пятница, 6 мая 2022 г.

 СУББОТА, 07.05.22 г. 408

ГРУППА 408 ХИМИЯ 48,49

ТЕМА:Решение задач по  химическим  уравнениям  при  условии, что одно из реагирующих веществ дано в из­бытке. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Решение задач по  химическим  уравнениям  при  условии, что одно из реагирующих веществ дано в из­бытке.

  1. Повторение основных понятий.

    • Что такое уравнение химической реакции? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции посредством химических формул и математических знаков)

    • Что показывает уравнение химической реакции? (оно показывает, какие вещества и в каких количествах вступили и получились в результате химической реакции)

    • Предположим, что нам надо получить в лаборатории определенное количество какого-либо вещества. Что для этого необходимо? (1. написать уравнение реакции. 2. провести расчет. 3. взвесить и отмерить определенное количество веществ на основании данных расчета по уравнениям реакций. 4. осуществить расчет)

    • Чтобы провести расчет, какие понятия и физические величины нам можно и нужно использовать при решении задач ( Ar, Mr, ν, M, m)

    • Где мы возьмем значения относительных атомных масс? (в ПСХЭ Д.И. Менделеева)

    • Как мы найдем значения относительных молекулярных масс? (для нахождения относительных молекулярных масс надо суммировать значения относительных атомных масс элементов, входящих в состав молекулы вещества, с учетом числа атомов каждого элемента).

    • При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества. (28)

    • Как рассчитаем молярную массу вещества? (M=Mr)

    • Как определить по уравнению реакции, в каких мольных отношениях находятся необходимые для расчета вещества? ( по коэффициентам)

    • Как связаны между собой понятия «количество вещества», «молярная масса» и «масса» (m=νM; ν= m/M)

    • Суточная потребность организма в кальции в виде СаСО3 составляет 1,2г. Вычислите количество карбоната кальция. (0,012моль)(см. приложение 1)

    • Какую массу воды получит ваш организм, если вы выпили ее суточную норму – 138,9 моль? (2500,2г)

    • Железо – важнейшая составная часть организма человека и животных. Для лечения анемии, вызванной дефицитом железа в организме, и для стимуляции работы кроветворных органов используют восстановленное железо. Вычислите массу железа, которая может быть восстановлена алюминием из 1,5 моль оксида железа (III). 2Al + Fe2О3 = Al2О3 + 2Fe (168г)


  1. Интеллектуальная разминка

    1. Вещество, 5%-ная спиртовая настойка которого используется в качестве дезинфицирующего и кровоостанавливающего средства. (иод)

    2. Вещество, которое применяется внутрь при повышении кислотности желудочного сока. Наружно оно употребляется как слабая щелочь для полоскания, промывания и ингаляций при насморке. (питьевая сода)

    3. Вещество, 0,9%-ный водный раствор которого называется изотоническим (физиологическим) и применяют для внутривенных вливаний при большой потере крови. В быту оно находит применение как пищевая добавка при приготовлении пищи. (Поваренная соль)

    4. Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести меня найдешь,

Теперь меня ты твердо назовешь.

(кальций)

  1. В виде таблеток это вещество применяют внутрь при пищевых отравлениях. Получают его при прокаливании древесины (березы) без доступа воздуха с последующей обработкой. (Активированный уголь, углерод)

  2. Она образует два аллотропных видоизменения: бывает кристаллическая и пластическая, входит в состав мазей и присыпок, способствует заживлению ран. (сера)




  1. Изучение нового материала


Задача. Рассчитайте массу питьевой соды (гидрокарбоната натрия), используемой в народной и традиционной медицине для полоскания и ингаляций, которая образуется при пропускании 2,64г углекислого газа через раствор, содержащий 2г гидроксида натрия. (см. приложение 2)


(Записываем, дано, что надо найти, составляем уравнение реакции. Пишем над формулами веществ их массы. Под формулами веществ записываем количество вещества, молярную массу и массу. По ходу решения вывешивается алгоритм решения задачи.)


? Что необычного вы встретили в условии данной задачи? (в условии задачи указаны массы всех исходных веществ)

? Проблема: по массе какого вещества следует вычислять массу соды?


Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям: одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Иногда встречаются задачи, в которых даются массы или объемы двух реагирующих веществ (как в данном случае).

Для расчета по уравнению реакции было бы вполне достаточно знать или массу углекислого газа или массу гидроксида натрия. Зачем в условии задачи лишние данные? Дело в том, что мольные соотношения реагирующих веществ в данном случае могут быть не эквивалентны, поэтому одно из них в процессе израсходуется полностью, а часть другого останется не прореагировавшей. Очевидно, если находить массу конечного продукта, используя данные о веществе, оказавшемся в избытке, мы получим неправильный ответ. Как определить это вещество? Для этого найдем количества веществ реагентов.

(Учащиеся записывают алгоритм решения задачи в тетрадях, который отдельными блоками вывешивается на доске в виде таблицы «Алгоритм решения». Учитель записывает решение задачи на доске)


2,64г 2г x

СО2 + NaOH = NaHCO3

1 моль 1 моль 1 моль

44г/моль 40г/моль 84г/моль

44г 40г 84г


  1. Находим ν (СО2)

ν= m/ M ν (СО2) = 2,64г/44г/моль = 0,06 моль


  1. Находим ν (NaOH)

ν(NaOH) = 2г/40г/моль = 0,05моль

  1. Находим избыток

По ур. р. ν(СО2) : ν (NaOH) = 1:1 => чтобы прореагировало 0,05 моль NaOH требуется 0,05 моль СО2, а дано 0,06 моль => СО2 в избытке.


  1. Находим массу NaHCO3

Массу гидрокарбоната натрия следует находить, используя для расчета гидроксид натрия.


Из 40г NaOH – 84г NaHCO3

Из 2г NaOH – x

2г ∙ 84г

Xhello_html_51b9c79e.gif = = 4,2г

40г

Ответ: 4,2г


(Затем учитель предлагает еще раз внимательно посмотреть на записи решения на доске, после чего закрывает их, а учащиеся самостоятельно воспроизводят их в тетрадях, используя имеющийся алгоритм. Затем они сверяют их с записями на доске.)




ТЕМА2: Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Свойства углеводородов зависят от химического, пространственного, электронного строения молекул и характера химических связей.

Изучение строения, химических свойств и способов получения углеводородов различных групп показывает, что все они генетически связаны между собой, т.е. возможны превращения одних углеводородов в другие:

Это позволяет осуществлять целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений).

Задача 1. Назвать промежуточные продукты в схеме превращений: 


Этиловый спирт H2SO4 (k), t X HBr Y Na Z Cr2O3 Al2O3 бутадиен-1,3

-H2

Решение. В данной цепи превращений, включающей 4 реакции, из этилового спирта С2Н5ОН должен быть получен бутадиен-1,3 СН2=СН–СН=СН2
1. При нагревании спиртов с концентрированной серной кислотой 
H2SO4 (водоотнимающее средство) происходит их дегидратация с образованием алкена Отщепление воды от этилового спирта приводит к образованию этилена: 

2. Этилен – представитель алкенов. Являясь ненасыщенным соединением, он способен вступать в реакции присоединения . В результате гидробромирования этилена: 

3.При нагревании бромэтана в присутствии металлического натрия (реакция Вюрца,  образуется н-бутан (вещество Z): 

 
4.Дегидрирование н-бутана в присутствии катализатора – один из способов получения бутадиена-1,3 СН2=СН–СН=СН2 
(раздел 5.4. Получение алкадиенов). 

Ответ

Осуществить превращения:

1 2 3 4 5

СаC→ A → Б → H3C-CH2-Cl → В → Н3С-СН2-О-С3Н7

+2Н+КОН


  1. СаС2 + 2Н2О → НС≡СН + Са(ОН)2   А

2) НС≡СН + 2Н2 → Н3С-СН3    Б

3) Н3С-СН3 + С12 → Н3С-СН2-С1 + НС1

4) Н3С-СН2-С1 + КОН (водн.) → Н3С-СН2-ОН + КС1 В

5) Н3С-СН2-ОН +НО-С3Н7 → Н3С-СН2-О-С3Н7 + Н2О

ГРУППА 408 БИОЛОГИЯ 41

ТЕМА: Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

- Итак, мы с вами продолжаем изучать живые организмы на клеточном уровне. Давайте вспомним, что же такое клетка?

 Клетка – это структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов.


- Что же в ней такого уникального?

Клетка обладает собственным обменом веществ, так как является открытой системой; способна к самостоятельному существованию, самовоспроизведению, а также является одноклеточным организмом (дробянки и цианобактерии).


А на какие две группы делятся клеточные организмы?

На прокариоты и эукариоты, а в чем различия между этими двумя группами организмов?

Различие в особенностях строения есть – это наличие кольцевой хромосомы у прокариотов (нуклеоид) и наличие оформленного ядра у эукариотов.



Живые организмы

прокариоты эукариоты


не имеют оформленного яра имеют оформленное ядро

Бактерии Грибы

Цианобактерии Растения

Животные


Давайте вспомним, как выглядят клетки прокариот:



hello_html_51262afd.pnghello_html_m3510c18c.jpg



А теперь давайте вспомним особенности строения ядра.


hello_html_m34adafd9.jpg


Что же является самой главной частью ядра? Правильно, хромосомы, потому что в них находится наследственная информация.

НА организм влияют мутагены, вызывающие мутационную изменчивость. И сегодня на уроке именно этот вопрос мы рассмотрим более подробно.


Мутаген – соединение химической, биологической или физической природы, способное прямо или косвенно повреждать наследственные структуры клетки. (определение записать в тетрадь).


Мутация – в широком смысле слова внезапно возникающее наследуемое изменение. Другими словами мутация – любое структурное или композиционное изменение в ДНК организма произошедшее спонтанно или индуцированное мутагенами. (определение записать в тетрадь).

По происхождению мутагены можно разделить на экзогенные (многие факторы внешней среды) и эндогенные (образуются в процессе жизнедеятельности организма).

По природе возникновения различают: физические, химические и биологические мутагены.


По этому вопросу нам расскажут ребята в своих сообщениях. (Задания на опережающее обучение).

А теперь давайте рассмотрим, какие же мутации возникают у живых организмов на примере человеческого организма. (Задания на опережающее обучение).


Мутации

(виды мутаций записать в тетрадь)

Точечные или генные – изменение в структуре гена, вызванные нарушением последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот (выпадение или добавление отдельных нуклеотидов, замена одного нуклеотида другим). (Задания на опережающее обучение).


Хромосомные связаны с изменениями количества отдельных гомологичных хромосом или в их строении. (Задания на опережающее обучение).


Геномные (полиплоидия) – у животных и человека встречается очень редко.  (так как этот тип мутаций нарушает функционирование хромосомного механизма определения пола; если количество половых хромосом превышает две, у организмов отмечаются нарушения в развитии и они или погибают, или остаются неспособны к размножению). У растений таких ограничений нет, так как у них нет половых хромосом.