ПЯТНИЦА, 11.02.22г. 401, 208, 301
ВНИМАНИЕ!!!
С 07.02 22 г. по 11.02.22 г. в нашем колледже проходит "Неделя науки и техники"! Уважаемые студенты, приглашаю вас принять активное участие! Пройдите по этой ссылке: https://rimmazosich.blogspot.com/p/7-11.html или по вкладке на главной странице: "Неделя науки и техники"
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ:
СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ, И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя. Моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен: -соблюдать отведенное время; - разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.
ГРУППА 401 ХИМИЯ 34,35
ТЕМА: Кислоты и их свойства.Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Водные растворы кислот изменяют окраску индикаторов.
В кислой среде фиолетовый лакмус, метилоранж и универсальный индикатор становятся красными.
- изменяют цвет индикаторов,
- реагируют с металлами,
- реагируют с основными и амфотерными оксидами,
- реагируют с основаниями и амфотерными гидроксидами,
- реагируют с солями,
- некоторые кислоты легко разлагаются.
ТЕМА: Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Кислоты как электролиты
Какие общие свойства кислот вы знаете?
Чем обусловлены общие свойства кислот?
Какие группы кислот вам известны?
Рассмотрим в свете теории электролитической диссоциации свойства веществ, растворы которых обладают электропроводностью.
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода (гидроксония). |
По признаку осно́вности кислоты подразделяются на три группы:
- одноосно́вные (НСl, HI, HNO3, СН3СООН);
- двухосно́вные (H2S, H2SO3, H2SO4, H2SiO3);
- многоосно́вные (H3BO3, H3AsO4, H4P2O7).
Диссоциация многооснбвных кислот протекает ступенчато. Рассмотрим пример реакции электролитической диссоциации.
Диссоциация серной кислоты протекает по двум ступеням:
В наибольшей степени диссоциация протекает по первой ступени и значительно меньше по второй.
Среди кислот есть сильные и слабые электролиты, а их диссоциация протекает преимущественно по I ступени. Сильные кислоты диссоциируют в водных растворах практически нацело.
ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ
1. Кислоты взаимодействуют с металлами. При этом образуются соли и выделяется водород. Однако металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода, не вытесняют его из кислот:
HNO3 (как концентрированная, так и разбавленная), концентрированная H2SO4 реагируют с металлами иначе!
2. Кислоты взаимодействуют с осно́вными и амфотерными оксидами:
При избытке кислот образуются кислые соли:
MgO + 2H2SO4 (изб.) = Mg(HSO4)2 + Н2O
3. Взаимодействие кислот с основаниями является реакцией нейтрализации:
4. Кислоты взаимодействуют с солями:
Для протекания реакции необходимо выполнение одного из следующих условий:
а) кислота должна быть более сильной, чем та, что образовала соль;
б) в результате реакции должно образоваться нерастворимое или летучее соединение (покидающее сферу реакции).
Основные понятия
Ион гидроксония • Основность кислот • Сильные кислоты • Слабые кислоты
Вопросы и задания
1. Почему безводные кислоты слабо проводят электрический ток?
2. Какая соль образуется при взаимодействии 4 г едкого натра и 9,8 г фосфорной кислоты?
3. В соответствии с приведенной ниже схемой превращений составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной (там, где это возможно) формах: S → SO2, → H.,SO3 → CaSO3 → ? → ?
ГРУППА 208 ХИМИЯ 42,43,44
ВНИМАНИЕ! Экзамен в МАРТЕ!
См. вкладку "Экзамен 208" , обращайте особое внимание темам, которые будут в билетах. Задачи, аналогичные экзаменационным во вкладке "Решаем задачи"и ещё..
ТЕМА: Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.
Амфотерные органические и неорганические соединения
К амфотерным неорганическим соединениям относят оксиды и гидроксиды следующих металлов – Al, Zn, Be, Cr (в степени окисления +3) и Ti (в степени окисления +4). Амфотерными органическими соединениями являются аминокислоты – NH2–CH(R)-COOH.
Получение амфотерных соединений
Амфотерные оксиды получают путем реакции горения соответствующего металла в кислороде, например:
2Al + 3/2O2 = Al2O3
Амфотерные гидроксиды получают по реакции обмена между щелочью и солью, содержащий «амфотерный» металл:
ZnSO4 + NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4
Если щелочь присутствует в избытке, то есть вероятность получения комплексного соединения:
ZnSO4 + 4NaOHизб = Na2[Zn(OH)4] + Na2SO4
Органические амфотерные соединения – аминокислоты получают путем замещения галогена на аминогруппу в галогензамещенных карбоновых кислотах. В общем виде уравнение реакции будет выглядеть так:
R-CH(Cl)-COOH + NH3 = R-CH(NH3+Cl—) = NH2–CH(R)-COOH
Химические амфотерных соединений
Главным химическим свойством амфотерных соединений является их способность реагировать с кислотами и щелочами:
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Al2O3 + NaOH+ 3H2O= 2Na[Al(OH)4]
Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O
Zn(OH)2 + NaOH= Na2[Zn(OH)4]
NH2–CH2-COOH + HCl = Cl[NH3–CH2-COOH]
NH2–CH2-COOH + NaOH= NH2–CH2-COONa + H2O
Специфические свойства амфотерных органических соединений
При растворении аминокислот в воде аминогруппа и карбоксильная группа взаимодействуют друг с другом с образованием соединений, называемых внутренними солями:
NH2–CH2-COOH ↔ +H3N–CH2-COO—
Молекулу внутренней соли называют биполярным ионом.
Две молекулы аминокислоты могут взаимодействовать друг с другом. При этом происходит отщепление молекулы воды и образуется продукт, в котором фрагменты молекулы связаны между собой пептидной связью (-CO-NH-). Например:
Также для аминокислот характерны все химические свойства карбоновых кислот (по карбоксильной группе) и аминов (по аминогруппе).
Примеры решения задач
Задание | Осуществите ряд превращений: а) Al → Al(OH)3 → AlCl3 → Na[Al(OH)4]; б) Al → Al2O3 → Na[Al(OH)4] → Al(OH)3 → Al2O3 → Al |
Решение | a) 2Al +6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2↑ Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O AlCl3 + 4NaOHизб = Na[Al(OH)4] + 3NaCl б) 2Al + 3/2O2 = Al2O3 Al2O3 + NaOH+ 3H2O= 2Na[Al(OH)4] 2Na[Al(OH)4] + H2SO4 = 2Al(OH)3 + Na2SO4 + 2H2O 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O 2Al2O3 = 4Al +3O2 |
Задание | Вычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5%-го раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи для этого потребуется? |
Решение | Запишем уравнение реакции: NH2–CH2-COOH + NaOH= NH2–CH2-COONa + H2O Вычислим массу кислоты, вступившей в реакцию: m(NH2–CH2-COOH) = ώк—ты×mр—ра m(NH2–CH2-COOH)= 0,05 × 150 = 7,5 г Найдем количество вещества этой кислоты: v(NH2–CH2-COOH)= mк-ты / Мк-ты v(NH2–CH2-COOH)=7,5/75 = 0,1 моль По уравнению: v(NH2–CH2-COOH)= v(NaOH)= v(NH2–CH2-COONa) = 0,1 моль Найдем массу соли, которая образовалась в ходе реакции: m(NH2–CH2-COONa) = 0,1 × 97 = 9,7 г Найдем массу гидроксида натрия: m(NaOH)= 0,1 × 40 = 4 г Найдем массу раствора гидроксида натрия: msolution(NaOH) = 4/0,12 = 33,3 г |
Ответ | Масса соли 9,7 г и масса раствора щелочи 33,3 г. |
ТЕМА:Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот.
Перейдите по ссылке и выберите материал темы.
https://foxford.ru/wiki/himiya/klassifikatsiya-i-nomenklatura-soley
ТЕМА: Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён изучению взаимосвязи неорганических и органических соединений: свойствам органических и неорганических веществ, взаимосвязи различных классов соединений, уравнениям химических реакций, отражающих её.
Глоссарий
Генетическая связь – это связь между классами соединений, отражающая возможность превращения вещества одного класса в вещество другого класса.
Генетический ряд – это цепочка превращений веществ, которые имеют в составе один и тот же химический элемент.
Витализм – это устаревшее учение о существовании сверхъестественной «жизненной силы», которая наполняет органическую природу и определяет её свойства.
Фридрих Вёлер – великий немецкий врач и химик, синтезировал мочевину и щавелевую кислоту из неорганических соединений, первым получил карбид кальция, из которого под действием воды синтезировал ацетилен.
Синтез-газ – это смесь монооксида углерода и водорода, получают паровой конверсией или частичным окислением метана, газификацией угля. Используется для синтеза метанола, синтеза Фишера-Тропша.
Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
ГРУППА 301 ХИМИЯ 51, 52
ТЕМА: Биологические функции белков.
Белки входят в состав каждой клетки и составляют около 50% ее сухой массы. Они играют ключевую роль в обмене веществ, реализуют важнейшие биологические функции, лежащие в основе жизнедеятельности всех организмов.
Среди большого разнообразия функций, выполняемых белками, первостепенное значение имеют структурная, или пластическая, и каталитическая. Это универсальные функции, поскольку они присущи всем живым организмам.
Структурные белки формируют каркас внутриклеточных органелл и внеклеточных структур, а также участвуют в стабилизации клеточных мембран. Такие структурные белки, как коллаген и эластин составляют основу соединительной и костной тканей высших животных и человека. Структурными белками, в частности, являются кератины кожи, волос, ногтей, шерсти, когтей, рогов, копыт, перьев, клювов, а также фиброин шелка, паутины.
Каталитически активными белками являются ферменты. Они ускоряют химические реакции, обеспечивая тем самым необходимые скорости протекания обменных процессов в клетке.
Многие белки, присущие отдельным живым организмам, выполняют специфические функции, среди которых наиболее важными являются транспортная, регуляторная, защитная, рецепторная, сократительная, запасная и некоторые др.
Транспортные белки переносят различные молекулы и ионы внутри организма. Например: гемоглобин — кислород от легких к тканям; миоглобин — кислород внутри клеток; сывороточный альбумин с током крови — жирные кислоты, а также ионы некоторых металлов. Ту же функцию выполняют специфические белки, транспортирующие различные вещества через клеточные мембраны.
Регуляторные белки участвуют в регуляции обмена веществ как внутри клеток, так и в целом организме. Например, такие сложные процессы, как биосинтез белков и нуклеиновых кислот, протекают под строгим «контролем» множества регуляторных белков. Специфические белковые ингибиторы регулируют активность многих ферментов.
Защитные белки формируют защитную систему живых организмов. Например, иммуноглобулины (антитела) и интерфероны предохраняют организм от проникновения в его внутреннюю среду вирусов, бактерий, чужеродных соединений, клеток и тканей. Белки свертывающей системы крови — фибриноген, тромбин — препятствуют потере крови при повреждениях кровеносных сосудов.
Рецепторные белки воспринимают сигналы, поступающие из внешней среды, и воздействуют на внутриклеточные процессы. Например, белки-рецепторы, сосредоточенные на поверхности клеточных мембран, избирательно взаимодействуют с регуляторными молекулами (например, гормонами).
Рецепторными белками являются родопсин, участвующий в зрительном акте, вкусовой сладкочувствительный и обонятельный белки.
Сократительные белки способны преобразовывать свободную химическую энергию в механическую работу. Например, белки мышц миозин и актин обеспечивают мышечное сокращение.
Запасные белки представляют собой резервный материал, предназначенный для питания развивающихся клеток. Запасными белками являются яичный альбумин, глиадин пшеницы,
Казеин кукурузы, казеин молока и многие другие. Запасные белки — существенный источник пищевого белка для человека.
Некоторые организмы вырабатывают токсические белки. Таковы яды змей, дифтерийный токсин, рицин семян клещевины, лектины семян бобовых и др.
ТЕМА: Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры
Запишите конспект по видео.