вторник, 5 апреля 2022 г.

   СРЕДА , 06.04.22 г.  408

ГРУППА 408 БИОЛОГИЯ 32

ТЕМА: Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

«Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя. Генетическая символика и терминология

3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

Этот урок раскрывает основные закономерности наследования признаков от родителей к потомству. От брака кареглазой женщины и кареглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Возможно ли это? На этот и многие другие вопросы отвечает наука генетика..

4.  Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Ген, аллель, хромосомы, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание, гибрид.

Аллельные гены- гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом. Контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных - желтая и зеленая окраска семян гороха)

Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные признаки (окраска семян гороха желтая и зеленая).

Анализирующее скрещивание- скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого. Применяется в селекции растений и животных.

Гамета - (от греч. "гаметес" - супруг) - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в "чистом" виде, так как образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.

Генетика (от греч. "генезис" - происхождение) - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Ген (от греч. "генос"-рождение) -участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т. е. за структуру определенной молекулы белка.

Генотип  совокупность генов одного организма.

Гетерозигота (от греч. "гетерос" - другой и зигота) - зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.

Гомологичные хромосомы (от греч. "гомос" - одинаковый) - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный:одна хромосома из пары материнского происхождения, другая - отцовского.

Гомозигота (от греч. "гомос" - одинаковый и зигота) зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.

Доминантный признак (от лат. "едоминас" - господствующий) - преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у
гетерозиготных особей.

Моногибридное скрещивание-скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Признак рецессивный  (от лат. "рецессус" - отступление) признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

Фенотип - совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.

5.   Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., стр.96-102

Дополнительные источники:

1.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно - методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 125-179

2.А.Скворцов, А.Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ - Пресс», 2000 г. стр. 394-395

3.О.Л.Ващенко "Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Интернет-ресурсы:

  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Моногибридное скрещивание – это скрещивание, для которого характерным является отличие родительских форм друг от друга по имеющейся одной паре альтернативных, контрастных признаков. Признаком называют любую особенность организма, любое его свойство либо качество, по которому возможно различить особи.

У растений таким свойством является, например, форма венчика (асимметричный или симметричный), его окраска (белый или пурпурный) и т. д. К признакам относят также скорость созревания (позднеспелость либо скороспелость), а также стойкость либо восприимчивость к тем или иным заболеваниям. Все свойства в совокупности, начиная с внешних и заканчивая определенными особенностями в функционировании или структуре клеток, органов, тканей, называются фенотипом. Данное понятие может быть использовано и по отношению к одному из имеющихся альтернативных признаков. Проявление свойств и признаков осуществляется под контролем существующих наследственных факторов – другими словами, генов. В совокупности гены формируют генотип.

Моногибридное скрещивание по Менделю представлено скрещиванием гороха. При этом имеют место такие достаточно хорошо заметные альтернативные свойства, как белые и пурпурные цветки, зеленая и желтая окраска незрелых бобов, морщинистая и гладкая поверхность семян и прочие. Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель, австрийский ботаник Х I Х в., выяснил, что в первом поколении (F1) все гибридные растения обладали цветками пурпурного оттенка, белая же окраска не проявилась. Так был выведен первый закон Менделя о единообразии образцов первого поколения. Кроме того, ученый установил, что в первом поколении все образцы являлись однородными и по всем семи исследуемым им признакам. Таким образом, моногибридное скрещивание предполагает для особей первого поколения наличие альтернативных признаков только одного родителя, в то время как свойства другого родителя как бы исчезают. Преобладание свойств Г. Мендель назвал доминированием, а сами признаки – доминантными. Не проявляющиеся качества ученый назвал рецессивными.

Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель подверг самоопылению выращенные гибриды первого поколения. Сформировавшиеся в них семена ученый высеял снова. В итоге он получил следующее, второе поколение (F2) гибридов. В полученных образцах отмечалось расщепление по альтернативным признакам в примерном соотношении 3:1. Другими словами, три четверти особей второго поколения имели доминантные свойства, а одна четверть – рецессивные. В результате этих опытов Г. Мендель сделал вывод, что рецессивный признак в образцах был подавлен, но не исчез, проявившись во втором поколении. Данное обобщение получило название «Закон расщепления» (второй закон Менделя).

Дальнейшее моногибридное скрещивание ученый проводил с целью выявить, как будет происходить наследование в третьем, четвертом и следующих поколениях. Он выращивал образцы, используя самоопыление. В результате опытов было выявлено, что растения, признаки которых являются рецессивными (белые цветки, к примеру), в последующих поколениях осуществляют воспроизведение потомства только с этими (рецессивными) свойствами. Несколько по-другому повели себя растения второго поколения, свойства которых были названы Г. Менделем доминантными (обладатели, например, пурпурных цветков). Среди этих образцов ученый, анализируя потомство, выявил две группы, имеющие абсолютные внешние различия по каждому определенному признаку. Для особей, отличающихся по двум признакам, применяется дигибридное скрещивание. Задачи по определению генотипов и фенотипов сравнительно просты, при их решении применяются законы Менделя.

  1. Генетика - это наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, а также обеспечивающие их биологические механизмы
  2. Опыты Г. Менделя показали, что есть наследственные задатки (гены), которые организм передает из поколения в поколения. Гены определяют признак.
  3. Закон единообразия гибридов первого поколения, которое утверждает, что в первом поколении гибридов проявляется только доминантный признак
  4. Закон расщепления, который гласит, что в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения (F2) имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный. Для объяснения полученного расщепления Мендель предложил гипотезу чистоты гамет, согласно которой при образовании гибридов наследственные факторы (аллельные гены) не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде, т. е. гибрид имеет оба фактора — доминантный и рецессивный. Гибрид дает разные виды «чистых» гамет, несущих только один наследственный фактор из пары. Случайное слияние разных видов гамет приводит к появлению разных комбинаций наследственных факторов у гибридов F2 и расщеплению признаков у них.
  5. Открытые Г. Менделем законы универсальны, они приемлемы для животных, растений и для человека.
  6. Законы Г.Менделя являются научной основой для селекции. Закономерности наследования имеют большое значение в области генетики человека, поскольку многие наследственные заболевания наследуются по законам Г. Менделя.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Задание 1.

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде

  1. Половые клетки
  2. Организм полученный вследствие скрещивания генетически различающихся форм.
  3. Скрещивание особей с альтернативными признаками;
  4. Участок ДНК
  5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости
  6. Скрещивание позволяющее определить генотип организма
  7. Преобладание признака
  8. Признак, который не проявляет себя, если в генотипе есть доминантный аллель того же признака. –
  9. Различные формы одного и того же гена

Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

Гаметы, гибрид, гибридизация, ген, генетика, анализирующее, доминанта, рецессивный, аллель.


Задание 2.

Вставьте пропущенные слова.

Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно, доминирует ген ….,а рецессивен ген ….

Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.

Следовательно, доминирует ген .., рецессивен ген …, а кот Васька …по данному признаку

Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно, доминирует ген тёмных волос,а рецессивен ген светлых волос.

Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.

Следовательно, доминирует ген серого цвета, рецессивный ген чёрного, а кот Васька гетерозиготный по данному признаку

ВТОРНИК, 05.04.22 г. 405, 308, 405

 ВТОРНИК, 05.04.22 г. 405, 308, 405 


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО  НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ: 

СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И  НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ,  И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя. Моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:- соблюдать отведенное время; разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.


ГРУППА 405 ХИМИЯ 35, 36

ТЕМА:  Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.

ТЕМА: Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации




 кислоты:
  • изменяют цвет индикаторов,
  • реагируют с металлами,
  • реагируют с основными и амфотерными оксидами,
  • реагируют с основаниями и амфотерными гидроксидами,
  • реагируют с солями,
  • некоторые кислоты легко разлагаются.

Посмотри обучающее видео по химическим свойствам кислот:

ТЕМА:  Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.



Кислоты как электролиты

     Какие общие свойства кислот вы знаете?

    Чем обусловлены общие свойства кислот?

    Какие группы кислот вам известны?

Рассмотрим в свете теории электролитической диссоциации свойства веществ, растворы которых обладают электропроводностью.

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода (гидроксония).

По признаку осно́вности кислоты подразделяются на три группы:

  • одноосно́вные (НСl, HI, HNO3, СН3СООН);
  • двухосно́вные (H2S, H2SO3, H2SO4, H2SiO3);
  • многоосно́вные (H3BO3, H3AsO4, H4P2O7).

Диссоциация многооснбвных кислот протекает ступенчато. Рассмотрим пример реакции электролитической диссоциации.

Диссоциация серной кислоты протекает по двум ступеням:

В наибольшей степени диссоциация протекает по первой ступени и значительно меньше по второй.

Среди кислот есть сильные и слабые электролиты, а их диссоциация протекает преимущественно по I ступени. Сильные кислоты диссоциируют в водных растворах практически нацело.

ВАЖНЕЙШИЕ ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ

1. Кислоты взаимодействуют с металлами. При этом образуются соли и выделяется водород. Однако металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода, не вытесняют его из кислот:

HNO3 (как концентрированная, так и разбавленная), концентрированная H2SO4 реагируют с металлами иначе!

2. Кислоты взаимодействуют с осно́вными и амфотерными оксидами:

При избытке кислот образуются кислые соли:

    MgO + 2H2SO4 (изб.) = Mg(HSO4)2 + Н2O

3. Взаимодействие кислот с основаниями является реакцией нейтрализации:

4. Кислоты взаимодействуют с солями:

Для протекания реакции необходимо выполнение одного из следующих условий:

    а) кислота должна быть более сильной, чем та, что образовала соль;
    б) в результате реакции должно образоваться нерастворимое или летучее соединение (покидающее сферу реакции).

Основные понятия

Ион гидроксония • Основность кислот • Сильные кислоты • Слабые кислоты

Вопросы и задания

 1. Почему безводные кислоты слабо проводят электрический ток?

 2. Какая соль образуется при взаимодействии 4 г едкого натра и 9,8 г фосфорной кислоты?

 3. В соответствии с приведенной ниже схемой превращений составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной (там, где это возможно) формах: S → SO2, → H.,SO3 → CaSO3 → ? → ?


ГРУППА 405 БИОЛОГИЯ, 34 ТЕМА:Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Различают наследуемые изменения самих генов (мутации), изменения, обусловленные сочетанием разных генов у индивидов (комбинативная наследственная изменчивость), изменения, вызванные влиянием средовых условий (модификационная изменчивость).


а). Наследственная изменчивость дает материал для эволюции.

Наследственная изменчивость — это мутации, которые могут возникать в популяциях. Рецессивные мутации накапливаются, доминантные проявляются. Отбор, действуя в популяциях, отбраковывает особи с ненужными признаками, оставляя особей с полезными признаками. Что является результатом эволюционного процесса? Приобретение приспособлений отдельными группами организмов может при определенных условиях привести к образованию новых видов

б). Комбинативная изменчивость.

Комбинативной называют изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т. е. таких комбинаций генов, которых не было у родителей.

В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов.

Практически неограниченными источниками генетической изменчивости служат три процесса:

  1. Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении.

Именно независимое комбинирование хромосом при мейозе является основой третьего закона Менделя. Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян гороха во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами — пример комбинативной изменчивости.

2. Взаимный обмен участками гомологичных хромосом, или кроссинговер. Он создает новые группы сцепления, т. е. служит важным источником генетической рекомбинации аллелей. Рекомбинантные хромосомы, оказавшись в зиготе, способствуют появлению признаков, нетипичных для каждого из родителей.

3. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.

Эти источники комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, обеспечивая при этом постоянную «перетасовку» генов, что приводит к появлению организмов с другими генотипом и фенотипом (сами гены при этом не изменяются).

Однако новые комбинации генов довольно легко распадаются при передаче из поколения в поколение.

в). Значение комбинативной изменчивости

Комбинативная изменчивость является важнейшим источником всего колоссального наследственного разнообразия, характерного для живых организмов. Однако перечисленные источники изменчивости не порождают существенных для выживания стабильных изменений в генотипе, которые необходимы, согласно эволюционной теории, для возникновения новых видов. Такие изменения возникают в результате мутаций.

Таким образом, комбинативная изменчивость — это следствие перекреста гомологичных хромосом, их случайного расхождения в мейозе и случайного сочетания гамет при оплодотворении. Комбинативная изменчивость ведет к появлению бесконечно большого разнообразия генотипов и фенотипов. Она служит неиссякаемым источником наследственного разнообразия видов и основой для естественного отбора. Если допустить, что в каждой паре гомологичных хромосом имеется только одна пара аллельных генов, то для человека, у которого гаплоидный набор хромосом равен 23, количество возможных гамет составит 223, а число возможных генотипов — З23. Такое огромное количество генотипов в 20 раз превышает численность всех людей на Земле. Однако в действительности гомологичные хромосомы отличаются по нескольким генам и в расчете не учтено явление перекреста. Поэтому количество возможных генотипов выражается астрономическим числом и можно с уверенностью утверждать, что появление двух одинаковых людей практически невероятно. Однояйцевые близнецы составляют исключение.

г). Мутационная изменчивость.

Мутационной называется изменчивость самого генотипа.

Мутации — это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

Мутационная изменчивость играет роль главного поставщика наследственных изменений.

Именно она является первичным материалом всех эволюционных преобразований. Одним из распространенных типов геномных мутаций является полиплоидия, имеющая важное значение в эволюции растений. Полиплоидные виды растений часто занимают арктические и альпийские зоны. Считают, что это связано с их повышенной устойчивостью к неблагоприятным факторам среды.

Хромосомные мутации также играют важную эволюционную роль. Прежде всего необходимо указать на удвоение генов в одной хромосоме. Именно благодаря удвоениям генов в процессе эволюции накапливается генетический материал. Нарастание сложности организации живого в ходе исторического развития в значительной степени опиралось на увеличение количества генетического материала. Достаточно сказать, что количество ДНК в клетке у высших позвоночных примерно в 1000 раз больше, чем у бактерий. Другой тип хромосомных мутаций, который достаточно часто обнаруживается у животных и растений, — перемещение участка хромосомы.

Особи, гетерозиготные по таким мутациям, часто обладают пониженной плодовитостью, в то время как гомозиготы размножаются нормально. Некоторые ученые полагают, что появление таких мутаций может нарушать генетическое единство вида и приводить к обособлению внутри его репродуктивно изолированных популяций.

Наиболее частый тип мутаций — генные. Они играют очень важную роль в эволюционном процессе. Мутации отдельных генов происходят редко. Мутация гена возникает в среднем в одной из 100000 гамет. Но так как количество генов в организме (например, млекопитающих) составляет около 40000, то практически каждая особь несет вновь возникшую мутацию.

Большинство мутаций рецессивные, доминантные мутации возникают намного реже. Доминантные и рецессивные мутации ведут себя в популяциях по-разному.

Доминантные мутации, даже если они находятся в гетерозиготном состоянии, проявляются в фенотипах особей уже первого поколения и подвергаются действию естественного отбора. Рецессивные же мутации проявляются в фенотипе только в гомозиготном состоянии.

д). Связь генетики с эволюционной теорией (С.С.Четвериков). Рецессивная мутация, прежде чем она проявится в фенотипе гомозигот, должна накопиться в значительном количестве в популяции. Эту мысль первым высказал отечественный генетик С. С. Четвериков. Он был первым ученым, сделавшим важнейший шаг на пути объединения генетики с эволюционной теорией. В 1926 г. Четвериков опубликовал знаменитую работу «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики», с которой и начался новый этап развития эволюционной теории.

С. С. Четвериков сделал важный вывод о насыщенности природных популяций большим количеством рецессивных мутаций. Он писал, что популяция, подобно губке, впитывает рецессивные мутации, оставаясь при этом фенотипически однородной. Существование такого скрытого резерва наследственной изменчивости создает возможность для эволюционных преобразований популяций под воздействием естественного отбора. Как показал И. И. Шмальгаузен, сама способность популяций накапливать генетическую изменчивость является результатом естественного отбора.

В последнее время благодаря успехам молекулярной генетики и генетики развития все более ясным становится, какую огромную роль играют в эволюции мутации, возникающие не в самих структурных (кодирующих белки) генах, а в регуляторных участках этих генов. Они могут модифицировать уровень транскрипции структурных генов, время и место их включения и выключения, создавая огромное разнообразие форм и функций организмов. Значительные морфологические различия между классами позвоночных зависят от накопления мелких мутаций в регуляторных элементах.

Рассмотрим простой пример. Размер и положение грудной клетки у курицы, мыши и удава контролируются одним и тем же структурным геном. Последовательность нуклеотидов в этом гене одинакова у всех трех видов (как и у всех остальных позвоночных). Однако изменения, произошедшие в его регуляторных элементах, приводят к тому, что у удава этот ген работает почти во всех клетках хорды эмбриона, у мыши — в передней части, а у курицы — в задней части хорды. В результате грудная клетка удава формируется от головы почти до кончика хвоста, у мыши — ближе к голове, а у курицы — ближе к хвосту.

В природных популяциях накоплено огромное число мутаций по регуляторным элементам самых разных структурных генов.

Громадное генотипическое и, следовательно, фенотипическое разнообразие в природных популяциях является тем исходным эволюционным материалом, с которым оперирует естественный отбор.



ГРУППА 308 БИОЛОГИЯ, 30

ТЕМА:ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО БИОЛОГИИ


Вариант I

1.  Приспособленность организмов к среде  называют:

а)  адаптацией             б)  изменчивостью    

в)  эволюцией             г)  наследственностью

2.  Перечислите уровни организации жизни,  начиная  с  низшего:

а)  клеточный                     б)  организменный            

в)  экосистемный      г)  молекулярный            

д)  тканевыйе)  органный

ж)  популяционно-видовой      з)  биосферный

3.   Обмен  веществами  и  энергией  с окружающей  средой  начинается  на уровне:

а)  атомов                г)  органов     б)  клеток                д)  тканей    в)  молекул  

4.   Элементарной  единицей  живого принято  считать:

а)  молекулу         г)  ткань  б) атом         д) орган    в)  клетку

5.  Термин биология первым стал использовать знаменитый  … естествоиспытатель  Жан-Батист  Ламарк  в …  году.

а)  английский              д)  1602

б)  австрийский            е)  1702

в)  немецкий              ж)  1802

г)  французский           з)  1902

6.  Общая  биология  —  наука,  изучающая:

а)  все  явления  природы               б)  строение  растений  и  животных

в)  функционирование  растений  и животных

г)  основные  закономерности  живой природы

7.  Важнейшие органические соединения:

а)  липиды                г)  углеводы              

б)  белки                   д)  биоэлементы

в)  вода                       е)  нуклеиновыекислоты

8.   Найдите  синоним  слову жиры:

а)  белки    в)  липиды

б)  углеводы  г) нуклеиновые кислоты

9. Какой элемент особенно необходим  для  щитовидной  железы?

а) F         б) Cl  в) J     г) Br

10.Сколько  процентов  воды  содержит  головной  мозг  человека?

а) 10     б) 20     в) 40     г) 85

11. В  молекуле  воды  связи  между атомами  водорода  и  кислорода  называются:

а)  водными      д)  ковалентными  полярными        б)  водородными          

в)  кислородными  е)  ковалентными неполярнымиг)  ионными       

12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря  катионам:

а)  кальция               в)  магния              б)  калия                    г)  натрия

13.  Сколько различных аминокислот входит  в  состав  белков?

а)  8        б)  20      в)  300      г)  более  500

14.   Инсулин  —  это  ...  (укажите  все подходящие  пункты).

а)  мономер              д)  гормон

б)  полимер              е)  фермент

в)  полипептид        ж)  белок

г)  радикал              з)  аминокислота

15.  Для  образования  в  организме

молекулы  белка  необходимо:

а)  большое  количество  аминокислот б)  определенные  ферменты

в)  разнообразные  пептидные  связи г)  большое  количество  времени

16.  Что  правильно?

а)  в  клетках  растений  белков  больше,  чем  углеводов

б)  в  молоке  содержится  весь  набор разных  аминокислот

в)  цистеин  —  аминокислота,  содержащая  атом  серы

г)  гидрофобные  участки  белка  располагаются  на  поверхности

17.  Кератин — это белок, из которого состоят  перья,  когти,  копыта,  рога. Такие  белки  являются:

а)  глобулярными    в)  нерастворимыми

б)  фибриллярными г) растворимыми

18.  Какую функцию выполняют ферменты?

а)  защитную              д) каталитическую         б)  регуляторную    е)  транспортную

в)  сигнальную      ж)  запасающую             г)  структурную    з)  двигательнуюи)  энергетическую

19. Химическое название пищевого сахара:

а)  глюкоза     г)  мальтоза      б)  сахароза      д)  галактоза       в)  фруктоза         е)  лактоза

20.  Мономеры нуклеиновых кислот:

а) молекулы рибозы           б)  молекулы  дезоксирибозыв)  нуклеотиды

г)  азотистые  основания          д)  остатки  фосфорной  кислоты

е)  молекулы  пентозы             ж)  аденин, гуанин,  цитозин,  урацил

з)  аденин,  гуанин,  цитозин,  тимин

21.  Если  в  одной  нити  у  молекулы  ДНК  есть  последовательность ЦААГ,  то  в  комплементарной  нити  ей  соответствует:

а) ГУУЦ            в) ГТТЦ          б)  АГЦА            г)  УТТГ

22.  Термин клетка впервые  употребил:

а) Гук        г) Шванн        б)  Левенгук         д)  Шлейден         в)  Броун           е)  Вирхов

23. Органеллы делятся на две большие  группы:

а)  ядерные  и  безъядерныеб)  мембранные  и  немембранные

в)  прокариотическиеиэукариотическиег)  клеточные  и  неклеточные

24.  Пиноцитозом  называют:

а)  поглощение  бактерий лейкоцитами

б)  поглощение  бактерий  амебами

в)  проникновение  капель  жидкости через  мембрану

г)  слияние  в  клетке  маленьких пузырьков  в  один  большой

25.  Источником  энергии  для  клетки  может  служить:

а)  кислород            в)  липидыб)  углеводы            г)  белки

26.  Расположите  по  порядку  периоды  жизни  клетки:

а)  анафаза              г)  профазаб)  метафаза            д)  интерфаза           в)  телофаза  

27. Биологическая сущность мейоза  заключается  в  том,  что:

а) появляется возможность кроссинговера  хромосом

б)  возникает  возможность  появления  уникальных  организмов

в)  образуются  гаметы  с  уменьшенным  вдвое  набором  хромосом

г)  формируются  два  типа  гамет  — мужские  и  женские

28.   Генетика  изучает:

а)  законы  изменчивости  живых  организмов

б)  материальные  основы  наследственности  и  изменчивости

в)  законы  наследственности  живых организмов

г) законы появления новых признаков  у  животных  и  растений

29.  Закончите  смысловой  ряд:хромосома  —  ген  —  …  .

а)  триплет         б)  участок  ДНК        в)  азотистое  основание       г)  нуклеотид

30. Коровы дают молоко, поскольку только  у  них  есть  гены,  которые:

а)  отвечают  за  его  образование

б)  проявляются   у женских  особей

в)  способны  к  кроссинговеру

г)  контролируют  его  синтез  в  гомозиготном  состоянии

ГРУППА 403 ХИМИЯ 58

 ТЕМА: Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.


 



 Основные способы получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.

Пирометаллургия — восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов — алюминия, магния.
Например, медь восстанавливают из куприта Cu2O прокаливанием с углем (коксом):
SnО2+ 2С = Sn + 2СО↑; Cu2O + С = 2Cu+ СО ↑.
Алюминотермия и магниетермия способы получения металлов, основанные на восстановлении металлов из их соединений (оксидов, галогенидов и др.) более активными металлами (Al и Mg). Например:
tо
2Al + 3BaO → 3Ba + Al2O3
TiCl4 + 2Mg → Ti + 2MgCl2
Металлотермические опыты получения металлов впервые осуществил русский ученый Н. Н. Бекетов в XIX в.
Восстановительные свойства металлов проявляются при взаимодействии с неметаллами. Например:
H2O
2Al + 3I2 → 2AlI3 (инициатором реакции является вода)
to
2Fe + 3Cl2 → 2FeCl(реакция горения)
2Na + S → Na2S (реакция идет самопроизвольно при смешивании серы и натрия)
Основными восстановителями для получения металлов являются С, СО, Н2.
Например:

Кроме восстановителей для получения металлов ещё используют электрохимический способ – электролиз.
Электролиз получил широкое распространение в металлургии цветных металлов и в ряде химических производств. Такие металлы, как алюминий, цинк, магний, получают главным образом путём электролиза.
Сущность электролиза заключается в выделении из электролита частиц вещества при протекании через электролитическую ванну постоянного тока и осаждении их на погруженных в ванну электродах. Цель процесса - получение возможно более чистых незагрязнённых примесями металлов.

Рис. 6. Процессы, протекающие при электролизе.
Схема электролизной ванны: 1 - ванна, 2 - электролит, 3 - анод, 4 - катод, 5 - источник питания
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Задания необходимо решать с использование ряда напряжения металлов:

Задание 1: Составьте уравнение реакций взаимодействия металлов с кислотами, расставьте коэффициенты и найдите их сумму.
Al + Н2
Fe + Н2
Алюминий и железо стоят левее водорода в ряду напряжения металлов, поэтому могут вытеснить водород из разбавленных кислот. При прохождении реакции наблюдаем выделение водорода в виде мелких пузырьков.
Коэффициенты расставляем, уравнивая количество атомов одного элемента до и после стрелки.
Сумма коэффициентов в уравнении с алюминием : 9 (2+3+1+3).
В уравнении с железом: 4 (1+1+1+1).

Сплавы металлов и их классификация

Одним из первых металлов, который человек стал применять для своих нужд, была медь. Но ещё в III тысячелетии люди обнаружили, что медь, сплавленная с оловом, позволяет делать более прочное оружие, долговечную посуду. Материал, полученный при сплавлении меди с оловом, получил название «бронза». Это был первый сплав, изготовленный человеком.

Сплавом называют искусственный материал с металлическими свойствами, состоящий из двух или более компонентов, из которых, по крайней мере, один является металлом.

В зависимости от количества компонентов различают двойные (бинарные), тройные и многокомпонентные сплавы. Сплавы могут иметь однородную структуру (гомогенные сплавы), а также состоять из нескольких фаз (гетерогенные сплавы). В зависимости от своих свойств сплавы подразделяются на легкоплавкие, тугоплавкие, жаропрочные, высокопрочные, твердые, коррозионно-устойчивые. По предполагаемой технологии обработки различают литейные (изделия производят путём литья) и деформируемые (обрабатывают путём ковки, проката, штамповки, прессования) сплавы.

Чёрные металлы и сплавы на их основе

В зависимости от природы металла, составляющего основу сплава, различают чёрные и цветные сплавы. В чёрных сплавах основным металлом является железо. Самыми распространенными из чёрных сплавов являются сталь и чугун. К чёрным металлам относятся железо, а также марганец и хром, которые входят в состав чёрных сплавов.

Чугун

Чугун – сплав на основе железа, содержание углерода в котором превышает точку предельной растворимости углерода в расплаве железа (2,14%). При остывании сплава, углерод кристаллизуется в виде отдельных включений цементита и графита. Углерод придает чугуну твердость, но снижает пластичность сплава, поэтому чугун хрупкий. Чугун применяют для изготовления литых деталей (коленчатых валов, колёс, труб, радиаторов отопления, ванн, решеток ограждения), кухонной посуды (сковородок, чугунков, казанов).

Сталь

В стали содержание углерода значительно меньше. В низкоуглеродистых сталях количество углерода не превышает 0,25%, в высокоуглеродистой стали содержание углерода может достигать 2%. Самые первые стальные изделия появились 4000 лет назад. В настоящее время выплавляют стальные сплавы с различными свойствами. Это конструкционные, нержавеющие, инструментальные, жаропрочные стали.

Легирующие добавки

Для придания стали особых свойств в процессе её изготовления, вводят легирующие добавки. Легирующими добавками называют вещества, которые добавляют в сплав в определенном количестве для изменения механических и физических свойств материала.

Легированные стали

В зависимости от количества легирующих добавок различают низколегированную, среднелегированную и высоколегированную сталь. Марка стали обозначается с помощью букв и цифр. Буква указывает на химическую природу легирующей добавки, а цифра, стоящая после буквы – на примерное содержание этой добавки в сплаве. Если содержание добавки меньше 1%, то цифру не ставят. Цифры впереди букв показывают содержание углерода в сотых долях процента. Например, в стали марки 18ХГТ содержится 0,18 % С, 1 % Сr, 1 % Мn, около 0,1 % Тi.

Стали применяют для изготовления армирующих железнодорожных рельсов, дробильных установок, конструкций, турбин электростанций и двигателей самолётов, инструментов (пилы, сверла, резцы, зубила, фрезы), химической аппаратуры, деталей автомобилей, тракторов, дорожных машин, труб и много другого.

Цветные металлы и сплавы на их основе

К цветным металлам относят алюминий, цинк, медь, никель, олово, свинец и др. Сплавы на основе цветных металлов называют цветными. Это бронза, латунь, силумин, дюралюминий, баббиты и многие другие. В авиации широкое применение нашли легкие и прочные сплавы на основе алюминия и титана. Изделия из медных сплавов: бронзы и латуни, применяются в химической промышленности, для изготовления запорной аппаратуры: кранов, вентилей. Сплавы на основе олова и свинца используют для изготовления подшипников. Из мельхиора и нейзильбера – сплавов меди и никеля, изготовляют столовые наборы, монеты.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Расчет массовой доли металла в сплаве

Условие задачи: Кусочек нейзильбера массой 2,00 г поместили в раствор гидроксида натрия. В ходе реакции выделилось 0,14 л водорода (н.у.). Вычислите массовую долю цинка в сплаве. Ответ запишите в процентах с точностью до десятых долей.

Шаг первый: запишем уравнение реакции цинка с раствором гидроксида натрия:

Zn + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2↑.

Один моль цинка вытесняет из щёлочи один моль водорода.

Шаг второй: найдём количество цинка, которое вытеснило 0,14 л водорода.

Для этого найдём в периодической таблице элементов Д.И. Менделеева молярную массу цинка: М(Zn) = 65 г/моль. При нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объём, равный 22,4 л. Составим пропорцию:

65 г цинка вытесняет 22,4 л водорода;

х г цинка вытесняет 0,14 л водорода.

65 : х = 22,4 : 0,14, откуда х = (65·0,14) : 22,4 = 0,41 (г) – масса цинка в сплаве.

Шаг третий: найдём массовую долю цинка в сплаве:

ω = (0,41 : 2,00)*100 = 20,5 (%).

Ответ: 20,5