понедельник, 11 апреля 2022 г.

 ПОНЕДЕЛЬНИК, 11.04.22 г.  403, 405, 308  

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО  НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ: 

СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И  НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ,  И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . 

ВНИМАНИЕ!!!    На выполнение задания отводится 1 неделя. 

Моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:- соблюдать отведенное время;- разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.

ГРУППА 403 ХИМИЯ 61,62

ТЕМА:  Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

  Если  для  металлов   характерны  только  нулевая  степень окисления (в состоянии  простого  вещества)  и положительные  степени окисления  в соединениях,  то  неметаллы  в  своем  большинстве  проявляют  как  как  нулевые (в простом состоянии), так  и  положительные  и  отрицательные  степени  окисления  в  соединениях.  Только  фтор  в  соединениях  всегда  проявляет  степень  окисления -1,  и  кислород - 2.

Лишь в  немногочисленных  соединениях  со фтором  кислород  проявляет  степень  окисления +1

Таким образом,  простое вещество фтор  в реакция -  всегда  окислитель, простое вещество кислород  в  реакциях -  почти  всегда  окислитель.  Остальные  неметаллы  в соединениях   могут иметь

как  положительные,  так  и отрицательные  степени  окисления в соединениях , то есть  проявлять как окислительные, так и  свойства. восстановительные  свойства.  

Задание: записать по 3 уравнения реакции характеризующей эти свойства, указать окислители и восстановители.

а)  взаимодействие  неметаллов  с металлами.  В этих  реакциях   металлы  всегда  восстановители,  а  неметаллы  - всегда  окислители.

Чем  выше  окислительная способность  неметалла, тем более глубоким   будет  окислительное  действие  на металл. Если  металл  проявляет  переменную степень  окисления  в  соединениях, то более активный  неметалл  окисляет  металл  до более высокой  степени  окисления.

                       +8

Оs  +  4F₂  =  OsF₈

2Os  + 3Cl₂ =  2OsCl₃

2Os  +  2I₂  =   2OsI₂

Малоактивные  неметаллы  проявляют  окислительные  свойства только  по  отношению  к активным  металлам, например:

   2Na⁰   +  H₂⁰   =   Na⁺H⁻                Ca⁰  +  H₂⁰ =   Ca⁺²H₂

  А  вот  активный  фтор  взаимодействует  не  только  с большинством  металлов  средней  активности,  но также  и  со многими  металлами,  стоящими  в ряду  напряжений   после  водорода, например  с платиной:

       Pt   +  2F₂  =  PtF4

     Как  было  сказано неметаллы  могут  вступать  в  реакцию  с другими  неметаллами,  но  при этом  надо  учитывать, что более  активные   неметаллы  в  этих  реакциях   будут  окислителями,  а менее  активные  -  восстановителями

 Например,  в  реакции   углерода  с  кислородом

    С⁰  +  О₂⁰  =    С⁺⁴ О₂⁻²     углерод - восстановитель, кислород - окислитель.

А  в  реакции  углерода  с водородом     С  +  2Н₂   =  С⁻⁴Н₄⁺¹  углерод -окислитель,  а  водород -  восстановитель

Но  реакции  между  неметаллами  зависят  не  только  от положения  

неметаллов  в ряду  напряжений,  но  также  от состояния  неметаллов   и  прочности  связей  между  атомами  неметаллов в молекуле.

 Например,  кислород  легко  реагирует  с  водородом  при поджигании,  с  фосфором  при  нагревании,     с  азотом   - при температуре  выше  2000⁰  +  катализатор,  а  реакция  между  хлором   и  кислородом  -  практически  не  осуществима.

В  реакции   с  водой  активность   неметаллов   проявляется  по  разному.

                Сl₂⁰  +  H2O   +   HCl⁻¹   +  HCl⁺¹O

По  такой же  схеме  реагирут  иод, но  реакция  протекает  очень  медленно



Тема:

Практическая работа №2

Получение, собирание и распознавание газов. 

 ТЕМА: Практическая работа №2

Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. (ПОСМОТРИТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ОФОРМИТЕ РАБОТУ, ЕЩЕ ИМЕЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ПО ЭТОЙ РАБОТЕ ВО ВКЛАДКЕ "ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ"

ГРУППА 405 ХИМИЯ 39




ТЕМА: Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. 

Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

 Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.

Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп (ОН-).

С точки зрения теории электролитической диссоциации  это электролиты (вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток), диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы только гидроксид - ионов ОН-.

Растворимые в воде основания называются щелочами.            К ним относятся основания, которые образованы металлами 1-й группы главной подгруппы (LiOHNaOH и другие) и щелочноземельными металлами (Са(ОН)2Sr(ОН)2Ва(ОН)2). Основания, образованные металлами других групп периодической системы в воде практически не растворяются. Щелочи в воде диссоциируют полностью:

NaOH ® Na+ + OH-.

 

Многокислотные основания в воде диссоциируют  ступенчато:

 

Ba(OH)2 ® BaOH+ + OH-,

Ba(OH)+  Ba2+ + OH-.

 

Cтупенчатой диссоциацией оснований объясняется образование основных солей.

 

Получение

 

1. Взаимодействие активного металла с водой:

 

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2

Mg + 2H2O  Mg(OH)2 + H2

2. Взаимодействие основных оксидов с водой (только для щелочных и щелочноземельных металлов):

 

Na2O + H2O → 2NaOH,

CaO + H2O → Ca(OH)2.

 

3. Промышленным способом получения щелочей является электролиз растворов солей:

 

2NaCI + 4H2O 2NaOH + 2H2 + CI2

 

4. Взаимодействие растворимых солей со щелочами, причем для нерастворимых оснований это единственный способ получения:

Na2SO4 + Ba(OH)2 → 2NaOH + BaSO4

MgSO4 + 2NaOH → Mg(OH)2 + Na2SO4.


Нерастворимые основания

 Определение Нерастворимые основания ― основания, в составе которых нет активных металлов (подгруппы Ia и IIа ниже магния).

 Получение • Способ получения нерастворимых оснований ― соль + щелочь: Fe(NO3)3 + 3NaOH → Fe (OH)3↓ + 3NaNO3 Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3 • Нерастворимые основания нельзя получить из соответствующего оксида и воды ― они не реагируют (искл.оксид магния). MeO + H2O — не реагирует Неактивный Классификация нерастворимых оснований • основные • амфотерные нерастворимые основания основные амфотерные формула MeOH +1; +2 (кр. искл) MeOH +3; +4; (+2) искл. разлагаются при повышении температуры Cu(OH)2 → CuO + H2O синий черный во влажном состоянии Zn(OH)2 → ZnO + H2O реагируют с кислотами Mg(OH)2 + 2HCl → MgCl2 +2H2O Mg(OH)2 + 2H+ → Mg2+ + 2H2O Be(OH)2 + 2HCl → BeCl2 + 2H2O Be(OH)2 + 2H+ → Be2+ + 2H2O реагирует со щелочами в растворе NaOH + Al(OH)3 → Na[Al(OH)4] OH- + Al(OH)3 → [Al(OH)



ГРУППА 405 БИОЛОГИЯ 37,38
ТЕМА:Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№4 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов».

ТЕМА: Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№3«Ароморфозы и идиоадаптации организмов».

Учение о направлениях эволюционного процесса было разработано русским учёным А. Н. Северцовым.
Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.
Критерии биологического прогресса:
  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.
 
В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.  
 
Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.
 
02-03-2018 20-17-50.jpg
 
Эволюционное изменение, ведущее к усложнению строения и функций организмов, повышающее общий уровень их организации, позволяющее освоить новую среду обитания — ароморфоз.
Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.
  
Примеры ароморфозов у животных:
  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
Примеры ароморфозов у растений:
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.
Эволюционное изменение, приспосабливающее организмы к конкретным условиям существования, но не повышающее общий уровень их организации — идиоадаптация (алломорфоз).
Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.
 
Примеры идиоадаптаций:
  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.
 
03-03-2018 11-20-09 — копия.jpg
Идиоадаптации ротовых органов насекомых
Упрощение строения организмов при переходе в более простую среду обитания — дегенерация.
Примеры общей дегенерации:
  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.
 
03-03-2018 17-33-49.jpg
Растение-паразит петров крест
 
03-03-2018 17-36-52.jpg
Двустворчатый моллюск беззубка
Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.
Критерии биологического регресса:
  • снижение численности особей в систематических группах; 
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Виды, находящиеся в состоянии регресса, нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. Это уссурийский тигрбурый и гималайский медведичёрный аиственерин башмачокженьшень и многие другие.

 Лабораторная работа № 3 по биологии .

Тема: Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

Ход работы

1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1.  Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.

Таблица 1. Ароморфозы растений

растение

Органы растения

Ламинария

Слоевище, ризоиды.

Папоротник орляк

Корень, стебель, листья, споры.

Сосна крымская

Корень, стебель, листья, семена.

Лютик ползучий

Корень, стебель, листья, цветки, семена.

Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.

Ароморфозы растений:

- появление корня;

- разделение тела на стебель и листообразные пластинки;

- возникновение оплодотворения, не связанного с водой;

- возникновение семенных зачатков;

- возникновение семени;

- возникновение хвои;

- появление шишки – видоизменённого побега;

- появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);

- появление способности к опылению насекомыми.

Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.

Таблица 2. Идиоадаптации у насекомых

Отряд насекомых

Части тела

Конечности

Крылья

Ротовой аппарат

двукрылые

Голова, грудь, брюшко.

3 пары ног

2 пары крыльев:

передняя пара хорошо развита, задняя пара - жужжальца

Лижуще-сосущий (муха), колюще-сосущий (комар).

чешуекрылые

Голова, грудь, брюшко.

3 пары ног

2 пары крыльев, покрытых чешуйками

Сосущий (бабочка), грызущий (моль).

прямокрылые

Голова, грудь, брюшко.

3 пары ног

2 пары крыльев:

передняя пара – надкрылья, задняя пара – широкие перепончатые крылья.

Грызущий (кузнечик).

 

Идиоадаптации – это прогрессивные, но незначительные эволюционные изменения.

Идиоадаптации у насекомых проявляются в различном строении ротовых аппаратов. Появление большого разнообразия видов насекомых – следствие их эволюционного развития по пути идиоадаптаций.

Вывод: в результате идиоадаптаций насекомые приспосабливались к среде обитания, образовывались новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса. Уровень организации организмов не изменялся.

тема: Развитие представлений о возникновении жизни. 
Современные взгляды на возникновении жизни.

ТЕМА:Развитие представлений о возникновении жизни.

Современные взгляды на возникновении жизни.


Вопрос о происхождении жизни является одним из наиболее сложных вопросов естествознания. Точного ответа на него нет, но существует множество гипотез.
  
1. Гипотеза божественного происхождения жизни (креационизм)
  
Согласно этой гипотезе все живые организмы на Земле были созданы Богом. Они изначально целесообразны и сохраняются в неизменном виде. Причём сотворение мира произошло единожды, поэтому его изучение невозможно.
 
Креационизм принимает жизнь как данность и не предпринимает попыток объяснения происхождения жизни естественными законами природы.
  
2. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни
  
Эта гипотеза подразумевает многократное самопроизвольное возникновение живых организмов из неживой материи. В Средние века многим «удавалось» наблюдать появление живых организмов (червей, личинок насекомых, мышей, плесневых грибов) в гниющих остатках организмов.
 
В 1668 г. итальянский врач ФРеди экспериментально опроверг эти представления. Он поместил кусочки мяса в сосуды, часть из которых закрыл марлей. В открытых сосудах вскоре появились личинки мух, а в закрытых их не было. Так была доказана невозможность самозарождения мух в гниющем мясе. Реди выдвинул принцип «всё живое — от живого».
 
15-03-2018 10-22-23.jpg
 
Окончательно опровергнуть гипотезу спонтанного возникновения живых организмов удалось в 1859 г. французскому микробиологу ЛПастеру. Он экспериментально установил, что не могут самопроизвольно появляться также и микроорганизмы. Стерильный бульон Пастер поместил в специальные колбы с длинными S-образными горлышками. Часть колб оставалась открытой. В открытых колбах вскоре появились и стали размножаться бактерии. В колбах с изогнутым вытянутым горлышком, которое служило своеобразной ловушкой для бактерий, бульон оставался стерильным.
 
15-03-2018 10-16-08.jpg
 
К концу 19 в. практически все учёные признали, что живые организмы возникают только от других живых организмов.

 
3. Гипотеза панспермии
  
В 1865 г. немецкий учёный ГРихтер впервые высказал идею о космическом происхождении жизни на Земле. Согласно его гипотезе жизнь была занесена с других планет. Сторонники космического происхождения жизни считают, что жизнь на Землю была занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами. Но остаётся открытым вопрос о возникновении жизни в космосе.
 
4. Биохимическая гипотеза
 
УППА 305В 
1924 г. советский биохимик АИОпарин и в 1929 г. английский биохимик ДжХолдейн выдвинули гипотезу о том, что жизнь возникла из неорганических веществ в специфических условиях древней Земли.
 
В 1947 г. английский учёный ДжБернал, базируясь на гипотезе Опарина — Холдейна, сформулировал гипотезу биопоэза, которая характеризует три этапа формирования жизни на Земле.
В основе современных научных представлений о происхождении жизни лежит гипотеза биохимической эволюции Опарина — Холдейна.
 
14-03-2018 10-50-31.jpg
  Александр Опарин                   Джон Холдейн
 
Согласно теории биохимической эволюции формирование жизни на Земле шло в три этапа:
  • абиогенный синтез органических веществ;
  • образование биополимеров;
  • формирование мембранных структур и появление самовоспроизведения.
 
Абиогенный синтез органических веществ
Согласно теории Опарина возникновение жизни на Земле возможно было только в условиях древней атмосферы и отсутствия живых организмов.
 
На первых этапах своего существования наша Земля представляла собой раскалённый шар.
По мере её остывания постепенно формировалась первичная атмосфера, состоящая из аммиака, метана, углекислого газа, цианистого водорода и паров воды. Ни кислорода, ни озона в атмосфере древней Земли не было.
 
При дальнейшем понижении температуры образовался первичный океан. Под действием различных видов энергии (электрические разряды, ядерные реакции, солнечная радиация, извержения вулканов) образовались простые органические соединения: формальдегид, спирты, муравьиная кислота, аминокислоты и т. д. 
 
Окисление образовавшихся веществ не происходило, так как отсутствовал свободный кислород. Синтезированные вещества в течение десятков миллионов лет постепенно накапливались в древнем океане. Их накопление в итоге привело к образованию однородной массы —  «первичного бульона». По мнению Опарина, именно в «первичном бульоне» и возникла жизнь.
 
Этот этап биохимической эволюции был подтверждён экспериментально биохимиками СМиллеромДжОро и другими учёными. В экспериментальных установках, моделирующих условия первобытной Земли, ими были получены альдегиды, аминокислоты, простые сахара, пуриновые и пиримидиновые основания, нуклеотиды.
Образование биополимеров
Из простых органических веществ при определённых условиях синтезировались биополимеры. Аминокислоты соединялись в полипептиды, простые сахара превращались в полисахариды, а нуклеотиды — в нуклеиновые кислоты. Карбоновые кислоты, соединяясь со спиртами, могли образовать липиды, которые покрывали поверхность водоёмов жирной плёнкой.
 
Возникшие белки формировали коллоидные комплексы, притягивающие к себе молекулы воды. Так появились коацерваты — сгустки органических веществ, обособленные от остальной массы воды. В коацерваты постоянно поступали органические соединения, в результате чего происходил синтез более сложных веществ. Они могли сливаться и увеличиваться в размерах.
 
 
Слияние коацерватных капель  
 
Образование биополимеров и коацерватов в условиях древней Земли подтверждено экспериментально работами ЛОрджела и САкабори. Ими были получены простейшие белки и нуклеотидные цепи.
Формирование мембранных структур и появление самовоспроизведения
Из липидных плёнок на поверхности коацерватов могла сформироваться биологическая мембрана.
  
Объединение коацерватов с нуклеиновыми кислотами привело к образованию примитивных  самовоспроизводящихся живых организмов — пробионтов. Эти первичные организмы были анаэробами и гетеротрофами и питались веществами «первичного бульона».
  
Таким образом, около 3,5 млрд лет назад, согласно этой гипотезе, завершилось зарождение жизни на Земле.
 



ГРУППА 308 БИОЛОГИЯ 31,32


ТЕМАДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО БИОЛОГИИ


Вариант I

1.  Приспособленность организмов к среде  называют:

а)  адаптацией             б)  изменчивостью    

в)  эволюцией             г)  наследственностью

2.  Перечислите уровни организации жизни,  начиная  с  низшего:

а)  клеточный                     б)  организменный            

в)  экосистемный      г)  молекулярный            

д)  тканевыйе)  органный

ж)  популяционно-видовой      з)  биосферный

3.   Обмен  веществами  и  энергией  с окружающей  средой  начинается  на уровне:

а)  атомов                г)  органов     б)  клеток                д)  тканей    в)  молекул  

4.   Элементарной  единицей  живого принято  считать:

а)  молекулу         г)  ткань  б) атом         д) орган    в)  клетку

5.  Термин биология первым стал использовать знаменитый  … естествоиспытатель  Жан-Батист  Ламарк  в …  году.

а)  английский              д)  1602

б)  австрийский            е)  1702

в)  немецкий              ж)  1802

г)  французский           з)  1902

6.  Общая  биология  —  наука,  изучающая:

а)  все  явления  природы               б)  строение  растений  и  животных

в)  функционирование  растений  и животных

г)  основные  закономерности  живой природы

7.  Важнейшие органические соединения:

а)  липиды                г)  углеводы              

б)  белки                   д)  биоэлементы

в)  вода                       е)  нуклеиновыекислоты

8.   Найдите  синоним  слову жиры:

а)  белки    в)  липиды

б)  углеводы  г) нуклеиновые кислоты

9. Какой элемент особенно необходим  для  щитовидной  железы?

а) F         б) Cl  в) J     г) Br

10.Сколько  процентов  воды  содержит  головной  мозг  человека?

а) 10     б) 20     в) 40     г) 85

11. В  молекуле  воды  связи  между атомами  водорода  и  кислорода  называются:

а)  водными      д)  ковалентными  полярными        б)  водородными          

в)  кислородными  е)  ковалентными неполярнымиг)  ионными       

12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря  катионам:

а)  кальция               в)  магния              б)  калия                    г)  натрия

13.  Сколько различных аминокислот входит  в  состав  белков?

а)  8        б)  20      в)  300      г)  более  500

14.   Инсулин  —  это  ...  (укажите  все подходящие  пункты).

а)  мономер              д)  гормон

б)  полимер              е)  фермент

в)  полипептид        ж)  белок

г)  радикал              з)  аминокислота

15.  Для  образования  в  организме

молекулы  белка  необходимо:

а)  большое  количество  аминокислот б)  определенные  ферменты

в)  разнообразные  пептидные  связи г)  большое  количество  времени

16.  Что  правильно?

а)  в  клетках  растений  белков  больше,  чем  углеводов

б)  в  молоке  содержится  весь  набор разных  аминокислот

в)  цистеин  —  аминокислота,  содержащая  атом  серы

г)  гидрофобные  участки  белка  располагаются  на  поверхности

17.  Кератин — это белок, из которого состоят  перья,  когти,  копыта,  рога. Такие  белки  являются:

а)  глобулярными    в)  нерастворимыми

б)  фибриллярными г) растворимыми

18.  Какую функцию выполняют ферменты?

а)  защитную              д) каталитическую         б)  регуляторную    е)  транспортную

в)  сигнальную      ж)  запасающую             г)  структурную    з)  двигательнуюи)  энергетическую

19. Химическое название пищевого сахара:

а)  глюкоза     г)  мальтоза      б)  сахароза      д)  галактоза       в)  фруктоза         е)  лактоза

20.  Мономеры нуклеиновых кислот:

а) молекулы рибозы           б)  молекулы  дезоксирибозыв)  нуклеотиды

г)  азотистые  основания          д)  остатки  фосфорной  кислоты

е)  молекулы  пентозы             ж)  аденин, гуанин,  цитозин,  урацил

з)  аденин,  гуанин,  цитозин,  тимин

21.  Если  в  одной  нити  у  молекулы  ДНК  есть  последовательность ЦААГ,  то  в  комплементарной  нити  ей  соответствует:

а) ГУУЦ            в) ГТТЦ          б)  АГЦА            г)  УТТГ

22.  Термин клетка впервые  употребил:

а) Гук        г) Шванн        б)  Левенгук         д)  Шлейден         в)  Броун           е)  Вирхов

23. Органеллы делятся на две большие  группы:

а)  ядерные  и  безъядерныеб)  мембранные  и  немембранные

в)  прокариотическиеиэукариотическиег)  клеточные  и  неклеточные

24.  Пиноцитозом  называют:

а)  поглощение  бактерий лейкоцитами

б)  поглощение  бактерий  амебами

в)  проникновение  капель  жидкости через  мембрану

г)  слияние  в  клетке  маленьких пузырьков  в  один  большой

25.  Источником  энергии  для  клетки  может  служить:

а)  кислород            в)  липиды б)  углеводы            г)  белки

26.  Расположите  по  порядку  периоды  жизни  клетки:

а)  анафаза              г)  профаза б)  метафаза            д)  интерфаза           в)  телофаза  

27. Биологическая сущность мейоза  заключается  в  том,  что:

а) появляется возможность кроссинговера  хромосом

б)  возникает  возможность  появления  уникальных  организмов

в)  образуются  гаметы  с  уменьшенным  вдвое  набором  хромосом

г)  формируются  два  типа  гамет  — мужские  и  женские

28.   Генетика  изучает:

а)  законы  изменчивости  живых  организмов

б)  материальные  основы  наследственности  и  изменчивости

в)  законы  наследственности  живых организмов

г) законы появления новых признаков  у  животных  и  растений

29.  Закончите  смысловой  ряд:хромосома  —  ген  —  …  .

а)  триплет         б)  участок  ДНК        в)  азотистое  основание       г)  нуклеотид

30. Коровы дают молоко, поскольку только  у  них  есть  гены,  которые:

а)  отвечают  за  его  образование

б)  проявляются   у женских  особей

в)  способны  к  кроссинговеру

г)  контролируют  его  синтез  в  гомозиготном  состоянии.