вторник, 1 июня 2021 г.

 02.06.21г. 208 

ГРУППА 208 ХИМИЯ

ТЕМА:РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ЗАДАЧА. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 гКакой газ останется в избыткеОпределите массу избытка.

Дано: m(HCl)=7,3 г; m(NH3)=5,1 г.

Найти: m(NH4Cl) =?  m(избытка) =?

Решениезаписываем уравнение реакции.

HCl + NH3 = NH4Cl

Эта задача на «избыток» и «недостаток»Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяемкакой газ находится в избытке.

ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

ν(NH3) = m(NH3)/ М(NH3) = 5,1/ 17 = 0,3 моль.

Аммиак находится в избыткепоэтому расчет ведем по недостаткут.епо хлороводородуИз уравнения реакции следуетчто ν(HCl) = ν(NH4Cl) = 0,2 мольОпределяем массу хлорида аммония.

m(NH4Cl) = ν(NH4Cl) • М(NH4Cl) = 0,2• 53,5 = 10,7 г.

Мы определиличто аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

m(NH3) = ν(NH3) • М(NH3) = 0,1• 17 = 1,7 г.

……………………………………………………………………………………………

 Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком водыполучив ацетиленпри пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 тетрабромэтан массой 86,5 г.  Определите массовую долю СаС2 в техническом карбиде.

Дано: m = 20 г; m(C2H2Br4)=86,5 г.

Найтиω(СаC2) =?

Решениезаписываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

CaC2 +2 H2O = Ca(OH)2 + C2H2

C2H2 +2 Br2 = C2H2Br4

Находим количество вещества тетрабромэтана.

ν(C2H2Br4) = m(C2H2Br4)/ М(C2H2Br4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.

Из уравнений реакций следуетчто ν(C2H2Br4) =ν(C2H2) = ν(СаC2) =0,25 мольОтсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

m(СаC2) = ν(СаC2) • М(СаC2) = 0,25• 64 = 16 г.

Определяем массовую долю СаC2 в техническом карбиде.

ω(СаC2) =m(СаC2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.

РастворыМассовая доля компонента раствора

…………………………………………………………………………………………………………

В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 гПлотность бензола равна 0,88 г/млОпределите массовую долю серы в растворе.

Дано: V(C6H6) =170 мл; m(S) = 1,8 гρ(С6C6)=0,88 г/мл.

Найтиω(S) =?

Решениедля нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствораОпределяем массу бензола.

m(С6C6) = ρ(С6C6) •V(C6H6) = 0,88•170 = 149,6 г.

Находим общую массу раствора.

m(р-ра) = m(С6C6) + m(S) =149,6 + 1,8 = 151,4 г.

Рассчитаем массовую долю серы.

ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

……………………………………………………………………………………………

 В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO4•7H2массой 3,5 гОпределите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

Дано: m(H2O)=40 г; m(FeSO4•7H2O)=3,5 г.

Найтиω(FeSO4) =?

Решениенайдем массу  FeSO4 содержащегося в  FeSO4•7H2O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO4•7H2O.

ν(FeSO4•7H2O)=m(FeSO4•7H2O)/М(FeSO4•7H2O)=3,5/278=0,0125моль

Из формулы железного купороса следуетчто ν(FeSO4)= ν(FeSO4•7H2O)=0,0125 мольРассчитаем массу FeSO4:

m(FeSO4) = ν(FeSO4) • М(FeSO4) = 0,0125•152 = 1,91 г.

Учитываячто масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г)  и  массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

ω(FeSO4) =m(FeSO4)/m=1,91 /43,5 = 0,044 =4,4 %.

…………………………………………………………………………………………………………………………………

 Определите массу йодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

Даноν(NaI)= 0,6 моль.

Найти: m(NaI) =?

РешениеМолярная масса иодида натрия составляет:

M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

Определяем массу NaI:

m(NaI) = ν(NaI)•M(NaI) = 0,6 • 150 = 90 г.

…………………………………………………

 01.06.21г. 205, 208

ГРУППА 205

ТЕМА:РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА ИДЕНТЕФИКАЦИЮ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Практическая работа №3

Тема:Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Цель работы: научиться различать органические и неорганические вещества.

(повторите  правила ТБ :

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

  1. Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя.

  2. Запрещается! Запрещается брать вещества руками и пробовать на вкус.

  3. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

  4. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей.

  5. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.

  6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 смᶟ.

  7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота попадет на руки или одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.

  8. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоты следует медленно тонкой струйкой при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.

  9. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.

  10. Остатки вещества не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

  11. Горячую посуду по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде, чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожженную поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный – обратитесь к врачу.

  12. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стекла от разбитой посуды.

  13. Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте защитный щиток или очки.

  14. При работе со спиртовкой и электронагревательными приборами соблюдайте следующие правила:

  1. Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать то другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнет пожар.

  2. Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

  3. Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя.

  4. Если при включении электронагревателя в сеть не происходит нагревание, сообщите об этом учителю.

  5. При работе с электронагревателем не допускайте загрязнения спирали накаливания.

  6. После окончания работы обязательно отключите электронагреватель от сети.)

Ход работы:

Задание 1

С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия.



Задание 2

С помощью  качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.




Задание 3

С помощью одного реактива определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: глюкозы, глицерина, белка.




Задание 4

С помощью индикаторной бумажки определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы солей: ацетата натрия, нитрат аммония, сульфат калия.
Ацетат натрия: лакмусовая бумажка синяя.
Нитрат аммония: лакмусовая бумажка красная.
Сульфат калия: лакмусовая бумажка не окрашивается.

Вывод.


ГРУППА 208 ХИМИЯ
ТЕМА: ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ.

Кристаллические решетки

Твердые вещества бывают аморфные или кристаллические (чаще всего имеют кристаллическое строение).

Кристаллическое строение характеризуется правильным расположением частиц в определенных точках пространства. При соединении этих точек воображаемыми прямыми линиями образуется так называемая кристаллическая решетка Точки, в которых размещены частицы, называются узлами кристаллической решетки.

В узлах кристаллической решетки могут находиться ионыатомы или молекулы.

В зависимости от вида частиц, расположенных в узлах кристаллической решетки, и характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические.

Ионная решетка

Эту решетку образуют все вещества с ионным типом связи — соли, щелочи, бинарные соединения активных металлов с активными неметаллами (оксиды, галогениды, сульфиды), алкоголяты, феноляты, соли аммония и аминов. Примеры: КОН, СаСО, СНСООК, NHNO, [CHNH]Cl, СНОК. В узлах решетки — ионы, между которыми существует электростатическое притяжение. Ионная связь очень прочная.

Свойства ионных кристаллов:

  • твердые, но хрупкие;
  • отличаются высокими температурами плавления;
  • нелетучи, не имеют запаха; 
  • расплавы ионных кристаллов обладают электропроводностью;
  • многие растворимы в воде. При растворении в воде диссоциируют на катионы и анионы, и образующиеся растворы проводят электрический ток.

Атомная решетка

В узлах решетки — атомы, связанные ковалентными связями. Химическая связь — ковалентная полярная или неполярная. Атомная кристаллическая решетка характерна для углерода (алмаз, графит — рисунок), бора, кремния, германия, оксида кремния SiO (кремнезем, кварц, речной песок), карбида кремния SiC (карборунд), нитрида бора BN. Свойства: высокая твердость, высокие температуры плавления, нерастворимость, нелетучесть, отсутствие запаха.

Свойства веществ с атомной кристаллической решеткой:

  • высокая твердость;
  • высокие температуры плавления;
  • нерастворимость;
  • нелетучесть;
  • отсутствие запаха.

Металлическая решетка

Реализуется в простых веществах — металлах и их сплавах. В узлах решетки — атомы и катионы металла, при этом электроны металла обобществляются и образуют так называемый электронный газ, который движется между узлами решетки, обеспечивая ее устойчивость.

Молекулярные решетки

В узлах — молекулы веществ, которые удерживаются в узлах решетки с помощью слабых межмолекулярных сил.

Молекулярное строение имеют:

  • все органические вещества (кроме солей);
  • вещества — газы и жидкости;
  • легкоплавкие и летучие твердые вещества, в молекулах которых ковалентные связи (полярные и неполярные).

Подобные вещества часто имеют запах.

Обобщающая таблица

Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ

Тип решетки Виды частиц в узлах решеткиВид связи между частицами  Примеры веществФизические свойства веществ 
 Ионная Ионы Ионная — связь прочная Соли, галогениды (IA, IIA), оксиды и гидроксиды щелочных и щел.-зем. металлов Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток
 Атомная Атомы

 1. Ковалентная  неполярная — очень прочная

2. Ковалентная полярная связь — очень прочная. Простые вещества: алмаз (C), графит (C), бор (B), кремний (Si)

 Сложные вещества:оксид алюминия

(AlO), оксид кремния (IV) SiO

 Очень твердые, очень тугоплавкие, прочные, нелетучие, нерастворимы в воде
 Молекулярная Молекулы Между молекулами слабые силы межмолекулярного притяжения, внутри молекул прочная ковалентная связь

 При обычных условиях – газы, жидкости или летучие твердые вещества

, Н, Cl,

N, Br, HO, CO, HCl); сера, белый фосфор, иод; органические вещества

 Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость
 Металлическая Атом-ионы Металлическая  разной прочности Металлы и сплавы Ковкие, обладают блеском, пластичностью, тепло- и электропроводны