понедельник, 13 февраля 2023 г.

13.02.23 г. Понедельник, 306,401,408

 СПРАВА НАХОДИТСЯ АРХИВ- ТАМ СМОТРИМ ДАТУ И ГРУППЫ

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ: 13.02.23г. - 17.02.23г.

 Пн.13.02: 306, 401, 401, 408 

Вт. 14.02: 508, 505, 505, 501

Ср. 15.02: 406, 505, 401, ---- 

 Чт. 16.02: 505, 501, 306, 508

 Пт. 17.02: 401, 505,  ----, 501  

ГРУППА 306 БИОЛОГИЯ 58,59

ТЕМА 58,59: Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Номо.

ТЕМА: Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода  Номо.

Основные этапы эволюции приматов СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 


Первые представители рода Homo

Первым представителем рода Homo многие исследователи считают Homo habilis - Человека умелого, а также Homo rudolfensis Человекарудольфского. Выделение раннего гоминида с видовым названием Homo habilis относится к 1960 году и связано с именами супругов Лики и раскопками в Олдувайском ущелье.

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ

В 1959 году рядом с костными остатками Зинджантропа бойсова, впоследствии отнесенного к массивным австралопитекам, Лики обнаружил грубые каменные орудия. Искусственность обработки гальки не вызывала сомнений. Неужели сверхмощный зинджантроп с небольшим мозгом австралопитека уже мог работать с камнем? Сомнения были развеяны в 1960 году, когда в нижней части этого же слоя были найдены фрагменты черепа и посткраниального скелета молодого гоминида небольших размеров, но с объемом мозга, превышающем показатели зинджа более чем на 100 см3. Презинджантроп - так назвал свою новую находку Л. Лики; позднее был выделен вид ранних Homo- Homo habilis. До настоящего времени выделение презинджантропа в самостоятельный вид нового Homo вызывает достаточно много возражений. Все последующие находки ранних гоминид, относимых к Homo habilis, демонстрируют сочетание австралопитекоидных черт с « человеческими». Тем не менее, по целому ряду признаков человек умелый существенно превосходил австралопитека.

Развитие мозга. По имеющимся данным, емкость черепа хабилисов в среднем равна 650-680 см3, по сравнению с 450 см3 - у африканских австралопитеков (при сходных показателях массы тела); увеличены лобные и теменные доли; топография и развитие кровеносных сосудов твердой мозговой оболочки также более прогрессивны. Высказывается, что у Homo habilis имеется структурная основа для появления зачатков звуковой речи.

Строение черепа и зубной системы. Для Homo habilis отмечено некоторое расширение черепа за глазницами и в теменно - затылочной области; уменьшение размеров зубов, особенно задних, что характерно для человеческой линии эволюции; уменьшение толщины зубной эмали, хотя сохраняется более быстрое развитие задних зубов(как у современных обезьян).

Строение кисти хабилиса представляет собой интерес в связи с установленной способностью к производству орудий. Структура кисти сочетает некоторые прогрессивные признаки со следами архаичной древесной адаптации. Отмечается значительное расширение ногтевых фаланг, особенно на большой пальце, признак, который свидетельствует об увеличении пальцевых подушек и хорошем развитии осязательного аппарата. Такая прогрессивная морфология говорит об эффективном использовании кисти и пальцев, что подтверждает статус Человека умелого как творца самых первых каменных орудий.

Орудия труда.



ГРУППА 401 ЭКОЛОГИЯ 30,31

ТЕМА 30,31:Урок контроля и коррекции знаний.

ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК ПО ЭКОЛОГИИ  СТР.128 -ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ НОМЕР 2,3, СТР.136 НОМЕР  2.


ГРУППА 401 ХИМИЯ 37 

ТЕМА 37: Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Спирты – это гидроксисоединения, в которых группа ОН соединена с алифатическим углеводородным радикалом R-OH.

Если гидроксогруппа ОН соединена с бензольным кольцом, то вещество относится к фенолам.

Общая формула предельных нециклических спиртов: CnH2n+2Om, где m ≤ n.

Классификация фенолов

По числу гидроксильных групп:

  • фенолы с одной группой ОН — содержат одну группу -ОН. Общая формула CnH2n-7OH или CnH2n-6O
  • фенолы с двумя группами ОН — содержат две группы ОН. Общая формула CnH2n-8(OH)2 или CnH2n-6O2.

Соединения, в которых группа ОН отделена от бензольного кольца углеродными атомами – это не фенолы, а ароматические спирты:

Строение фенолов

В фенолах одна из неподеленных электронных пар кислорода участвует в сопряжении с π–системой бензольного кольца, это является главной причиной отличия свойств фенола от спиртов.

 

Химические свойства фенолов

Сходство и отличие фенола и спиртов.

 

Сходство: как фенол, так и спирты реагируют с щелочными металлами с выделением водорода.

Отличия:

  • фенол не реагирует с галогеноводородами: ОН- группа очень прочно связана с бензольным кольцом, её нельзя заместить;
  • фенол не вступает в реакцию этерификации, эфиры фенола получают косвенным путем;
  • фенол не вступает в реакции дегидратации.
  • фенол обладает более сильными кислотными свойствами и вступает в реакцию со щелочами.

 

1. Кислотные свойства фенолов

Фенолы являются более сильными кислотами, чем спирты и вода, т. к. за счет участия неподеленной электронной пары кислорода в сопряжении с π-электронной системой бензольного кольца полярность связи О–Н увеличивается. 

Раствор фенола в воде называют «карболовой кислотой», он является слабым электролитом.

 

1.1. Взаимодействие с раствором щелочей

 

В отличие от спиртов, фенолы реагируют с гидроксидами щелочных и щелочноземельных металлов, образуя соли – феноляты.

Например, фенол реагирует с гидроксидом натрия с образованием фенолята натрия

Видеоопыт взаимодействия фенола с гидроксидом натрия можно посмотреть здесь.

Так как фенол – более слабая кислота, чем соляная и даже угольная, его можно получить из фенолята, вытесняя соляной или угольной кислотой:

 

1.2. Взаимодействие с металлами (щелочными и щелочноземельными)

 

Фенолы взаимодействуют с активными металлами (щелочными и щелочноземельными). При этом образуются феноляты. При взаимодействии с металлами фенолы ведут себя, как кислоты.

Например, фенол взаимодействует с натрием с образованием фенолята натрия и водорода.

Видеоопыт взаимодействия фенола с натрием можно посмотреть здесь.

 

2. Реакции фенола по бензольному кольцу

Наличие ОН-группы в бензольном кольце (ориентант первого рода) приводит к тому, что фенол гораздо легче бензола вступает в реакции замещения в ароматическом кольце.

2.1. Галогенирование

Фенол легко при комнатной температуре (без всякого катализатора) взаимодействует с бромной водой с образованием белого осадка 2,4,6-трибромфенола (качественная реакция на фенол).


Видеоопыт взаимодействия фенола с бромом можно посмотреть здесь.

 

2.2. Нитрование

Под действием 20% азотной кислоты HNO3 фенол легко превращается в смесь орто- и пара-нитрофенолов.

Например, при нитровании фенола избытком концентрированной HNO3 образуется 2,4,6-тринитрофенол  (пикриновая кислота):

 

3. Поликонденсация фенола с формальдегидом

С формальдегидом фенол образует фенолоформальдегидные смолы.

4. Взаимодействие с хлоридом железа (III)

При взаимодействии фенола с хлоридом железа (III) образуются комплексные соединения железа, которые окрашивают раствор в сине-фиолетовый цвет. Это качественная реакция на фенол.

Видеоопыт взаимодействия фенола с хлоридом железа (III) можно посмотреть здесь.

 

5. Гидрирование (восстановление) фенола

Присоединение водорода к ароматическому кольцу.

Продукт реакции – циклогексанол, вторичный циклический спирт.

 

Получение фенолов

1. Взаимодействие хлорбензола с щелочами

 

При взаимодействии обработке хлорбензола избытком щелочи при высокой температуре и давлении образуется водный раствор фенолята натрия.

При пропускании углекислого газа (или другой более сильной кислоты) через раствор фенолята образуется фенол.

 

2. Кумольный способ

 

Фенол в промышленности получают из каталитическим окислением кумола.

Первый этап процесса – получение кумола алкилированием бензола пропеном в присутствии фосфорной кислоты:

Второй этап – окисление кумола кислородом. Процесс протекает через образование гидропероксида изопропилбензола:

Суммарное уравнение реакции:

 

3. Замещение сульфогруппы в бензол-сульфокислоте

Бензол-сульфокислота реагирует с гидроксидом натрия с образованием фенолята натрия:

 Получается фенолят натрия, из которого затем выделяют фенол:

ГРУППА 408 ХИМИЯ 39,40

ТЕМА 39 Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён знакомству с фармакологической химией. Учащиеся узнают химические формулы самых распространённых лекарств, их назначение и противопоказания, научатся пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам.

Глоссарий

Амоксициллин – антибиотик широкого спектра действия группы пенициллинов, оказывает сильное противовоспалительное действие.

Аспирин – ацетилсалициловая кислота, лекарственный препарат, оказывающий жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее действие.

Анафилактический шок – быстро развивающаяся аллергическая реакция при попадании в организм аллергена, без оказания своевременной медицинской помощи может закончиться летальным исходом.

Интерферон – иммуномодулирующий лекарственный препарат, оказывает противовирусный эффект.

Парацетамол – параацетиламинофенол, лекарственное средство, оказывающее жаропонижающее и обезболивающее действие.

Фармакологическая (фармацевтическая) химия – наука о лекарственных препаратах, методах их синтеза, качественного и количественного анализа, о химических свойствах лекарств и их превращениях в организме.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тесто по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

История развития фармакологической химии

Человек с древних времён для лечения использовал природные средства: отвары и настои трав, мёд, животный жир. Целенаправленным созданием лекарственных препаратов впервые занялись алхимики. В XVI веке сначала арабские алхимики, позже – европейские, пытались создать эликсир бессмертия. Родоначальником ятрохимии – направления химии, занимавшейся создание лекарственных средств, считается швейцарский врач Парацельс.

Задачи фармакологической химии

В настоящее время фармакологическая (фармацевтическая) химия занимается не только созданием лекарственных препаратов, но и проводит их качественный и количественный анализ, проверяет подлинность лекарственных средств, степень их очистки от примесей, изучает превращения препаратов в организме.

Аспирин

Синтез ацетилсалициловой кислоты, известной нам как аспирин, был выполнен впервые французским химиком Шарлем Фредериком Жераром в 1853 году. В 1899 году немецкий химик Феликс Хоффманн, работавший в лаборатории фирмы «Bayer» запатентовал лечебный препарат на основе ацетилсалициловой кислоты, которой получил название «аспирин».

Аспирин применяют как жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее средство. В малых дозах приём аспирина снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Являясь слабой органической кислотой, аспирин снижает рН крови, разжижает её, снижая риск образования тромбов. Но любой лекарственный препарат кроме лечебного действия имеет побочные эффекты. Например, аспирин может вызывать желудочное кровотечение, так как кислота раздражает слизистую оболочку желудка.

Парацетамол

Другое популярное лекарство – парацетамол (эффералган, калпол). Название происходит от сокращения названия действующего вещества препарата – параацетиламинофенола. Парацетамол входит в состав многих комбинированных препаратов. Обладает жаропонижающим и обезболивающим эффектом. Побочные эффекты при бесконтрольном приёме парацетамола – нарушение функций печени и почек, анемия, аллергические реакции.

Пенициллин и его производные

Эпоха антибиотиков – мощных препаратов антибактериального действия началась с момента открытия в 1928 году Александром Флемнигом пенициллина. В настоящее время синтезировано большое число лекарственных препаратов на основе пенициллина. Один из них – амоксицилллин (аугментин, флемоксин), эффективный при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, кожи. Любые антибиотики следует принимать только по назначению врача и в строго указанной дозировке. Дело в том, что антибиотики уничтожают не только болезнетворные бактерии, но и полезную микрофлору кишечника. Происходит нарушение функции печени, почек, нервной системы, развивается гемолитическая анемия. В аптеках антибиотики продают только по рецепту врача. Часто на антибиотики возникает аллергическая реакция. Самое тяжёлое проявление аллергии – анафилактический шок, когда в ответ на попадание в организм аллергена быстро падает артериальное давление, происходит угнетение сознания, могут возникнуть судороги. Если вовремя не оказать медицинскую помощь при возникновении анафилактического шока, может наступить летальный исход.

Интерферон

Антибиотики эффективны при борьбе с болезнетворными бактериями, но абсолютно бесполезны и даже вредны при лечении вирусных заболеваний, таких как грипп. Для лечения вирусных заболеваний используют лекарственные препараты, усиливающие иммунитет человека. Одним из таких препаратов является интерферон (альфаферон, вэллферон). Интерферон – препарат белковой природы, выделяют из донорной крови. При его применении может возникнуть аллергия на чужеродный белок. Интерферон нельзя применять человеку, недавно перенесшему инфаркт миокарда, страдающему эпилепсией. Не рекомендуется применение интерферона беременным и кормящим женщинам, а также детям в возрасте до одного года.

Активированный уголь

Доступным и эффективным препаратом, назначаемым при отравлениях, кишечных инфекциях является активированный уголь. Это вещество является отличным сорбентом, то есть поглощает токсичные вещества, которые попали в кишечник. Активированный уголь является антацидом, то есть снижает кислотность. Но при одновременном приёме активированного угля с другими лекарственными препаратами он снижает их эффективность.

«Всё есть яд и всё есть лекарство»

Как Вы уже поняли, не существует абсолютно безопасных лекарств. Принимать лекарства следует только по назначению врача, предварительно внимательно изучив инструкцию к лекарственному препарату.

Среди синтезированных лекарственных препаратов есть и такие, которые вызывают привыкание. Это может привести к возникновению тяжёлого заболевания – наркомании. Некоторые вещества даже при однократном приеме вызывают болезненную зависимость. К серьёзным необратимым нарушениям в работе организма приводит и частое употребление алкоголя, развивается болезнь – алкоголизм. Лечение наркомании и алкоголизма – длительный процесс, здесь недостаточно профессиональных знаний врача, необходимо желание выздороветь и сильная воля самого больного.

Если вы хотите посвятить свою жизнь поиску средств спасения человека от смертельных заболеваний, то должны хорошо знать химию, чтобы продолжить обучение по специальности «Фармацевтика».

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Расчет максимально допустимого количества лекарственного препарата

Условие задачи: Массовая доля парацетамола в одной таблетке аскофена массой 0,50 г составляет 40%. Максимальная разовая доза парацетамола для взрослого человека составляет 1 г. Какое максимальное количество таблеток аскофена можно принять взрослому, чтобы не допустить передозировки?

Шаг первый: найдем, какая масса парацетамола содержится в одной таблетке аскофена. Для этого составим пропорцию:

0,5 г составляет 100 %, а х г составляет 40 %.

х = (0,5·40) : 100 = 0,2 (г).

Шаг второй: найдём количество таблеток, в которых в сумме будет 1 г парацетамола.

1 : 0,2 = 5 (таблеток)

Ответ: 5.

2. Расчёт необходимого количества упаковок лекарства

Условие задачи: при назначении амоксициллина детям врач исходит из допустимой дозировки 65 мг на каждые 10 кг массы тела при однократном приёме. Для поддержания постоянной концентрации препарата в крови интервал между приёмами лекарственного средства должен составлять 8 часов. Сколько упаковок лекарственного препарата по 10 таблеток, содержащих каждая 250 мг амоксициллина, необходимо для лечения ребёнка массой 40 кг, если предполагается приём таблеток в течение 5 дней?

Шаг первый: найдём дозировку для однократного приёма амоксициллина ребёнком с массой тела 40 кг.

(65 : 10)·40= 260 мг.

Эта дозировка соответствует 1 таблетке на разовый приём.

Шаг второй: найдём, сколько таблеток в день должен принимать ребёнок, если интервал между приёмами лекарства составляет 8 часов.

В сутках 24 часа. 24 : 8 = 3.

Таблетки следует принимать три раза в день.

Шаг третий: найдём общее количество таблеток, которое необходимо для курса лечения.

3·5·1 = 15 (таблеток).

Шаг четвёртый: Одна упаковка содержит 10 таблеток, то есть 15 : 10 = 1,5. Но упаковки продаются только целиком, то есть требуется купить на курс лечения 2 упаковки амоксициллина.

Ответ: 2 упаковки.

ТЕМА 40: Понятие об азотсодержащих гетероциклических со­единениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строе­ние.

Азотсодержащие гетероциклические соединения

На уроках биологии вы узнали, какую важную роль для организма имеют витамины В1, В12, РР. Гемоглобин необходим для переноса кислорода, а без хлорофилла невозможен фотосинтез. Энергией клетку снабжает АТФ, а передача генетической информации невозможна без ДНК. А что же общего в строении этих соединений?

Гетероциклические соединения

Гетероциклическими называют такие соединения, которые, кроме атомов углерода, содержат атомы других элементов, таких как кислород, азот, сера.

Для живых организмов важное значение имеют гетероциклические соединения, содержащие в цикле один или несколько атомов азота, например гемоглобин и хлорофилл.

Пиридин

Если в молекуле бензола заменить один из атомов углерода на атом азота, получится молекула пиридина.

Пиридин, так же как и бензол, является ароматическим соединением, так как один из р-электронов атома азота участвует в образовании π-электронного облака.

В молекуле пиридина атомы углерода и азота находятся в sp2-гибридном состоянии. Углы между связями в цикле примерно равны 120о, что определяет плоское строение молекулы.

Пиридин – бесцветная жидкость с резким неприятным запахом, кипит при 115 оС. В природе пиридин содержится в каменноугольной смоле.

Неподелённая электронная пара в атоме азота определяет основной характер пиридина. С кислотами он образует соли.

В реакции галогенирования и нитрования пиридин вступает труднее, чем бензол. Атом азота имеет большую величину электроотрицательности, он оттягивает на себя электронную плотность. Электрофильное замещение происходит только при нагревании до 250… 300 оС и только в мета-положение.

Два производных пиридина: никотиновая кислота и никотинамид вместе образуют витамин РР, который участвует в синтезе белков, регулирует уровень холестерина в крови, предотвращает возникновение диабета I типа, предупреждает развитие заболевания кожи пеллагры.

Пиррол

Гетероциклическое азотсодержащее соединение, образующее пятичленный цикл, называется пиррол.

Пиррол, как и пиридин, обладает ароматическими свойствами. Атомы углерода и азота находятся в sp2-гибридном состоянии, а электроны на негибридных р-орбиталях образуют общее π-электронное облако.

Пиррол – бесцветная жидкость с запахом хлороформа, слабо растворяется в воде, кипит при температуре 130 оС. В природе находится в каменноугольной смоле, также может быть выделен при пиролизе обезжиренных костей животных.

Пиррол, в отличие от пиридина, не проявляет основных свойств, а является очень слабой кислотой.

Реакции электрофильного замещения в молекуле пиррола проходят легче, чем в пиридине. Это объясняется отсутствием свободной электронной пары в атоме азота.

Получить пиррол можно путём синтеза из солей аммония и сахарных кислот, и при каталитическом взаимодействии фурана и аммиака.

Пиррол входит в состав гемоглобина, хлорофилла и витамина В12.

Гетероциклические соединения с двумя и более атомами азота

Существуют гетероциклические соединения, в молекулы которых входят по два и более атомов азота. Наиболее важными из них являются пиримидин и пурин. Эти соединения входят в состав нуклеиновых кислот, ответственных за передачу наследственной информации.

Пиримидин и пурин, а также их производные относят к азотистым основаниям, так как атом азота, не связанный с атомом водорода, придает этим соединениям основные свойства.

Производные пиримидина и пурина

В состав нуклеиновых кислот входят производные пиримидина: урацил, тимин и цитозин.

Из производных пурина в состав нуклеиновых кислот входят аденин и гуанин.

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты – биологические полимеры, состоящие из большого числа нуклеотидов. В свою очередь, нуклеотиды образованы остатками пиримидиновых и пуриновых оснований, углеводами: рибозой или дезоксирибозой, а также остатками ортофосфорной кислоты.

Нуклеотиды соединены между собой сложноэфирными связями.

Нуклеиновые кислоты, в состав которых входят нуклеотиды, содержащие остатки углевода рибозы получили название РНК – рибонуклеиновые кислоты. В состав нуклеотидов РНК входят аденин, гуанин, урацил и цитозин. РНК представляют собой одиночную спираль.

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, образована нуклеотидами, состоящими из остатков углевода дезоксирибозы и азотистых оснований аденина, гуанина, тимина и цитозина. ДНК состоит из двух спиралей, соединённых друг с другом водородными связями.

Водородные связи могут образовываться только между азотистыми основаниями определённого вида. Пиримидиновое основание всегда соединяется с пуриновым, причем тимин (или урацил) всегда образует связь с аденином, а цитозин – с гуанином. Азотистые основания, образующие пары за счет водородных связей, называются комплементарными, то есть дополняющими друг друга.

Роль ДНК в живом организме трудно переоценить. В ней закодирован состав всех белков организма. РНК считывает эту информацию (транскрипция), переносит её к рибосомам и участвует в синтезе белка (трансляция).

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Решение задачи на вычисление выхода продукта реакции.

Условие задачи: При йодировании 50 г пиррола получили 360 г тетрайодпиррола. Чему равен выход продукта реакции? Ответ запишите с точностью до десятых долей.

Шаг первый: вычислим молярную массу пиррола.

 М1 = 4·12 + 14 + 5·1 = 67 г/моль.

Шаг второй: вычислим молярную массу тетрайодпиррола:

 М2 = 4·12 + 14 + 4·127 + 1 = 571 г/моль.

Шаг третий: найдем количество тетрайодпиррола при 100%-ном выходе. Для этого составим пропорцию:

50 : 67 = х : 571, откуда х = (50·571) : 67 = 426 г.

Шаг четвертый: найдём выход продукта реакции.

(360 : 426)·100 = 84,5 %.

Ответ: 84,5.

2.Решение задачи на определение необходимого количества реагента.

Условие задачи: Взаимодействием ацетилена и формальдегида с последующей обработкой промежуточного продукта аммиаком получают пиррол. Выход реакции при использовании 20%-ного избытка аммиака составляет 85%. Какой объём аммиака (л), измеренный при нормальных условиях, необходим для получения 0,5 кг пиррола?

Ответ запишите с точностью до десятых долей.

Шаг первый: В молекуле аммиака один атом азота и в молекуле пиррола тоже один атом азота, то есть для получения 1 моль пиррола требуется (без учёта избытка) 1 моль аммиака. При нормальных условиях 1 моль аммиака занимает объём, равный 22,4 л.

Шаг второй: вычислим молярную массу пиррола:

 М1 = 4·12 + 14 + 5·1 = 67 г/моль.

Шаг третий: составим пропорцию и найдём необходимый объём аммиака.(0,5 кг = 500 г).

х : 22,4 = 500 : 67  

х = 167 л.

Шаг четвёртый: найдём объём аммиака с учётом 20%-ного избытка. (т.е. 120%)

167 л – 100 %;

V л – 120 %.

V = (167·120) : 100 = 200,6 л.

Ответ: 200,6 л.

(Подробно и с проверочными заданиями здесь  )