вторник, 21 декабря 2021 г.

  ВТОРНИК 21.12.21 г.  206, 208, 401, 403

ГРУППА  206 БИОЛОГИЯ 59,60

 ТЕМА: Первые представители рода  Номо.

 Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода  Номо.

Основные этапы эволюции приматов СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 


Первые представители рода Homo

Первым представителем рода Homo многие исследователи считают Homo habilis - Человека умелого, а также Homo rudolfensis Человекарудольфского. Выделение раннего гоминида с видовым названием Homo habilis относится к 1960 году и связано с именами супругов Лики и раскопками в Олдувайском ущелье.

ПЕРВЫЕ НАХОДКИ

В 1959 году рядом с костными остатками Зинджантропа бойсова, впоследствии отнесенного к массивным австралопитекам, Лики обнаружил грубые каменные орудия. Искусственность обработки гальки не вызывала сомнений. Неужели сверхмощный зинджантроп с небольшим мозгом австралопитека уже мог работать с камнем? Сомнения были развеяны в 1960 году, когда в нижней части этого же слоя были найдены фрагменты черепа и посткраниального скелета молодого гоминида небольших размеров, но с объемом мозга, превышающем показатели зинджа более чем на 100 см3. Презинджантроп - так назвал свою новую находку Л. Лики; позднее был выделен вид ранних Homo- Homo habilis. До настоящего времени выделение презинджантропа в самостоятельный вид нового Homo вызывает достаточно много возражений. Все последующие находки ранних гоминид, относимых к Homo habilis, демонстрируют сочетание австралопитекоидных черт с « человеческими». Тем не менее, по целому ряду признаков человек умелый существенно превосходил австралопитека.

Развитие мозга. По имеющимся данным, емкость черепа хабилисов в среднем равна 650-680 см3, по сравнению с 450 см3 - у африканских австралопитеков (при сходных показателях массы тела); увеличены лобные и теменные доли; топография и развитие кровеносных сосудов твердой мозговой оболочки также более прогрессивны. Высказывается, что у Homo habilis имеется структурная основа для появления зачатков звуковой речи.

Строение черепа и зубной системы. Для Homo habilis отмечено некоторое расширение черепа за глазницами и в теменно - затылочной области; уменьшение размеров зубов, особенно задних, что характерно для человеческой линии эволюции; уменьшение толщины зубной эмали, хотя сохраняется более быстрое развитие задних зубов(как у современных обезьян).

Строение кисти хабилиса представляет собой интерес в связи с установленной способностью к производству орудий. Структура кисти сочетает некоторые прогрессивные признаки со следами архаичной древесной адаптации. Отмечается значительное расширение ногтевых фаланг, особенно на большой пальце, признак, который свидетельствует об увеличении пальцевых подушек и хорошем развитии осязательного аппарата. Такая прогрессивная морфология говорит об эффективном использовании кисти и пальцев, что подтверждает статус Человека умелого как творца самых первых каменных орудий.

Орудия труда.

ТЕМА:Появление человека разумного.

Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.
Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека
Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное. 

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда
Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему. 

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу


ГРУППА 208 БИОЛОГИЯ 20,21

ТЕМА: Общие способы получения металлов.

Способы получения металлов обычно разделяют на три типа:
  • пирометаллургические (восстановление при высоких температурах);
  • гидрометаллургические (восстановление из солей в растворах);
  • электрометаллургические (электролиз раствора или расплава).
Пирометаллургически получают (методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур. Оксидные руды и оксиды восстанавливают углем, оксидом углерода (II), более активным металлами (алюминий, магний)): чугун, сталь, медь, свинец, никель, хром и другие металлы.
FeO + C   –> Fe + CO
Fe2O3 + 2Al  –> 2Fe + Al2O3
Гидрометаллургически получают (методы получения металлов, основанные на химических реакциях, протекающих в растворах): золото, цинк, никель и некоторые другие металлы.
CuSO4 + Fe   –>  FeSO4  + Cu
Электрометаллургически получают (выделение металлов из их солей и оксидов под действием электрического тока): щелочные и щёлочноземельные металлы, алюминий, магний и другие металлы.
При разработке технологии получения химических веществ используются законы термодинамики, кинетики, теплотехники, физико-химического анализа и др. Учитываются, естественно, и экономические условия. В случае, если реакция обратима, применяется принцип Ле Шателье:

Если на систему, находящуюся в равновесии, воздействовать извне, то равновесие в системе сместится в сторону той реакции (прямой или обратной), которая приводит к частичной компенсации этого воздействия.

Химические методы применяются и при очистке выбросов, а также сточных вод химических производств.

Общие способы получения металлов

1. Восстановление металлов из оксидов углем или угарным газом

xO+ C = CO2 + Me,

xO+ C = CO + Me,  

 MеxO+ CO = CO2 + Me

Например,

ZnOy+ C t= CO + Zn  

Fe3O4+ 4CO t= 4CO2 + 3Fe  

MgO + C tMg + CO

2. Обжиг сульфидов с последующим восстановлением (если металл находится в руде в виде соли или основания, то последние предварительно переводят в оксид)

стадия – MеxSy+O2=MеxOy+SO2

стадия -  MеxO+ C = CO2 + Me  или   MеxO+ CO = CO2 + Me

Например,

2ZnS + 3O2 t=  2ZnO + 2SO2

MgCO3 t= MgO + CO2

 

Алюмотермия (в тех случаях, когда нельзя восстановить углём или угарным газом из-за образования карбида или гидрида)

xO+ Al = Al2O3 + Me

Например,

4SrO + 2Al t= Sr(AlO2)2 + 3Sr

3MnO2 + 4Al t= 3Mn + 2Al2O3

2Al + 3BaO t= 3Ba + Al2O3 (получают барий высокой чистоты)

4. Водородотермия - для получения металлов особой чистоты

xO+ H2 = H2O + Me

Например,

WO3 + 3H2 t=  W + 3H2O

MoO3 + 3H2 t=  Mo + 3H2O

5. Восстановление металлов электрическим током (электролиз)

А) Щелочные и щелочноземельные металлы получают в промышленности электролизом расплавов солей (хлоридов):

2NaCl расплав, электр. ток. → 2 Na + Cl2

CaClрасплав, электр. ток.→  Ca + Cl2

расплавов гидроксидов:

4NaOH расплав, электр. ток.→  4Na + O2↑ + 2H2O (!!! используют изредка для Na)

Б) Алюминий в промышленности получают в результате электролиза расплава оксида алюминия в криолите Na3AlF6 (из бокситов):

2Al2Oрасплав в криолите, электр. ток.→  4Al + 3 O2

В) Электролиз водных растворов солей используют для получения металлов средней активности и неактивных:

2CuSO4+2H2раствор, электр. ток.    2Cu + O2 + 2H2SO4

Металл, который получают

Способ получения

Щелочные металлы, Ca, Sr

5А

Ba

3

Al

5Б

Fe в виде сплавов

1

Для получения металлов средней активности и неактивных:

ТЕМА:Электролиз растворов и расплавов веществ.

Электролиз растворов и расплавов веществ.

Электролиз – это физико-химический окислительно-восстановительный процесс, протекающий в растворах или расплавах электролитов под  действием электрического тока,  заключающийся в выделении на электродах составных частей растворённых веществ или других веществ - продуктов вторичных реакций на электродах.

процесс на катоде K(-): катион принимает электроны и восстанавливается

процесс на аноде A(+):  анион отдает электроны и окисляется  

  

Электролиз отличается от обычных окислительно-восстановительных реакций. При электролизе полуреакции разделены в пространстве: восстановление происходит только на катоде, а окисление – на противоположном электроде -  аноде.

 

Окислительное и восстановительное действие электрического тока намного сильнее действия обычных химических веществ. Только с помощью тока ученым удалось получить наиболее активные простые вещества – натрий, калий и фтор. Пионером в использовании электрического тока в химии был английский ученый Гемфри Дэви. Подвергая электролизу расплавы различных соединений, он открыл восемь неизвестных до него химических элементов.

Электролиз растворов электролитов

В водных растворах процессы электролиза осложняются присутствием воды, которая проявляет двойственную природу: она может проявлять свойства и окислителя, и восстановителя. На катоде вода может принимать электроны, и тогда атомы водорода в ней будут восстанавливаются до газообразного водорода:

K:2H2O+2eH2+2OH.

На аноде вода может отдавать электроны, при этом атомы кислорода будут окисляться до газообразного кислорода:

 A+:2H2O4eO2+4H+.

Другими словами, при электролизе растворов электролитов (чаще всего солей) на катоде и аноде протекают конкурирующие процессы: катионы металла Me+n конкурируют с катионами водорода H+, а анионы кислотных остатков Ann конкурируют с анионами гидроксильных групп (OH). Рассмотрим подробнее процессы, протекающие на электродах.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ НА КАТОДЕ

На отрицательно заряженном электроде - катоде, происходит восстановление катионов, которое не зависит от материала катода, из которого он сделан, но зависит от активности металла, т.е. от положения металла в электрохимическом ряду напряжения (ЭХР). (Сравниваем окислительную способность, то есть способность принимать электроны, ионов металлов и иона водорода)

Li K Ca Na Mg AlMn Zn Fe Ni Sn PbCu Hg Ag Pt Au

Me+ne¯

2H2O+2e¯=H2­+2OH

Me+n+ne¯=Me0

2H2O+2e¯=H2­+2OH

Me+n+ne¯=Me0

На катоде всегда восстанавливаются молекулы воды

На катоде могут восстанавливаться и ионы металла, и воды

в зависимости от плотности тока, Т и концентрации соли

На катоде всегда восстанавливаются ионы металлов

Если соль образована активным металлом, стоящим в ряду напряжения до марганца, на катоде не восстанавливаются катионы металла, а происходит восстановление воды с выделением газообразного водорода.

Если металл, образующий соль средней активности (после алюминия, но до водорода), то на катоде возможны два конкурирующих процесса: и восстановление воды, и восстановление катионов металла. Преобладание того или иного процесса зависит от плотности тока, температуры и концентрации соли.

Легче всего принимаю электроны неактивные металлы (стоящие в ЭХР после Н), поэтому они легко восстанавливаются на катоде до простого вещества - металла.

Закономерности процессов на аноде

Процесс на положительно заряженном электроде - аноде зависит от материала анода и от природы аниона. При электролизе растворов электролитов на аноде происходит окисление анионов. Образующийся продукт зависит от восстановительной активности аниона кислотного остатка.

 Ряд восстановительной активности анионов (уменьшается). По способности окисляться анионы располагаются в следующем порядке:

J>Br>S2>Cl>OH>SO42>NO3>F

Анод может быть растворимым и нерастворимым (инертным). 

Запомни! 

1. Растворимый анод при электролизе, как правило, растворяется с образованием катионов металла анода.

2. На нерастворимом аноде, если кислотный остаток соли  бескислородный (кроме фторидов!), происходит окисление аниона до простого вещества - неметалла.

3. Если в состав соли входит остаток кислородсодержащей кислоты, то на аноде происходит окисление воды и выделяется кислород. 

ГРУППА 401 ХИМИЯ 24

ТЕМА:

Контрольная работа №1

ПО ХИМИИ

УЧ-СЯ 401 ГРУППЫ

ГБОУ СПО ЛНР "ККА"

ФИО

1)Для приготовления насыщенного раствора поваренной соли надо в 100 г воды растворить 36 г хлорида натрия. Какое количество (моль) поваренной соли будет растворено в 360 г насыщенного раствора? Ответ запишите с точностью до десятых долей. АНАЛОГИЧНАЯ ЗАДАЧА (07.10)

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТЫ

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ НА ДВОЙНОМ ЛИСТКЕ ПРИВЕЗЕТЕ С ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ, А ФОТООТЧЕТЫ ЖДУ НА ПОЧТУ (СМ. ВВЕРХУ)


ГРУППА 403 ХИМИЯ 34,35

ТЕМА: КИСЛОТЫ , ИХ СВОЙСТВА.

ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ВИДЕО И ЗАКОНСПЕКТИРУЙТЕ (ВСЁ О КИСЛОТАХ) ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ О КИСЛОТАХ. А В ЭТОМ ВИДЕО ЗАПИШИТЕ ЗАПИСИ  УЧИТЕЛЯ НА ДОСКЕ , ТОЛЬКО  ФОРМУЛАМИ.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.