ТЕМА: Реакции отщепления (дегидрирования,
дегидрогалогенирования, дегидратации.Реакции замещения. Реакции изомеризации.Реакция элиминирования (отщепления) В результате реакций отщепления органические молекулы теряют атомы или группы атомов, и образуется новое вещество, содержащее одну или несколько кратных связей. К реакциям элиминирования относятся реакции дегидрирования, дегидратации, дегидрогалогенирования и т.п.: - Дегидрирование – отщепления молекулы водорода:
- Дегидратация – отщепление молекулы воды:
- Дегидрогалогенирования – отщепления молекулы галогеноводородов:
Реакции замещенияВ ходе реакций замещения один атом или группа атомов в начальной молекуле замещается на иные атомы или группы атомов, образуя новую молекулу. Как правило, такие реакции характерны для насыщенных и ароматических углеводородов, например:
Реакции изомеризации и перегруппировка В ходе таких реакций происходит внутримолекулярная перестройка, т.е. переход атомов или групп атомов с одного участка молекулы в другое без изменения молекулярной формулы вещества, участвующего в реакции, например:
ГРУППА 201 ТЕМА: Практическая
работа №3
Тема:Решение экспериментальных задач на идентификацию органических
соединений.Цель работы: научиться различать органические и неорганические вещества. (повторите правила ТБ : Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешения учителя. Запрещается! Запрещается брать вещества руками и пробовать на вкус. При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. При нагревании нужно направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от себя и соседей. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 смᶟ. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если случайно кислота попадет на руки или одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоты следует медленно тонкой струйкой при перемешивании наливать в воду, а не наоборот. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. Остатки вещества не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. Горячую посуду по внешнему виду невозможно отличить от холодной. Прежде, чем взять посуду рукой, убедитесь, что она остыла. В случае термического ожога нужно охладить обожженную поверхность (холодной водой, льдом из холодильника) и обработать противоожоговой мазью или аэрозолем; если ожог сильный – обратитесь к врачу. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стекла от разбитой посуды. Перед работой с опасными химическими реактивами (щелочами, кислотами и др.) составьте план эксперимента, наденьте защитный щиток или очки. При работе со спиртовкой и электронагревательными приборами соблюдайте следующие правила:
Пользуясь спиртовкой, нельзя ее зажигать то другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнет пожар. Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком. Перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя. Если при включении электронагревателя в сеть не происходит нагревание, сообщите об этом учителю. При работе с электронагревателем не допускайте загрязнения спирали накаливания. После окончания работы обязательно отключите электронагреватель от сети.)
Ход работы: Задание 1
С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, ацетата натрия.
Задание 2
С помощью качественных реакций определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия.
Задание 3
С помощью одного реактива определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы: глюкозы, глицерина, белка.
Задание 4
С помощью индикаторной бумажки определите, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы солей: ацетата натрия, нитрат аммония, сульфат калия. Ацетат натрия: лакмусовая бумажка синяя. Нитрат аммония: лакмусовая бумажка красная. Сульфат калия: лакмусовая бумажка не окрашивается. Вывод. |