

ν(H2) = m(H2)/ М(H2) = 1,4/ 2 = 0,7 моль

Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собойто объем газовой смеси будет равен сумме объемов газовт.е.

V(смеси)=V(N2) + V(H2)=Vmν(N2) + Vmν(H2) = 22,4•0,2 + 22,4•0,7 = 20,16 л.






 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1. Одноосновная бескислородная кислота

А) H2S    Б) H2CO3    В)  HF      Г) HNO3

2. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении  BaCl2 + H2SO4=

А) 11     Б)   10     В)  7     Г)  9

3. Коэффициенты перед  AlCL3   и  NH4Cl    в уравнении реакции                                                         NH4NO3 + AlCL3 = Al(NO3)3  + NH4Cl    соответственно равны…

А) 1 и 2      Б)  1 и 3    В)     3 и 1     Г) 2 и 1

4. Элементы только побочных подгрупп находятся в ряду

А) Sc, Mo, W         Б) Ta, Ca, Mn           В) As, Br, Cr          Г) Sb, Co, Ge

5. Металлические свойства убывают в ряду

А) GeSnPb     Б) Sr,  Y,  Mo      В) Tc,  Nb,  Sr        Г)  KRbCs

6. Самый активный неметалл

А) At      Б) F        В)  B         Г)  Si

7. Максимальная валентность атома  Se  равна

А) 2              Б)  4              В)  8                    Г)   6

8. Относительная молекулярная масса K2S

А)  71     Б)  110 ат. ед. м.    В)  110     Г)  71 ат. ед. м.

9. Электронное строение атома калия соответствует выражению

А) 1S22S22P63S23P64S1           Б) 1S22S22P63S23P63d1

В) 1S22S22P63S23P                        Г) 1S22S22P63S23P64S2

10. Количество элементов в 5 периоде

А)  18        Б)  32        В)  8             Г) 24

11. Максимальное число электронов на р-орбиталях:

 

А) 2;            Б) 6;            В) 10;             Г) 14.

 

12. Число нейтронов в атоме цинка равно:

 

А) 65;             Б) 22;            В) 30;              Г) 35.

 

13. В периоде слева направо уменьшается


А) число уровней       Б) число валентных электронов 
В) радиус атома         Г) активность неметаллов

 

14. Степень окисления атома углерода в соединении Ca(ClO2)2   равна

 

А ) -4                 Б) -3               В) +4               Г) +3

 

15.  Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции взаимодействия хлорида кальция и нитрата серебра
А) 10             Б) 8            В) 14            Г) 12

16. Сокращённое ионное уравнение: Fe2+ + 2OH- = Fe (OH)2 соответствует взаимодействию

А) FeCO3 + 2NaOH           В) Fe(NO3)+ 2NaOH         С) FeSiO3 + LiOH

D) FeCl2 + Cu(OH)2           Е) FeS+ 2KOH

 

17. Изомером бутина-1 является вещество:

 

A)     СН2=СН - С2Н5

 

Б)       СН3 – СН – СН3

                         ׀

                      СН3                    

В)    НС ≡С – С2Н5                      

Г)  Н2С = СН – СН2 – СН3

 

18. При по­вы­ше­нии дав­ле­ния хи­ми­че­ское рав­но­ве­сие сме­стит­ся в сто­ро­ну ис­ход­ных ве­ществ в системе…

А)2SO2 + O2 2SO3 +Q

Б)  CH4 + H2O  CO + 3H2 - Q

В)  CO + 2H2 CH3OH + Q

Г) 4HCl + O2 2H2O + Cl2 + Q

 

19. «Бесцветная жидкость с резким запахом, легче воды, хорошо растворим в воде, гигроскопичен, обладает бактерицидными свойствами» - данные свойства  соответствуют:

А)  бензол       Б)  этиловый спирт      В)  сахароза     Г) бензол

20. Название вещества

а) 3 метал 5 пропил гептан                 б) 3 пропил 5 метил гептен3   

в) 3 пропил 5 метил гептан                г)  2, 5 диметил 3этил гептен 3

21. (Выбрать несколько вариантов ответа)С какими веществами  взаимодействует HNO3

а) HCL      б) Mg     в)  P2O5      г)  Fe2O3

22(Выбрать несколько вариантов ответа)Выбрать кислоты:

 

А) MgCl2       Б) Al(OH)3    В) H3PO4     Г) HF     Д) NaOH    Е) CO2

 



ГРУППА 505 БИОЛОГИЯ 35,36  

ТЕМА 35,36:
Естественный отбор -направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях.Видообразование – результат эволюции.

Естественный отбор, его механизмы и формы

Естественный отбор — это процесс отбора генотипов особей, наиболее приспособленных к данным условиям среды, и устранения генотипов особей, менее приспособленных к данным условиям.

Более приспособленные к данным условиям среды особи оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.

Естественный отбор является движущей силой эволюции. 

Приспособленность к конкретным условиям существования формируется только благодаря действию естественного отбора.

Естественный отбор является следствием борьбы за существование.

Более приспособленные к данным условиям среды особи чаще выживают и оставляют больше потомков, чем менее приспособленные.

Естественный отбор имеет два аспекта:

  • отбор на выживание: различное выживание особей с разными генотипами и фенотипами;
  • репродуктивный отбор (половой отбор): возможное участие данной особи в размножении. 

Эти два аспекта отбора могут не совпадать, например стерильный гибрид может обладать повышенной жизнеспособностью.

Естественный отбор — направляющая сила эволюционного процесса. 

Естественный отбор обеспечивает приспособление живых организмов к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Все живые организмы из поколения в поколение проходят суровую проверку по всем мельчайшим деталям их строения, функционирования всех их систем в разнообразных условиях. Эта проверка и есть борьба за существование. Только те, кто выдержал эту проверку, оказываются отобранными и дают начало следующему поколению.

Факторы, влияющие на эффективность естественного отбора

  • интенсивность отбора (доля особей, доживших до половой зрелости и участвующих в размножении). Чем меньше эта доля, тем больше интенсивность отбора. Если, например, из 10 000 особей в каждом поколении выживают и размножаются только 100 самых крупных, то средний размер особей в этой популяции растет гораздо быстрее, чем в случае более мягкого отбора, когда, например, половина всех особей в популяции участвует в размножении. Интенсивность отбора варьирует в широких пределах в зависимости от вида и экологической ситуации. Однако она никогда не бывает нулевой;
  • изменчивость (количество разновидностей аллелей в популяции (аллели — материал для отбора)). Если все особи в популяции совершенно одинаковы, то даже в условиях жесткой борьбы за существование все они имеют равные шансы уцелеть или погибнуть. Жизнь и размножение каждой такой особи зависит от случая. Из поколения в поколение генетический состав этой популяции будет оставаться неизменным.

Важнейшим свойством естественного отбора является его способность накапливать и совмещать полезные аллели. Отбор действует в каждом поколении, и в каждом поколении он начинается не с «чистого листа», а с того состояния популяции, в которое она была приведена в результате предыдущего цикла отбора.

Если в какой-то популяции из года в год высокие растения получают преимущество в выживании и размножении, то поколение за поколением в этой популяции растет количество высоких особей и увеличивается средний размер особей.

Результаты действия естественного отбора аккумулируются, накапливаются из поколения в поколение. Все новые и новые аллели возникают в популяции за счет мутационного процесса. Каждая мутация случайна, но ее носители регулярно отбираются и размножаются в популяции, если она хоть чуть-чуть повышает приспособленность ее носителей.

Например, если критерием приспособленности в данной популяции является высота растения, то отбор подхватывает все аллели, которые тем или иным способом работают на этот признак — увеличивают скорость роста, эффективность использования солнечного света, воды и других ресурсов.

Способностью отбора накапливать и совмещать полезные аллели и удалять вредные обусловлена и постепенность эволюции, и возникновение изумительно сложных органов, форм и функций. Самые сложные приспособления в строении, функциях и поведении живых организмов сформировались постепенно путем систематического отбора случайно возникающих мутаций. Объектами отбора всегда являются отдельные особи (точнее, их гены, сохраняющиеся в ряду поколений), а не популяции и не виды. Ни одно приспособление, сколь угодно полезное для вида, не сможет быть подхвачено естественным отбором и распространиться в популяции, если оно вредно для конкретных особей и для воспроизведения их генов. При этом альтруистическое поведение чаще всего проявляется в отношении родственных организмов, что объясняется наличием у родственников общих генов (например, половина ваших генов — общая с каждым из родителей).  


Видообразование как результат микроэволюции

Дарвин считал, что видообразованию способствуют следующие условия: 1) большая плодовитость и широкое расселение вида в природе (чем больше рождается особей и чем в более разнообразных условиях они обитают, тем больше вариантов изменчивости и тем более разнообразным будет исходный материал для естественного отбора), 2) способность особей к наследственной изменчивости, без которой невозможно возникновение отклонений для "испытания" отбором, 3) изоляция, в условиях которой обмена генов между популяциями не происходит и постепенно накапливаются изменения, отличающие изолированную популяцию от исходной.

В результате естественного отбора вид может измениться. От одной предковой формы могут также возникнуть- два и более видов. Процесс расхождения видов в разных экологических условиях Дарвин назвал дивергенцией. Примером ее могут служить вьюрки на Галапагосских островах (западнее Эквадора): одни питаются семенами, другие - кактусами, третьи - насекомыми. Каждая из этих форм отличается от другой величиной и формой клюва и могла возникнуть в результате дивергентной изменчивости и отбора. Еще более многообразны приспособления у плацентарных млекопитающих, среди которых встречаются наземные формы с быстрым бегом (собаки, олени), виды, ведущие древесный образ жизни (белка, обезьяна), животные, обитающие на земле и в воде (бобры, тюлени), живущие в воздушной среде (летучие мыши), водные животные (киты, дельфины) и виды с подземным образом жизни (кроты, землеройки). Все они происходят от единого примитивного предка - древесного насекомоядного млекопитающего.

Для естественного отбора имеет значение не выживание само по себе, а достижение организмом половозрелого возраста, успешное размножение и выживание потомства, которые и составляют основные критерии приспособленности, так как, размножаясь, половозрелая особь вносит материал в общий фонд наследственной основы вида. Таким образом, сущность дарвиновского естественного отбора составляют "перепроизводство" потомства и всеобщая случайная изменчивость, при этом шансы выжить и продолжить род имеют особи, отличающиеся от множества других какими-либо полезными свойствами. В борьбе за существование особи не обязательно должны погибнуть, они могут выжить, не оставив потомства, но их генотип исчезнет из общего генофонда. И, напротив, генотип преуспевающих "претендентов" становится массовым в данной популяции, давая основу для возникновения новых видов.


ТАБЛИЦА (Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах. М.,2000)

Варианты видообразованияСпособы, характерные для данного варианта
АЛЛОПАТРИЧЕСКОЕ (ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ)Новый вид возникает из одной или группы смежных популяций, расположенных на периферии ареала исходного вида
СИМПАТРИЧЕСКОЕНовый вид возникает внутри ареала исходного вида
ДИВЕРГЕНТНОЕПервоначальный единый вид разделяется на два или более в связи с возникновением межпопуляционных изоляционных барьеров и углублением различий под действием естественного отбора вплоть до генетической изоляции; увеличивается количество видов
ФИЛИТИЧЕСКОЕНовый вид возникает в результате постепенного изменения одного и того же вида во времени, без какой-либо дивергенции исходных групп, что наблюдается при изменении условий во всем ареале
ГИБРИДОГЕННОЕНовый вид возникает путем гибридизации с последующим удвоением числа хромосом - аллополиплоидия

Факторы (движущие силы) эволюции (Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах. М.,2000)

ФакторОсобенности проявления фактора
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР формы: движущий, стабилизирующий, дизруптивныйИзбирательное (дифференциальное) воспроизведение генотипов (или генных комплексов), обеспечивающих выживание или гибель особей (см. табл. 34)
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬИзменение генотипического состава популяций, генетическая гетерозиготность популяций обусловливается качественными перестройками генофонда; мутационный процесс рекомбинации - процессы, приводящие к возникновению новых геномов в результате перемешивания (рекомбинации) аллелей в популяциях; поток генов выражается в том, что в популяцию вносится новый источник изменчивости вместе с занесенной пыльцой или семенами других популяций, а также в результате скрещивания особей разных популяций; дрейф генов (генетико-автоматические процессы) происходит в популяциях, численность особей в которых оказывается ниже 500 - происходит гомозиготизация особей и затухание изменчивости
ИЗОЛЯЦИЯ
пространственная (географическая); репродуктивная
Возникновение любых барьеров, препятствующих скрещиванию данного вида с другими видами; ее возникновение обусловлено наличием барьеров (водных, горных, особых участков суши и пр.) между ареалами разных видов; предотвращает межвидовые скрещивания, уменьшает успешность межвидовых скрещиваний (сезонная, механическая, этологическая, гибридологическая и др.)
ПОПУЛЯЦИОННЫЕ ВОЛНЫПериодические или апериодические колебания численности организмов в природных популяциях, изменение генофондов популяций происходит как на подъеме, так и на спаде популяционной волны


     ГРУППА 505 ХИМИЯ 28 

ТЕМА 28 : Массовая доля растворенного вещества.

Существуют  различные способы выражения концентрации растворённого вещества в растворе, мы познакомимся с массовой долей растворённого вещества (процентной концентрацией).

I. Массовая доля растворённого вещества wрастворённого вещества - это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества mрастворённого вещества  к общей массе раствора mраствора :

mраствора =  mрастворённого вещества mрастворителя

Массовую долю растворённого вещества (процентная концентрация)  обычно выражают в долях единицы или в процентах. Например, массовая доля растворённого вещества – CaCl2 в воде равна 0,06 или 6%. Это означает, что в растворе хлорида кальция массой 100 г содержится хлорид кальция массой 6 г и вода массой 94 г.

ЗАПОМНИТЕ!

Пример решения задачи:
Сколько грамм соли и воды нужно для приготовления 300 г 5% раствора?

Решение:

Дано:

m раствора = 300 г

wрастворённого вещества = 5%

Решение:

1. Запишем формулу для расчёта массовой доли:

2. Преобразуем формулу и вычислим массу растворённого вещества в растворе

m растворённого вещества = (wрастворённого вещества · m раствора) / 100%

m растворённого вещества = (5 % · 300 г) / 100% = 15 г

3. Вычислим массу растворителя – воды:

m раствора =  m растворённого вещества + m (H2O)

m (H2O) =  m раствора - m растворённого вещества = 300 г - 15 г = 285 г

Ответ: Для приготовления 300 г 5% раствора надо взять 15 г  соли и 285 г воды.

 

Найти:

m (H2O) = ?

m растворённого вещества = ?

 «Вычисление массовой доли растворённого вещества»

Задача: Сахар массой 12,5г растворили в 112,5г воды.

Определите массовую долю сахара в полученном растворе.

Дано:

m сахара = 12,5 г

m (H2O) = 112,5 г

Решение:

1. Запишем формулу для расчёта массовой доли:

2. Вычислим массу раствора:

m раствора =  m растворённого вещества + m (H2O)

m раствора = 12,5 г + 112,5 г = 125 г

2. Вычислим массовую долю сахара:

w% = (12,5 г · 100%) / 125 г = 10 % или 0,1

Ответ: w= 10 %

 

Найти:

w%= ?

 

 

Основные термины:


Массовая доля – отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Объемная доля – отношение объема данного вещества к общему объему смеси.



1.      Среди приведенных объектов выберите самый маленький по размеру:

а) бактерия;

б) молекула;

в) маковое зернышко;

г) песчинка.

2.      В каком ряду все перечисленные вещества относятся к простым? 

а) мел, углерод, озон;

б) алмаз, кислород, гранит;

в) сера, фосфор, озон;

г) крахмал, водород, железо.

3.      Очень важной для живой природы особенностью физических свойств воды является то, что:

а) температура кипения воды равна 100º С;

б) плотность жидкой воды выше плотности льда;

в) температура замерзания воды равна 0º С;

г) вода обладает очень низкой электропроводностью.

4.      Соединений, содержащих только атомы водорода и кислорода:

а) не известно ни одного;

б) известно только одно;

в) известно несколько;

г) известно огромное количество.

5.      При взаимодействии кислорода с металлами:

а) образуются соли;

б) выделяется озон;

в) образующиеся соединения всегда являются оксидами;

г) образующиеся соединения не всегда являются оксидами.



Посмотрев видео


ГРУППА 501 БИОЛОГИЯ 31,32 

ТЕМА 31 :Возникновение и развитие эволюционных представлений.
Эволюционное учение — раздел биологии, изучающий общие закономерности и движущие силы исторического развития органического мира.
Термин «эволюция» ввёл в 1762 г. Шарль Бонне.
Биологическая эволюция — необратимое направленное развитие живых организмов и их сообществ, приводящий к более высокой ступени их развития.
Этапы развития представлений об эволюции живых организмов
Этап  
Учёные 
  Вклад в развитие эволюционных представлений 
 Зарождение
эволюционных взглядов  
 Древние философы Высказывали идеи естественного развития живой природы
 МетафизическийКарл Линней
 (17071778 г.)
 
 1. Описал более 10 000 биологических видов.
 2. Ввёл бинарную номенклатуру.
 3. Предложил первую классификацию живой природы, основанную на сравнении отдельных признаков.
 
Ошибки:
 1. считал виды неизменными, созданными творцом, а приспособленность — изначально целесообразной.
 2. Классификация оказалась искусственной, так как исследователь брал во внимание 1 или 2 признака.
 3. Не учитывал родство организмов.
 
 К концу жизни признал возможность изменения видов
 Первое эволюционное учение  Жан Батист Ламарк (17441829 г.)1. Создал первое эволюционное учение.
 2. Понимал эволюцию как процесс постепенного усложнения организации от низших организмов к высшим. Ввёл понятие градации — постепенного развития от простого к сложному.
 3. Считал, что виды находятся в постоянном движении — постепенно изменяются и превращаются в другие виды. Существуют только переходные формы.
 4. Показал приспособительный характер изменений.
 5. Впервые разделил животных на две большие  группы: беспозвоночных и позвоночных.
 
 Ошибки:
 1. неверно объяснял причины и движущие силы эволюции. Утверждал, что к изменениям приводит
внутреннее стремление организмов к  усовершенствованию и способность организмов целесообразно реагировать на изменение условий.
 2. Считал, что признаки могут изменяться в результате «упражнения и неупражнения» органов.
 3. Утверждал, что полезные признаки обязательно передаются потомкам.
 4. Отрицал реальность существования видов
  Теория естественного отбора Чарльз Дарвин
(18091882 г.)
 Создал учение о естественном отборе
 


 ТЕМА 32 :Доказательства эволюции.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- Какие доказательства свидетельствуют об эволюции живых организмов?

- В чём причины сходства ранних стадий эмбрионального развития животных?

- Как объяснить факты сходства и различия животного и растительного мира материков?

  • О чём свидетельствует:

а) сходная организация молекулярных процессов у всех организмов на Земле?

б) наличие промежуточных форм и рудиментарных органов?

Глоссарий по теме:

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Эмбриология (от греч. embryon – «зародыш», logos – «учение») - наука о закономерностях развития зародышей. 

Морфология - изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма.

Гомологичные органы - это органы, имеющие, общее происхождение и сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков.

Рудименты (от лат. rudimentum — «зачаток», «первооснова») — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Биогеография - изучает закономерности географического распространения и распределения животных, растений и микроорганизмов.

Мутации (лат. mutatio – «изменение»)  - это стойкое изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все доказательства эволюции можно сгруппировать по направлениям:

Эмбриологические доказательства эволюции.

Согласно закону зародышевого сходства (К. Бэр) на начальных этапах эмбрионального развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению. Особенное сходство стадий эмбрионального развития наблюдается в пределах отдельных типов или классов.

В процессе онтогенеза повторяются многие черты строения предковых форм: на ранних стадиях – более отдалённых предков, на поздних стадиях – близких предков. Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер) описывает онтогенез (индивидуальное развитие) как краткое и сжатое повторение филогенеза (исторического развития вида). В начале XX века было установлено (А.Н. Северцов), что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Морфологические (сравнительно-анатомические) доказательства эволюции основываются на присутствии у многих живых организмов гомологичных, рудиментарных и атавистических органов. Изучение анатомии конечностей млекопитающих позволило установить их сходный план строения и формирования.

Рудименты и атавизмы, проявляющиеся у многих видов растений и животных, свидетельствует об определенной степени родства между представителями разных систематических единиц в пределах одного царства. Эволюционные изменения всегда происходят в сторону их усложнения, вследствие чего живые организмы имеют возможность лучше приспособиться к тем или иным условиям обитания.

Палеонтологические доказательства эволюции.

Палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. Нахождение и изучение ископаемых переходных форм позволяет составить палеонтологические эволюционные ряды организмов.

Находки и описание ископаемых переходных форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп животных.

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза.

Все морфологические изменения связаны с изменениями условий жизни, с геологическими преобразованиями и функциональными изменениями.

Биогеографические доказательства эволюции.

Распространение животных и растений по поверхности планеты, сравнение флоры и фауны различных материков, островов, выявление реликтовых (ныне живущих видов с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп) растений и животных разных природных зон указывает на связь с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов.

Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Анализ ДНК, молекулярных данных дают возможность найти сходство и различия между давно вымершими и современными организмами, ведут к реконструкции истории жизни и позволяют построить единое филогенетическое древо.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Выберите один ответ.

Органами, имеющими общее анатомо-морфологическое происхождение, являются:

1) жабры краба и лёгкие слона; 3) крыло бабочки и крыло голубя;

2) ласты моржа и ноги человека; 4) хвост рака и хвост волка.

Ответ2) ласты моржа и ноги человека;

Пояснение: ласты моржа и ноги человека это гомологичные органы, так как имеют сходный план строения, выполняют как сходные, так и различные функции и развиваются из сходных зачатков.

2. Подчеркните верные утверждения.

1. Палеонтология – это наука о современных организмах.

2. Археоптерикс имеет черты, характерные для птиц: тяжелый скелет, мощные зубы, длинный хвост.

3. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скелеты и т.д.

4. Зародыши различных классов и видов позвоночных животных в пределах типа на ранних стадиях развития очень сходны между собой.

5. Гомологичные органы – это органы, различные по общему плану строения, но имеющие сходную форму, величину и приспособленность к функциональному выполнению.

6. Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Ответ: 3. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скелеты и т.д.;

4. Зародыши различных классов и видов позвоночных животных в пределах типа на ранних стадиях развития очень сходны между собой;

6. Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Пояснение: Палеонтология – это наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков; Археоптерикс имеет черты, характерные для рептилий: тяжелый скелет, мощные зубы, длинный хвост. Гомологичные органы – это органы, сходные по общему плану строения, но имеющие как сходные, так и различные форму, величину и приспособленность к функциональному выполнению.