вторник, 21 марта 2023 г.

21.03.23Г. ВТОРНИК.508,505,501

   Здравствуйте, уважаемые студенты,  записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что  всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту rimma.lu@gmail.com     Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)

Моя почта   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты! 

 СПРАВА НАХОДИТСЯ АРХИВ- ТАМ СМОТРИМ ДАТУ И ГРУППЫ

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ: 20.03.23г. - 24.03.23г.

 Пн.20.03: 306, 401, 401, 403 

Вт. 21.03:508, 505, 505, 501

Ср. 22..03:  403, 401, 501

 Чт. 23.03: ... ,..., 306, 508

Пт. 24.03: 505, ..., 501

ГРУППА 508 ХИМИЯ 36,37

ТЕМА:Урок- конференция. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти.Коксохимическое производство.


ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСМОТРИТЕ ВИДЕО И СОСТАВЬТЕ., ПОЖАЛУЙСТА,КОНСПЕКТ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.

ГРУППА 505 ХИМИЯ 42,43

ТЕМА: Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические  свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. 

Химические  свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. 

ТЕМА: Способы получения солей.

Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

С точки зрения теории электролитической диссоциации соли - это электролиты, диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

Соли бывают средние (нормальные), кислые и основные.

Средние соли – это продукты полного замещения водорода в кислоте на атомы металла или гидроксогруппы ОН- в основании на кислотный остаток. Например: имеем серную кислоту H2SO4. Средние соли этой кислоты будут иметь состав Na2SO4CaSO4Al2(SO4)3. Средние соли ортофосфорной кислоты H3PO4:   К3PO4Ca3(PO4)2AlPO4. Средние соли в водных растворах диссоциируют всегда в одну ступень:

 

NaCI ® Na+ + CI -

Al2(SO4)3 ® 2AI3+ + 3SO42-.

 

Кислые соли можно рассматривать как продукты неполного замещения атомов водорода кислоты на атомы металлов. Кислые соли могут быть образованы только от многоосновных кислот. Хлороводородная кислота HCl кислых солей не имеет. Серная кислота H2SO4 образует кислые соли в состав которых входит анион HSO4-NaHSO4Cu(HSO4)2Fe(HSO4)3. Фосфорная кислота Н3РО4 имеет два типа кислых солей: с анионами Н2РО4-, НРО42-.

Кислые соли диссоциируют ступенчато:

 

KH2PO4 ® K+ + H2PO4-,

H2PO4-  H+ + HPO42-,

HPO42-  H+ + PO43-,

 

Кислые соли чаще всего образуются в избытке кислоты:

Mg(OH)2 + 2H2SO4  Mg(HSO4)2 + 2H2O.

                      кислая соль

Mg(OH)2 + H2SO4  MgSO4 + 2H2O

                       средняя соль

Основные соли можно рассматривать как продукты неполного замещения ионов ОН- основания на ионы кислотных остатков. Они могут быть образованы только многокислотными основаниями. Гидроксиды щелочных металлов основных солей не имеют.

Гидроксиду меди Сu(ОН)2 соответствуют основные соли с катионом СuОН+CuOHNO3, (CuOH)2SO4, (CuOH)3PO4.

Гидроксид хрома (IIICr(ОН)3 образует два ряда основных солей с катионами Cr(ОН)2+CrОН2+:

 

Cr(OH)2CI,

CrOHCI2,

(Cr(OH)2)2SO4,

CrOHSO4,

(Cr(OH)2)3PO4,

(CrOH)3(PO4)2.

 

Основные соли диссоциируют ступенчато:

 

CuOHNO3 ® CuOH+ + NO3-     (первая ступень),

CuOH+  Cu2+ + OH-              (вторая ступень).

 

Основные соли образуются в избытке основания:

 

2Cu(OH)2 + H2SO4  (CuOH)2SO4 + 2H2O

                                основная соль

Cu(OH)2 + H2SO4  CuSO4 + 2H2O

                    средняя соль

 

Номенклатура солей:

1. Средние соли бескислородных кислот.

Название данных солей образуется следующим образом.

 В начале называется анион, названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» (Cl - – хлоридF - – фторидS2- – сульфид), затем называется катион. Одноатомные катионы обозначаются русским названием элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается в названии. Например:

NaCl – хлорид натрия;

Са3Р2 – фосфид кальция;

FeS – сульфид железа (II);

Fe2S3 – сульфид железа (III).

2. Средние соли кислородсодержащих кислот.

Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов: «ат» (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления):

                                                                                +6                                   +5

(SO4)2- – сульфат, (NO3)- – нитрат;

 

«ит» (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления):

                                                                                +4                                   +3

(SO3)2- – сульфит, (NO2)- – нитрит.

Название катионов описано выше.

         +6

Na2SO4 – сульфат натрия;

    +5

КРО4 – фосфат калия;

 +2    +5

Cu(NO3)- нитрат меди (II);

 +1  +5

CuNO3 - нитрат меди (I);

       +4

CaSO3 - сульфит кальция;

      +3

AI(NO2)3 - нитрит алюминия;

         +2

Fe(NO2)2 - нитрит железа (II).

 

Если данный кислотообразующий элемент образует кислоты более, чем в двух степенях окисления, то суффикс «ат» применяется  во всех названиях атомов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватая»«овая» и «ная». При этом к названию аниона, в котором кислотообразующий элемент имеет высшую степень окисления добавляется приставка «пер». Так, анион хлорноватой кислоты:

 +5

ClО3- – называется хлорат-ион, а анион хлорной кислоты:

 +7

ClО4- – перхлорат-ион.

В названиях анионов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватистая» и «истая», используется суффикс «ит». К названию же аниона, в котором кислотообразующий элемент имеет низшую степень окисления, добавляется приставка «гипо». Так, анион хлористой кислоты ClO2- – называется хлорит-ион, а хлорноватистый ClO-– гипохлорит-ион.

 

Кислородосодержащие

кислоты хлора

СОЛИ

HСlO – хлорноватистая кислота

KСlO – гипохлорит калия

HСlO2 – хлористая кислота

KСlO– хлорит калия

HClO3 – хлорноватая кислота

KСlO– хлорат калия

HClO4 – хлорная кислота

KClO– перхлорат калия

 

Если в названии кислоты используются приставки «мета», «орто» и другие, то и в названии соли они сохраняются: НРО3 – метафосфорная кислота, КРО3 – метафосфат калия,

H3PO4 - ортофосфорная кислота, K3PO4 - ортофосфат калия.

В названиях анионов кислых солей с одним  атомом водорода содержится приставка «гидро» (от латинского названия водорода Hydrogenium – гидрогениум). Если же в кислотном остатке несколько атомов водорода, то в названии кислой соли сохраняется приставка «гидро», но с греческим числительным, показывающим число атомов водорода в анионе:

NaHSO4 – гидросульфат натрия;

Са(НСО3)2 – гидрокарбонат кальция;

FeНРО4 – гидрофосфат железа (II);

 

КН2РО4 – дигидрофосфат калия;

Fe(Н2РО4)3 – дигидрофосфат железа (Ш).

В состав катионов основных солей входят катион соответствующего металла и группа ОН-, которой дано сложное название, состоящее из корня латинского названия водорода «гидро» и слова «оксид»гидроксид – ион, или гидроксо – «группа». Причем в названиях сдвоенные буквы «О» превращаются в одну. Число ОН- – групп в сложном катионе указывается греческим числительным:

 

ZnOHCl – хлорид гидроксоцинка;

FeOHSO4 – сульфат гидроксожелеза (III);

[Al(OH)2]2SO4 – сульфат дигидроксоалюминия;

SnOHNO3 – нитрат гидроксоолова (II).

 

При составлении формул придерживаются следующих правил:

по суффиксу в названии средней соли определяют какой кислоты соль: бескислородной или кислородсодержащей.

Например:

1. Хлорид натрия: «ид» показывает, что это соль бескислородной кислоты с анионом Cl-. Катионом является Na+. Записываем сначала катион, затем анион Na+Cl-. Катион и анион однозарядны, индексы не используются.

2. Сульфид алюминия: Al3+S2- истинная формула Al2S3, молекула электронейтральна.

3. Сульфат железа (III): «ат» показывает, что это соль кислородсодержащей кислоты, в которой сера в максимальной степени окисления. Это анион SO42-. Катион железа  – Fe3+. Записываем сначала катион и анион, а затем индексы, выравнивающие число положительных и отрицательных зарядов: Fe3+(SO4)2- - истинная формула Fe2(SO4)3.

По названию кислой соли определяют, какой кислоты соль (бескислородной или кислородсодержащей) и сколько атомов водорода входит в состав сложного атома. Далее поступают как при составлении формул средних солей.

 

 Например:

1. Гидросульфид железа (III). Соль бескислородной сероводородной кислоты. Анион содержит один атом водорода НS- , катион Fe2+. Записываем катион, сложный анион и индексы: Fe2+(HS)-, следовательно формула будет Fe(HS)2.

2. Дигидрофосфат кальция. Соль кислородсодержащей фос-форной кислоты. Сложный анион содержит два («ди») атома водорода, катион Са2+. Записываем Са2+2РО4)-. Ставим индексы: Са(Н2РО4)2. Молекула электронейтральна.

По названию основной соли определяют, какой кислоты данная соль и сколько гидроксогрупп входит в состав сложного катиона. Записывают сложный катион, затем анион и индексы, уравнивающие заряды. Если металл имеет переменную валентность, то она указывается в названии соли. Например:

 

1.      Хлорид гидроксотитана (IV),

iОН)3+Cl - – правильная формула TiOHCl3.

 

2.      Нитрат дигидроксокобальта (III)

o(OH)2)+NO3- – правильная формула Сo(OH)2NO3.

 

 

Классификация солей по следующим признакам:

 

1. По растворимости:

 

рстворимые  KCIBa(NO3)2CuSO4,

нерастворимые– BaSO4AgCICa3(PO4)2.

 

2.По свойствам:

 

cредние или нормальные – Na2SO4MgCI2,

кислые – KHSO4Ca(H2PO4)2,

основные – CuOHCIAI(OH)2NO3.

 

 

Получение

 

1. Взаимодействие металла с неметаллом:

Fe + S  FeS.

 

2. Взаимодействие металлов, расположенных в ряду напряжений левее водорода, с растворами кислот:

Zn + H2SO4  ZnSO4 + H2

 

3. Взаимодействие металлов с растворами солей:

 

Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu.

 

4. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):

HCI NaOH  NaCI + H2O.

 

5. Взаимодействие кислот с основными оксидами:

 

H2SO4 + CaO  CaSO4 + H2O.

 

6. Взаимодействие кислот с растворами солей:

 

H2SO4 + BaCI2  BaSO4 + 2HCI.

 

7. Взаимодействие оснований с растворами солей:

 

2NaOH + CuSO4  Cu(OH)2 + Na2SO4.

 

8. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами:

 

Ca(OH)2 + CO2  CaCO3 + H2O.

 

9. Взаимодействие основных оксидов с кислотами:

 

CaO + CO2  CaCO3

 

10. Взаимодействие растворов солей с неметаллами:

 

2KBr + CI2  2KCI + Br2.

 

 

11. Взаимодействие растворов солей между собой:

 

NaCI + AgNO3  AgCI + NaNO3.

 

12. Получение солей аммония:

 

NH3 + HCI  NH4CI.

 

 

Химические свойства

 

1. Растворы солей взаимодействуют с металлами, расположенными в ряду напряжений левее, чем металл, входящий в состав соли:

Zn + FeSO4  ZnSO4 + Fe.

 

2.Растворимые в воде соли взаимодействуют с основаниями:

CuSO4 + 2NaOH  Cu(OH)2 + Na2SO4,

KHSO4 + KOH  K2SO4 + H2O.

 

3. Соли взаимодействуют с растворами кислот:

CaCI2 + H2SO4  CaSO4 + 2HCI,

Ca(HCO3)2 + 2HCI  CaCI2 + H2O + CO2

MgOHCI HCI  MgCI2 + H2O.

 

4.Водные растворы солей взаимодействуют между собой с образованием новых солей:

BaCI2 + Na2SO4  BaSO4 + 2NaCI,

Ca(HCO3)2 + Na2CO3  CaCO3 + 2NaHCO3.

5. Растворы солей взаимодействуют с неметаллами:

2NaI + Br2  2NaBr + I2

6. Многие соли при нагревании разлагаются, особенно

легко – карбонаты:

CaCO3  CaO + CO2

(CuOH)2CO3 CuO + CO2 + H2O,

2NaHCO Na2CO + CO2 + H2O.

7. Некоторые соли взаимодействуют с водой с образованием кристаллогидратов:

CuSO4 + 5H2O ® CuSO4 . 5 Н2О.

 белый цвет                голубой цвет

Основные классы неорганических соединений связаны между собой. Генетической связью между ними считают тот факт, что из неорганических соединений одного класса можно получить соединение другого класса. Иногда это можно сделать в одну стадию, иногда – в несколько:

ГРУППА 505 БИОЛОГИЯ 41

ТЕМА:  Многообразие органического мира. Классификация организмов. 

МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ

ВАЖНО!

Всю жизнь великий ученый Карл Линней посвятил систематизации живой и неживой природы. Основной его труд — «Система природы», в котором он описал огромное для того времени число видов растений и животных. В первом издании этой книги было лишь 13 страниц, а в последнем, двенадцатом — 2335. Если бы мы сегодня попытались описать все известные нам виды растений, животных, грибов, микроорганизмов, уделив каждому виду по 10 строк, то описания заняли бы 10 тыс. таких книг, как «Система природы».

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707–1778)

Шведский натуралист, врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и первый президент Шведской академии наук. Почетный член Санкт-Петербургской академии наук.

Карл Линней впервые ввел в науку систему двойных латинских названий живых организмов, так называемую бинарную номенклатуру, которая позволила установить порядок в описании новых видов. Введение латыни для научных наименований живых организмов существенно облегчило общение ученых разных стран. Каждый организм должен в соответствии с требованиями бинарной номенклатуры именоваться сначала родовым названием (пишется с прописной буквы), а затем видовым (пишется со строчной буквы).

В разных районах нашей страны одного и того же зверька – степного сурка называют по-разному: байбак, бабак, бабачок, тарбаган, свиц, свистун, суур, сугур, эксачок. Научное же латинское название этого вида – Marmota bobak (сурок-байбак) – является единственным, которым пользуются зоологи.

Искусственная и естественная системы. Если нам нужно установить порядок в книгохранилище, то мы можем исходить из самых разных принципов. Можем классифицировать книги, например, по цвету обложки или формату. Подобная классификация книг искусственна, так как она не отражает главного — содержания книг.

Система Линнея была во многом искусственной. В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Но эти сходные признаки не всегда означают их общее происхождение. Линнею еще не были известны очень многие научные факты, позволяющие оценить степень родства тех или иных организмов. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линней в ряде случаев создал совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину и калину. Из-за различий в числе тычинок ближайшие родственники, например брусника и черника, попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Однако, несмотря на эти очевидные просчеты, искусственная система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ. Когда К. Линней и его последователи группировали близкие виды в роды, роды – в семейства и т. д., они брали за основу внешнее сходство форм. Причины такого сходства оставались нераскрытыми.

Решение этого важнейшего вопроса принадлежит Ч. Дарвину, который показал, что причиной сходства может быть общность происхождения, т. е. родство. Со времен Дарвина систематика стала эволюционной наукой. Если теперь зоолог-систематик объединяет роды собак, лисиц и шакалов в единое семейство псовых, то он исходит не только из внешнего сходства форм, но и из общности их происхождения (родства). Общность происхождения доказывается изучением исторического развития и строения ДНК описываемых видов.

Для того чтобы построить систему той или иной группы, ученые используют совокупность наиболее существенных признаков: изучают ее историческое развитие по ископаемым остаткам, исследуют сложность анатомического строения современных видов, особенности размножения, сложность организации (неклеточные – клеточные, безъядерные – ядерные, одноклеточные – многоклеточные), сравнивают их эмбриональное развитие, особенности химического состава и физиологии, изучают тип запасающих веществ, современное и прошлое распространение на нашей планете. Это позволяет определить положение данного вида среди остальных и построить естественную систему, отражающую степень родства между группами организмов.

Система безъядерных организмов оставалась искусственной вплоть до второй половины XX столетия. Это объясняется тем, что в распоряжении ученых еще не было точных методов определения степени родства микроорганизмов. Применение современных методов молекулярной биологии позволило положить в основу систематики прокариот строение их геномов. Результаты оказались впечатляющими. Стало очевидным, что многие прокариоты, ранее объединявшиеся в те или иные систематические группы, совсем не родственны друг другу. Хорошо известная ранее группа экстре-мофильных (живущих в экстремальных условиях) прокариот оказалась настолько отличной от бактерий, что их пришлось выделить в отдельное царство – археи. Ранее включавшиеся в царство растений синезеленые водоросли оказались совсем не растениями, они составляют подцарство цианобактерий в царстве бактерий. Вот как выглядит упрощенная схема соподчинения систематических единиц, используемых для естественной классификации:

ИМПЕРИЯ (неклеточные и клеточные)

НАДЦАРСТВО (прокариоты и эукариоты)

ЦАРСТВО (растения, животные, грибы, бактерии, археи, вирусы)

ПОДЦАРСТВО (одноклеточные, многоклеточные)

ТИП (например, членистоногие или хордовые)

КЛАСС (например, насекомые)

ОТРЯД (например, бабочки)

СЕМЕЙСТВО (например, белянки)

РОД (например, белянка)

ВИД (например, капустная белянка)

ГРУППА 501 БИОЛОГИЯ 43,44

ТЕМА: Основные этапы эволюции приматов. Появление человека разумного.

Основные этапы эволюции приматов СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 


Первые представители рода Homo

Первым представителем рода Homo многие исследователи считают Homo habilis - Человека умелого, а также Homo rudolfensis Человекарудольфского. Выделение раннего гоминида с видовым названием Homo habilis относится к 1960 году и связано с именами супругов Лики и раскопками в Олдувайском ущелье.

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ

В 1959 году рядом с костными остатками Зинджантропа бойсова, впоследствии отнесенного к массивным австралопитекам, Лики обнаружил грубые каменные орудия. Искусственность обработки гальки не вызывала сомнений. Неужели сверхмощный зинджантроп с небольшим мозгом австралопитека уже мог работать с камнем? Сомнения были развеяны в 1960 году, когда в нижней части этого же слоя были найдены фрагменты черепа и посткраниального скелета молодого гоминида небольших размеров, но с объемом мозга, превышающем показатели зинджа более чем на 100 см3. Презинджантроп - так назвал свою новую находку Л. Лики; позднее был выделен вид ранних Homo- Homo habilis. До настоящего времени выделение презинджантропа в самостоятельный вид нового Homo вызывает достаточно много возражений. Все последующие находки ранних гоминид, относимых к Homo habilis, демонстрируют сочетание австралопитекоидных черт с « человеческими». Тем не менее, по целому ряду признаков человек умелый существенно превосходил австралопитека.

Развитие мозга. По имеющимся данным, емкость черепа хабилисов в среднем равна 650-680 см3, по сравнению с 450 см3 - у африканских австралопитеков (при сходных показателях массы тела); увеличены лобные и теменные доли; топография и развитие кровеносных сосудов твердой мозговой оболочки также более прогрессивны. Высказывается, что у Homo habilis имеется структурная основа для появления зачатков звуковой речи.

Строение черепа и зубной системы. Для Homo habilis отмечено некоторое расширение черепа за глазницами и в теменно - затылочной области; уменьшение размеров зубов, особенно задних, что характерно для человеческой линии эволюции; уменьшение толщины зубной эмали, хотя сохраняется более быстрое развитие задних зубов(как у современных обезьян).

Строение кисти хабилиса представляет собой интерес в связи с установленной способностью к производству орудий. Структура кисти сочетает некоторые прогрессивные признаки со следами архаичной древесной адаптации. Отмечается значительное расширение ногтевых фаланг, особенно на большой пальце, признак, который свидетельствует об увеличении пальцевых подушек и хорошем развитии осязательного аппарата. Такая прогрессивная морфология говорит об эффективном использовании кисти и пальцев, что подтверждает статус Человека умелого как творца самых первых каменных орудий.

Орудия труда.

ТЕМА:Появление человека разумного.

Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.
Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека
Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное. 

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда
Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему. 

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу