ЧЕТВЕРГ - Пятница 18.11.21г. 208, 401, 303, 406, 408
19.11.21 г. 408 химия 16
моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
ГРУППА 208 химия 8,9Катализ - химическое явление, суть которого заключается в изменении скоростей химических реакций при действии некоторых веществ (их называют катализаторами).
Каталитические реакции весьма распространены в химии и некоторые из них можно провести даже в домашних условиях. Например, 3%-ный раствор перекиси водорода (именно такой продают в аптеках) вполне устойчив в отсутствие примесей. Но при добавлении очень небольшого количества (нескольких крупинок) твердого диоксида марганца MnO2 начинается реакция разложения Н2О2 с выделением газообразного кислорода:
Здесь MnO2 - катализатор реакции. Можно заметить, что в химическом уравнении катализатор не присутствует среди реагентов или продуктов, его не нужно учитывать и при уравнивании реакции. Поэтому обычно катализатор в уравнении указывают над стрелкой. Если у вас под рукой нет диоксида марганца, его вполне можно заменить двумя-тремя крупинками марганцовки из домашней аптечки: KMnO4 при действии Н2О2 быстро превратится в MnO2 (полезно написать уравнение этой реакции). Дальше полученный катализатор, вне зависимости от его количества, будет работать до тех пор, пока не закончится весь реагент - перекись водорода. Этот опыт можно проводить дома только с разбавленным (аптечным) раствором перекиси водорода. С концентрированным раствором реакция идет очень бурно. Диоксид марганца - не единственный катализатор реакции разложения перекиси водорода. Биологические катализаторы (ферменты), содержащиеся в крови, действуют так же. Именно поэтому слабый раствор перекиси водорода, нанесенный на царапину, начинает пузыриться (выделяющийся при этом кислород дезинфицирует ранку).
Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).
Ход работы:
Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Ø Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
Ø Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
Ø В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
Ø Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Ø Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Ø Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Ø Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
Ø Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
Ø При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
Ø Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Ø Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Ø Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Ø Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
Ø Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
Ø После работы приведи порядок на рабочем месте.
ХОД РАБОТЫ.
Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции | Описание эксперимента | Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции | Уравнения реакций | Вывод |
Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ. | Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему? | Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием. | Мg + 2HCl → MgCl2 +H2↑ Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑ Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ | Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами. |
Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ. | В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее? | В первой пробирке газ выделяется более интенсивно. | Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑ | Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции. |
Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ. | В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему? | Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа. | Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ | Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции. |
Опыт 4. Влияние температуры. | В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему? | Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании. |
СuO + H2SO4 CuSO4 + H2O | При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции. |
Опыт 5. Влияние катализатора. | В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему? | В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа. |
2Н2О2 2Н2О + О2↑ | Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода. |
Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.
ГРУППА 401 биология 16,17
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
- Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
- Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
- Длина одного шага – 3,4 нм
- Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
- Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
- Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
- В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
- Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
- Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
- В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
- вычисление молекулярной массы белка:
ГРУППА 303химия 5
Благодаря яркому пламени в XIX веке широко распространились ацетиленовые фонари.
При горении смеси ацетилена с кислородом температура пламени достигает 2800–3000оС – можно плавить многие металлы. На этом свойстве основана ацетиленовая сварка. Рис. 2, 3.
Рис. 2. Ацетиленовая горелка
Рис. 3. Сварка и резка металлов
Кроме того, ацетилен используют в промышленном органическом синтезе для получения винилхлорида, акрилонитрила, винилацетилена – исходных веществ при производстве распространенных полимеров.
ТЕМА : КИСЛОТЫ , ИХ СВОЙСТВА.
ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ВИДЕО И ЗАКОНСПЕКТИРУЙТЕ (ВСЁ О КИСЛОТАХ) ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ О КИСЛОТАХ. А В ЭТОМ ВИДЕО ЗАПИШИТЕ ЗАПИСИ УЧИТЕЛЯ НА ДОСКЕ , ТОЛЬКО ФОРМУЛАМИ.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
ПЯТНИЦА 19.11.21г.
ГРУППА 408 ХИМИЯ 16
Тема: Циклоалканы (продолжение).
Здравствуйте, ребята, сегодня мы решим задачу, где упоминаются циклоалканы.Повторите о циклоалканах здесь, много писать не нужно, это ознакомительное видео для формирования понятий о циклоалканах.
Запишите число,
Решим задачу
Поясните, почему для малых циклов характерны реакции присоединения, а для средних — замещения. Составьте уравнения соответствующих реакций.