пятница, 11 февраля 2022 г.

 ПЯТНИЦА, 11.02.22г. 401, 208, 301 

ВНИМАНИЕ!!! 

С 07.02 22 г. по 11.02.22 г. в нашем колледже проходит  "Неделя науки и техники"! Уважаемые студенты, приглашаю вас принять активное участие! Пройдите по этой ссылке: https://rimmazosich.blogspot.com/p/7-11.html или по вкладке на главной странице: "Неделя науки и техники"

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО  НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ: 

СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И  НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ,  И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя. Моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:    -соблюдать отведенное время; - разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.

ГРУППА 401 ХИМИЯ 34,35

ТЕМА:  Кислоты и их свойства.Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.



Кислоты обладают целым рядом общих химических свойств.
 
1.  Действие кислот на индикаторы.
 
Водные растворы кислот изменяют окраску индикаторов.
В кислой среде фиолетовый лакмус, метилоранж и универсальный индикатор становятся красными.
Окраска некоторых индикаторов в различных средах
 

 
2. Взаимодействие кислот с металлами.
  
Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов левее водорода. В результате реакции образуется соль и выделяется водород.
  

  
Можно сказать, что металлы, расположенные в ряду активности левее, вытесняют водород из кислот.
 
Например, при взаимодействии магния с соляной кислотой образуется хлорид магния и выделяется водород:
  
Mg+2HClMgCl2+H2.
 
Эта реакция относится к реакциям замещения.
 
Необходимо отметить, что азотная кислота и концентрированная серная кислота с металлами взаимодействуют иначе (соль образуется, но водород при этом не выделяется).
  
  
3. Взаимодействие кислот с основными и амфотерными оксидами.
  
Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами. В результате реакции обмена образуются соль и вода.
 
Например, при взаимодействии основного оксида калия с азотной кислотой образуется соль нитрат калия, а при взаимодействии амфотерного оксида алюминия с соляной кислотой образуется соль хлорид алюминия:
 
K2O+2HNO32KNO3+H2O,
 
Al2O3+6HCl2AlCl3+3H2O.
 
 
4. Взаимодействие кислот с основаниями и с амфотерными гидроксидами.
  
Кислоты реагируют с основаниями и с амфотерными гидроксидами, образуя соль и воду. 
  
Так же, как в предыдущем примере, при взаимодействии гидроксида калия и гидроксида алюминия с кислотами образуются соответствующие соли:
 
 KOH+HNO3KNO3+H2O,
 
Al(OH)3+3HClAlCl3+3H2O.
 
Реакции обмена между кислотами и основаниями называют реакциями нейтрализации.
  
5. Взаимодействие кислот с солями.
  
Реакции обмена между кислотами и солями возможны, если в результате образуется практически нерастворимое в воде вещество (выпадает осадок), образуется летучее вещество (газ) или слабый электролит.
 
А) Кислоты реагируют с растворами солей, если в результате реакции один из продуктов выпадает в осадок.
 
Например, при взаимодействии раствора серной кислоты с раствором хлорида бария в осадок выпадает сульфат бария, а при взаимодействии раствора силиката натрия с раствором азотной кислоты в осадок выпадает кремниевая кислота:
 
H2SO4+BaCl2BaSO4+2HCl, 
 
Na2SiO3+2HNO3H2SiO3+2NaNO3.
  
Б) Продукт реакции при обычных условиях, либо при нагревании, улетучивается.
 
Например, при действии концентрированной серной кислоты на кристаллический хлорид натрия образуется газообразный хлороводород, а при действии соляной кислоты на сульфид железа(II) выделяется газ сероводород:
 
NaCl(тв.)+H2SO4(конц.)Na2SO4+2HCl,
 
FeS+2HClFeCl2+H2S.
 
Примечание. Сокращение (тв.) означает «твёрдое вещество», а (конц.) — «концентрированный раствор».
 
В) Если кислота, которая вступает в реакцию, является сильным электролитом, то кислота, которая образуется — слабым.
 
Например, соляная кислота может вытеснить угольную из её соли:
  
 
2HCl+CaCO3CaCl2+H2O+CO2H2CO3.
 
 
Для того чтобы вынести суждение о возможности протекания реакции, можно воспользоваться вытеснительным рядом кислот:
 
HNO3.
 
В этом ряду кислота, находящаяся левее, может вытеснить из соли кислоту, находящуюся правее.
 
 
6. Разложение кислородсодержащих кислот.
  
При разложении кислот образуются кислотный оксид и вода. Угольная кислота разлагается при обычных условиях, а сернистая и кремниевая кислота — при небольшом нагревании:
 
H2CO3H2O+CO2,
 
H2SO3toH2O+SO2,
 
H2SiO3toSiO2+H2O.
 
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что кислоты:
  • изменяют цвет индикаторов,
  • реагируют с металлами,
  • реагируют с основными и амфотерными оксидами,
  • реагируют с основаниями и амфотерными гидроксидами,
  • реагируют с солями,
  • некоторые кислоты легко разлагаются.

Посмотри обучающее видео по химическим свойствам кислот:

ТЕМА:  Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.



Кислоты как электролиты

     Какие общие свойства кислот вы знаете?

    Чем обусловлены общие свойства кислот?

    Какие группы кислот вам известны?

Рассмотрим в свете теории электролитической диссоциации свойства веществ, растворы которых обладают электропроводностью.

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода (гидроксония).

По признаку осно́вности кислоты подразделяются на три группы:

  • одноосно́вные (НСl, HI, HNO3, СН3СООН);
  • двухосно́вные (H2S, H2SO3, H2SO4, H2SiO3);
  • многоосно́вные (H3BO3, H3AsO4, H4P2O7).

Диссоциация многооснбвных кислот протекает ступенчато. Рассмотрим пример реакции электролитической диссоциации.

Диссоциация серной кислоты протекает по двум ступеням:

В наибольшей степени диссоциация протекает по первой ступени и значительно меньше по второй.

Среди кислот есть сильные и слабые электролиты, а их диссоциация протекает преимущественно по I ступени. Сильные кислоты диссоциируют в водных растворах практически нацело.

ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

1. Кислоты взаимодействуют с металлами. При этом образуются соли и выделяется водород. Однако металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода, не вытесняют его из кислот:

HNO3 (как концентрированная, так и разбавленная), концентрированная H2SO4 реагируют с металлами иначе!

2. Кислоты взаимодействуют с осно́вными и амфотерными оксидами:

При избытке кислот образуются кислые соли:

    MgO + 2H2SO4 (изб.) = Mg(HSO4)2 + Н2O

3. Взаимодействие кислот с основаниями является реакцией нейтрализации:

4. Кислоты взаимодействуют с солями:

Для протекания реакции необходимо выполнение одного из следующих условий:

    а) кислота должна быть более сильной, чем та, что образовала соль;
    б) в результате реакции должно образоваться нерастворимое или летучее соединение (покидающее сферу реакции).

Основные понятия

Ион гидроксония • Основность кислот • Сильные кислоты • Слабые кислоты

Вопросы и задания

 1. Почему безводные кислоты слабо проводят электрический ток?

 2. Какая соль образуется при взаимодействии 4 г едкого натра и 9,8 г фосфорной кислоты?

 3. В соответствии с приведенной ниже схемой превращений составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной (там, где это возможно) формах: S → SO2, → H.,SO3 → CaSO3 → ? → ?

ГРУППА 208 ХИМИЯ 42,43,44

ВНИМАНИЕ! Экзамен в МАРТЕ!

 См. вкладку "Экзамен 208" , обращайте особое внимание темам, которые будут в билетах. Задачи, аналогичные экзаменационным  во вкладке "Решаем задачи"и ещё..

ТЕМА: Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

Амфотерные органические и неорганические соединения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Амфотерные соединения – соединения, которые в зависимости от условий проведения реакции могут проявлять как свойства кислот, так и оснований, т.е. могут и отдавать, и принимать протон (Н+).

К амфотерным неорганическим соединениям относят оксиды и гидроксиды следующих металлов – Al, Zn, Be, Cr (в степени окисления +3) и Ti (в степени окисления +4). Амфотерными органическими соединениями являются аминокислоты – NH2–CH(R)-COOH.

Получение амфотерных соединений

Амфотерные оксиды получают путем реакции горения соответствующего металла в кислороде, например:

2Al + 3/2O2 = Al2O3

Амфотерные гидроксиды получают по реакции обмена между щелочью и солью, содержащий «амфотерный» металл:

ZnSO4 + NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4

Если щелочь присутствует в избытке, то есть вероятность получения комплексного соединения:

ZnSO4 + 4NaOHизб = Na2[Zn(OH)4] + Na2SO4

Органические амфотерные соединения – аминокислоты получают путем замещения галогена на аминогруппу в галогензамещенных карбоновых кислотах. В общем виде уравнение реакции будет выглядеть так:

R-CH(Cl)-COOH + NH3 = R-CH(NH3+Cl) = NH2–CH(R)-COOH

Химические амфотерных соединений

Главным химическим свойством амфотерных соединений является их способность реагировать с кислотами и щелочами:

Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

Al2O3 + NaOH+ 3H2O= 2Na[Al(OH)4]

Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O

Zn(OH)2 + NaOH= Na2[Zn(OH)4]

NH2–CH2-COOH + HCl = Cl[NH3–CH2-COOH]

NH2–CH2-COOH + NaOH= NH2–CH2-COONa + H2O

Специфические свойства амфотерных органических соединений

При растворении аминокислот в воде аминогруппа и карбоксильная группа взаимодействуют друг с другом с образованием соединений, называемых внутренними солями:

NH2–CH2-COOH ↔ +H3N–CH2-COO

Молекулу внутренней соли называют биполярным ионом.

Две молекулы аминокислоты могут взаимодействовать друг с другом. При этом происходит отщепление молекулы воды и образуется продукт, в котором фрагменты молекулы связаны между собой пептидной связью (-CO-NH-). Например:

Также для аминокислот характерны все химические свойства карбоновых кислот (по карбоксильной группе) и аминов (по аминогруппе).



Примеры решения задач

ПРИМЕР 1
ЗаданиеОсуществите ряд превращений: а) Al → Al(OH)3 → AlCl3 → Na[Al(OH)4]; б) Al → Al2O3 → Na[Al(OH)4] → Al(OH)3 → Al2O3 → Al
Решениеa) 2Al +6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O

AlCl3 + 4NaOHизб = Na[Al(OH)4] + 3NaCl

б) 2Al + 3/2O2 = Al2O3

Al2O3 + NaOH+ 3H2O= 2Na[Al(OH)4]

2Na[Al(OH)4] + H2SO4 = 2Al(OH)3 + Na2SO4 + 2H2O

2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

2Al2O3 = 4Al +3O2

ПРИМЕР 2
ЗаданиеВычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5%-го раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи для этого потребуется?
РешениеЗапишем уравнение реакции:

NH2–CH2-COOH + NaOH= NH2–CH2-COONa + H2O

Вычислим массу кислоты, вступившей в реакцию:

m(NH2–CH2-COOH) = ώкты×mрра

m(NH2–CH2-COOH)= 0,05 × 150 = 7,5 г

Найдем количество вещества этой кислоты:

v(NH2–CH2-COOH)= mк-ты / Мк-ты

v(NH2–CH2-COOH)=7,5/75 = 0,1 моль

По уравнению:

v(NH2–CH2-COOH)= v(NaOH)= v(NH2–CH2-COONa) = 0,1 моль

Найдем массу соли, которая образовалась в ходе реакции:

m(NH2–CH2-COONa) = 0,1 × 97 = 9,7 г

Найдем массу гидроксида натрия:

m(NaOH)= 0,1 × 40 = 4 г

Найдем массу раствора гидроксида натрия:

msolution(NaOH) = 4/0,12 = 33,3 г

ОтветМасса соли 9,7 г и масса раствора щелочи 33,3 г.

 ТЕМА:Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот.

Перейдите по ссылке и выберите материал темы.

https://foxford.ru/wiki/himiya/klassifikatsiya-i-nomenklatura-soley

ТЕМА: Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён изучению взаимосвязи неорганических и органических соединений: свойствам органических и неорганических веществ, взаимосвязи различных классов соединений, уравнениям химических реакций, отражающих её.

Глоссарий

Генетическая связь – это связь между классами соединений, отражающая возможность превращения вещества одного класса в вещество другого класса.

Генетический ряд – это цепочка превращений веществ, которые имеют в составе один и тот же химический элемент.

Витализм – это устаревшее учение о существовании сверхъестественной «жизненной силы», которая наполняет органическую природу и определяет её свойства.

Фридрих Вёлер – великий немецкий врач и химик, синтезировал мочевину и щавелевую кислоту из неорганических соединений, первым получил карбид кальция, из которого под действием воды синтезировал ацетилен.

Синтез-газ – это смесь монооксида углерода и водорода, получают паровой конверсией или частичным окислением метана, газификацией угля. Используется для синтеза метанола, синтеза Фишера-Тропша.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.


ГРУППА 301 ХИМИЯ 51, 52

ТЕМА:  Биологические функции белков.

Белки входят в состав каждой клетки и составляют около 50% ее сухой массы. Они играют ключевую роль в обмене веществ, реализуют важнейшие биологические функции, лежащие в основе жизнедеятельности всех организмов.

Среди большого разнообразия функций, выполняемых белками, первостепенное значение имеют структурная, или пластическая, и каталитическая. Это универсальные функции, поскольку они присущи всем живым организмам.

Структурные белки формируют каркас внутриклеточных органелл и внеклеточных структур, а также участвуют в стабилизации клеточных мембран. Такие структурные белки, как коллаген и эластин составляют основу соединительной и костной тканей высших животных и человека. Структурными белками, в частности, являются кератины кожи, волос, ногтей, шерсти, когтей, рогов, копыт, перьев, клювов, а также фиброин шелка, паутины.

Каталитически активными белками являются ферменты. Они ускоряют химические реакции, обеспечивая тем самым необходимые скорости протекания обменных процессов в клетке.

Многие белки, присущие отдельным живым организмам, выполняют специфические функции, среди которых наиболее важными являются транспортная, регуляторная, защитная, рецепторная, сократительная, запасная и некоторые др.

Транспортные белки переносят различные молекулы и ионы внутри организма. Например: гемоглобин — кислород от легких к тканям; миоглобин — кислород внутри клеток; сывороточный альбумин с током крови — жирные кислоты, а также ионы некоторых металлов. Ту же функцию выполняют специфические белки, транспортирующие различные вещества через клеточные мембраны.

Регуляторные белки участвуют в регуляции обмена веществ как внутри клеток, так и в целом организме. Например, такие сложные процессы, как биосинтез белков и нуклеиновых кислот, протекают под строгим «контролем» множества регуляторных белков. Специфические белковые ингибиторы регулируют активность многих ферментов.

Защитные белки формируют защитную систему живых организмов. Например, иммуноглобулины (антитела) и интерфероны предохраняют организм от проникновения в его внутреннюю среду вирусов, бактерий, чужеродных соединений, клеток и тканей. Белки свертывающей системы крови — фибриноген, тромбин — препятствуют потере крови при повреждениях кровеносных сосудов.

Рецепторные белки воспринимают сигналы, поступающие из внешней среды, и воздействуют на внутриклеточные процессы. Например, белки-рецепторы, сосредоточенные на поверхности клеточных мембран, избирательно взаимодействуют с регуляторными молекулами (например, гормонами).

Рецепторными белками являются родопсин, участвующий в зрительном акте, вкусовой сладкочувствительный и обонятельный белки.

Сократительные белки способны преобразовывать свободную химическую энергию в механическую работу. Например, белки мышц миозин и актин обеспечивают мышечное сокращение.

Запасные белки представляют собой резервный материал, предназначенный для питания развивающихся клеток. Запасными белками являются яичный альбумин, глиадин пшеницы,

Казеин кукурузы, казеин молока и многие другие. Запасные белки — существенный источник пищевого белка для человека.

Некоторые организмы вырабатывают токсические белки. Таковы яды змей, дифтерийный токсин, рицин семян клещевины, лектины семян бобовых и др.

ТЕМА:  Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры

Запишите конспект по видео.