четверг, 11 ноября 2021 г.

  ЧЕТВЕРГ   11.11.21г.  208, 401, 406

 моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

ГРУППА 208 химия 5,6
ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАБЫВАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ!

Тема:. Сущность и классификация химических реакций.
Внимательно просмотрите видеоролик и запишите конспект, выучите типы реакций.

Тема:Окислительно-восстановительные реакции.

В этом видеоролике вы повторите всё о степени окисления, выполните записи, которые считаете вам необходимы.
Здесь вы услышите и увидите , как составляются окислительно-восстановительные уравнения. Запишите выборочно, выучите способы расставления коэффициентов

ГРУППА 401 биология 14,15

ТЕМА: Генетическая информация. Удвоение ДНК. 
ТЕМА:Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Для лучшего представления посмотрите видео: 



Трудно, глядя на типографскую матрицу, судить о том, хорошая или плохая книга будет по ней напечатана. Невозможно судить и о качестве генетической информации по тому, «хороший» или «плохой» ген получили потомки по наследству, до тех пор, пока на основе этой информации не будут построены белки и не разовьется целый организм.

Ход образования и-РНК. К рибосомам, местам синтеза бел­ков, из ядра поступает несущий информацию посредник, способный пройти через поры ядерной оболочки. Таким посредником является информационная РНК (и-РНК). Это одноцепочечная молекула, комплементарная одной нити молекулы ДНК. Специальный фермент — полимераза, двигаясь по ДНК, подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в единую цепочку (рис. 21). Процесс образования и-РНК называется транскрип­цией (от лат. «транскрипцио» — переписывание). Если в нити ДНК стоит тимин, то полимераза включает в цепь и-РНК аденин, если стоит гуанин — включает цитозин, если аденин — то урацил (в состав РНК не входит тимин).

По длине каждая из молекул и-РНК в сотни раз короче ДНК. Ин­формационная РНК — копия не всей молекулы ДНК, а только части ее, одного гена или группы рядом лежащих генов, несущих ин­формацию о структуре белков, не­обходимых для выполнения од­ной функции. У прокариот такая группа генов называется опероном. В начале каждой группы генов находится своего рода посадочная площадка для полимеразы, называемая промотором. Это специфическая последовательность нуклеотидов ДНК, которую фермент «узнает» благодаря химическому сродству. Только присоединившись к промотору, полимераза способна начать синтез и-РНК. В конце группы генов фермент встречает сигнал (в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая и-РНК отходит от ДНК, покидает ядро и направляется к месту синтеза белков — рибосоме, расположенной в цитоплазме клетки.

В клетке генетическая информация передается благодаря транскрипции от ДНК к белку:

ДНК—и-РНК—белок.

3. Генетический код — определенные сочетания нуклеотидов, несущих информацию о структуре белка, и последовательность их расположения в молекуле ДНК.\

Ген — участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одной молекулы белка.

Свойства генетического кода:

— триплетность — одна аминокислота кодируется тремя рядом расположенными нуклеотидами — триплетом, или кодоном;

— универсальность — код един для всего живущего на Земле (у мха, сосны, амебы, человека, страуса и пр. одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты);

— вырожденность — одной аминокислоте может соответствовать несколько триплетов (от двух до шести). Исключение составляют аминокислоты метионин и триптофан, каждая из которых кодируется только одним трип­летом (метионин кодируется триплетом АУГ);

— специфичность — каждый триплет кодирует только одну аминокислоту.

Триплеты ГАА или ГАГ, занимающие шестое место в гене здоровых людей, несут информацию о цепи гемо­глобина, кодируя глутаминовую кислоту. У больных серповидноклеточной анемией второй нуклеотид заменен на У, а триплеты ГУА и ГУГ кодируют валин;

— неперекрываемость — кодоны одного гена не мо­гут одновременно входить в соседний;

— непрерывность — в пределах одного гена считывание генетической информации происходит в од­ном направлении.

4. Трансляция – механизм, с помощью которого последовательность триплетов оснований иРНК переводится в специфическую последовательность аминокислот в полипептидной цепи.

Подготовительным этапом трансляции является рекогниция – активирование и присоединение аминокислоты к тРНК (фермент аминоацил-тРНК-синтетаза (кодаза)).

Затем иРНК соединяется с рибосомой (у прокариот начинается синтез с кодона АУГ, с которым взаимодействует антикодон особой тРНК (с формилметионином)), затем первая тРНК доставляет сюда первую аминокислоту (для каждой аминокислоты есть своя тРНК) и связывается с определенным участком иРНК по принципу комплементарности (антикодон тРНК соответствует кодону иРНК).

Происходит связывание с иРНК и с рибосомой второй тРНК, несущей вторую аминокислоту. Первая и вторая аминокислоты соединяются пептидной связью (фермент пептидил-трансфераза). Затем рибосома перемещается на один триплет вперед, первая тРНК освобождается, приходит третья тРНК. Рибосома перемещается по молекуле иРНК прерывисто, триплет за триплетом, делая каждый из них доступным для контакта с тРНК. Сущность трансляции в подборе по принципу комплементарности антикодона тРНК к кодону иРНК. Если антикодон тРНК соответствует кодону иРНК, то аминокислота, доставляемая такой тРНК, включается в полипептидную цепь, и рибосома перемещается на следующий триплет (фермент транслоказа).

Как только рибосома дойдет до стоп-кодона иРНК, происходит распад комплекса, полипептид отделяется от матрицы-иРНК и приобретает свою конформацию.

Для трансляции необходимы ферменты (кодаза, пептидил-трансфераза, транслоказа), энергия АТФ, ионы Mg2+.

Таким образом, главными этапами трансляции являются:

1) присоединение иРНК к рибосоме;

2) рекогниция (активация аминокислоты и ее присоединение к тРНК);

3) инициация (начало синтеза) полипептидной цепи;

4) элонгация (удлинение) цепи;

5) терминация (окончание синтеза) цепи;

6) дальнейшее использование иРНК (или ее разрушение)


 
ГРУППА  406 ХИМИЯ  31,32
 

 ТЕМА : Степень электролитической диссоциации.

Приготовление раствора заданной концентрации.

Степень электролитической диссоциации

Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами присутствуют и молекулы. Другими словами, различные электролиты, согласно теории С. Аррениуса, диссоциируют на ионы в различной степени. Полнота распада (сила электролита) характеризуется количественной величиной – степенью диссоциации.

Степень диссоциации (α – греческая буква альфа) -  это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n), к общему числу растворенных молекул (N):

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях единицы или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1 или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Если же α = 20%, то это означает, что из 100 молекул данного электролита 20 распалось на ионы.

Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, от концентрации электролита, температуры.

1.     Зависимость степени диссоциации от природы:  чем полярнее химическая связь в молекуле электролита и растворителя, тем  сильнее выражен процесс диссоциации электролита на ионы и тем выше значение степени диссоциации.

2.     Зависимость степени диссоциации от концентрации  электролита:  с уменьшением концентрации электролита, т.е. при разбавлении его водой, степень диссоциации всегда увеличивается.

3.     Зависимость степени диссоциации от температуры:  степень диссоциации возрастает при повышении температуры (повышение температуры приводит к увеличению кинетической энергии растворённых частиц, что способствует распаду молекул на ионы).

Сильные и слабые электролиты

В зависимости от степени диссоциации различают электролиты сильные и слабые. Электролиты со степенью диссоциации больше 30% обычно называют сильными, со степенью диссоциации от 3 до 30% — средними, менее 3% — слабыми электролитами.

Классификация электролитов в зависимости от степени электролитической диссоциации (памятка)

Классификация электролитов

Сильные электролиты

Средние электролиты

Слабые электролиты

Значение степени диссоциации (α)

α>30%

3%≤α≤30%

α<3%

Примеры

1. Растворимые соли;

2. Сильные кислоты (НСl, HBr, HI, НNО3, НClO4, Н2SO4(разб.));

3. Сильные основания – щёлочи.

H3PO4

H2SO3

1. Почти все органические кислоты (CH3COOH, C2H5COOH и др.);

2. Некоторые неорганические кислоты (H2CO3, H2S и др.);

3. Почти все малорастворимые в воде соли, основания и гидроксид аммония (Ca3(PO4)2; Cu(OH)2; Al(OH)3; NH4OH);

4. Вода.

 Определение сильных и слабых электролитов

Тренажёр "Сильные и слабые электролиты"

Практическая работа №1.

ТЕМА:Приготовление раствора заданной концентрации.


Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной

массовой долей растворённого вещества.

Задачи: - повторить и использовать правила ТБ

                 -повторить и практически применить знания о растворах

и массовой доле растворённого вещества,

                 - познакомиться с устройством лабораторных весов и

правилами

                 взвешивания,

                 -формировать коммуникативные компетентности.

Оборудование и реактивы:

Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл),

стеклянные палочки, мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, поваренная соль.




Ход работы.



Приготовление растворов солей с определённой массовой

долей растворённого вещества.

Теоретическая часть (закрепление знаний формул для расчетов массовой доли вещества, умение решения задач разных типов)

1.Приготовить 20 г.водного раствора соли массовой долей соли 5%.


2.Какую массу щелочи необходимо взять для приготовления 50 г 16%-ного раствора?

3. К 600 г 50% р-ра соли добавили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?

Ход работы (Практическая часть)


Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.

1) Нельзя пробовать вещества на вкус.

2) Нельзя брать вещества руками.

3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).

4) Нюхать вещества с осторожностью.

5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.

6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.

Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.  Приготовить раствор хлорида натрия массой 300 г, в котором массовая доля соли равна 12%. Проведем расчеты по определению массы соли и объема воды для приготовления раствора:

m(NaCl) = 300 · 0,12 = 36 (г);

m(H2O) = 300 - 36 = 264 (г), что соответствует объему 264 мл воды.

В колбу или стакан на 500-700 мл поместим предварительно взвешенную навеску соли массой 36 г и небольшими порциями при перемешивании стеклянной палочкой (осторожно!) или круговыми движениями сосуда добавляем предварительно отмеренную цилиндром воду объемом 264 мл. После полного растворения соли перельем раствор в сосуд с пробкой. На этикетке указываем дату приготовления раствора. 

        Вывод

                 - Что такое массовая доля растворённого вещества?

                 - Что говорит о растворе его массовая доля?