Дистанционная система обучения (ПОЛЕЗНАЯ ИНФ.)

 (лекция из курса семинара ..)

Дистанционная система обучения при коронавирусе

Организация дистанционного обучения при коронавирусе

Минпрорсвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Общеобразовательным учреждениям на время карантина рекомендовано проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

Еще один известный сайт - «Московская электронная школа». Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики имеют возможность проверить свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, прорешать контрольные и тесты. Платформа удобно тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.

Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников первого - пятого классов.

Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они смогут проверить, успешно ли школьники усвоили материал. Большим плюсом является то, что пользоваться сервисом очень просто.

Сайт Учи.ру ( поможет наиболее безболезненно перевески обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.

Сбербанком была создана Платформа новой школы, которая поможет выстроить дистанционный учебный процесс с максимальной эффективностью.

Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.

Специальная система «Маркетплейс образовательных услуг» открывает бесплатный доступ к учебной литературе, интерактивным образовательным материалам, электронным книгам, а также обучающим курсам и видео. В наполнении платформы участвуют ведущие российские компании. Среди них - «1С», «Яндекс», «Скайенг», ортал «Учи.ру», издательство «Просвещение» и многие другие.

Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru открыли бесплатный доступ к своим платформам. Причем важно отметить, что занятия проводят преподаватели ведущих вузов России, среди которых МГУ, Высшая школа экономики, МФТИ и другие.

Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут ис пользовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».

Кроме того, ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.

Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.

Нельзя обойти стороной телеканал Мособртв, где в режиме прямой трансляции моно увидеть уроки и школьное расписание.

Старшеклассников может заинтересовать профориентацинный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.


Лекция "Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов"

Введение

Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций. Теперь Интернет стал главной площадкой безбарьерного общения людей, которые могут находиться на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.

Необходимость средств для удаленных коммуникаций педагоги часто недооценивают, особенно те, кто уже привык к традиционному "поучительному" методу преподавания. Но даже в этих условиях у студентов все равно всегда была потребность в постоянном общении и обсуждении материала на семинарах, в совместной работе над домашними заданиями. К сожалению, двадцать лет назад, когда большая часть современных специалистов были еще школьниками, были существенные ограничения в цифровых средствах связи. Обмениваться учебными материалами можно было только с помощью копировального аппарата, но это устройство было непозволительной роскошью в обычных семьях. Для многих постоянная виртуальная активность до сих пор так и осталась дикостью или уделом юнцов.

С тех пор произошел глобальный технологический переворот в сфере коммуникационных технологий, и интернет прочно вошел в нашу жизнь. Раньше главным препятствием перед безграничным общением было расстояние и время. Сейчас же можно мгновенно обменяться необходимыми для обучения файлами, задать виртуально вопрос, не дожидаясь консультации преподавателя, или удаленно сдать домашнее задание. Единственным барьером на пути безграничного общения теперь является наша техническая безграмотность и неосведомленность.

Сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что наиболее универсальным инструментом общения и самыми популярными сервисами, удерживающими внимание большей части активной Интернет-аудитории, являются программы для удаленных коммуникаций. Нас же интересует тот факт, что подобные сервисы — это мощный инструмент для организации взаимодействия студентов и преподавателей, их участия в профессиональных сообществах.

В данном методическом пособии ставится цель познакомить с некоторыми Интернет-ресурсами, которые могут быть полезны преподавателям и студентам, и изучить возможные подводные камни при их использовании в сфере образования.

Список сокращений и определений

LMS (Learning Management System) - система управления обучением, которая используется для разработки и распространения учебных онлайн- материалов с обеспечением совместного доступа.

Аватарка — графическое представление пользователя в виртуальном мире. Может быть двухмерным изображением в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т.п. или трехмерной моделью в виртуальных мирах и многопользовательских онлайн-играх.

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Группа — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение "равноправных" пользователей на основе общих интересов.  Группа является является обособленным типом сообществ, т.к. открыта только для людей, зарегистрированных в данной социальной сети.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Паблик (публичная страница) — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение пользователей вокруг какого-то лидера (бренда, кумира, официальной организации и т.п.). Паблик открыт для незарегистрированных пользователей и может находиться в поисковой выдаче.

Репост — это повторная публикация какого-либо сообщения в пределах одной системы.

Стена — это часть страницы профиля или сообщества, на которой все желающие или те, кому открыт доступ, могут размещать свои посты, изображения, музыку и видео. Стена имеет свои настройки приватности, поэтому можно четко определить, кто и какую информацию может на ней видеть и оставлять. Функционирует стена так, что свежие записи всегда показываются вверху, а устаревающие постепенно сворачиваются в ленту.

Хэштег — это слово или словосочетание со знаком # впереди. Хэштег служит для указания темы заметки и для облегчения поиска заметок со схожей тематикой как по всем новостям, так и по новостям определенного сообщества.

Черный список — список пользователей, которые по каким-либо причинам признаны недружественными по отношению к группе, сообществу или другим пользователям сети. Администратор может внести этих пользователей в "черный список", закрыв для них доступ к новостям группы, комментариям и т.п.

Вы, вероятно, знакомы и с инструментами, которые предоставляют различные LMS для повышения качества и эффективности образовательного процесса. В данных системах есть возможность не только обмениваться материалами и проводить удаленный контроль, но и общаться во время работы, обучаться в режим онлайн. Но в то же время, нельзя не заметить, что студенты проводят гораздо больше времени в социальных сетях или за интернет-серфингом, чем в специально разработанных системах дистанционного обучения. О том, из-за чего это происходит, можно спорить долго, но это не главное. Всеобщий доступ в Интернет позволил нам познакомиться с новыми типами социальных взаимодействий. Пора, наконец, начать учиться не с 8.00 до 18.00 пять дней в неделю, а всегда, каждую минуту. Когда система образования будет полностью интегрирована в нашу жизнь, а особенно в социальные сети и игры, тогда мы сможем вырваться на новый уровень развития. Но пока электронное обучение с использованием новых технологий является для нас инновационным методом.

В последнее время, «инновации» стали по-настоящему модным словом. Многие компании буквально сотворили революцию и выводят качество своей продукции на новый уровень, модернизируют свою бизнес-модель. Много информации можно найти и о том, как модернизировать процесс преподавания и обучения. Однако, прежде чем начать воплощать свои или чужие идеи в жизнь, стоит задуматься: инновации должны технически улучшить и ускорить процесс получения знаний или вывести образовательный процесс на новый качественный уровень? В данном руководстве мы хотим познакомить с инновационными для сферы образования инструментами, которые смогут улучшить именно качественную сторону процесса.

Специфика сферы образования такова, что к ней всегда будут предъявляться особые требования, ведь усилия системы направлены на людей. Поэтому наряду с технологическим прогрессом в образовательной сфере важен так же и процесс ее гуманизации. Главной целью системы образования является, конечно, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся  мире. Поэтому необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы он развивал потенциальные возможности человека, помогал найти себя и развивать свои таланты в профессиональной и социальной сфере. Ведь во время работы в интернете учащийся может не только получать новые знания, но и активно практиковать полезные коммуникативные навыки благодаря взаимодействию с другими членами профессиональных онлайн-сообществ.

В современных условиях свободы слова и права на получение и распространение информации общество должно научиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным для себя эффектом. Телевидение и интернет активно участвуют в процессе становления общественного сознания, ежесекундно возрастает скорость информационных процессов, а развитие средств обработки и передачи информации идет вперед семимильными шагами. Мы стали свидетелями становления нового типа общества – информационного общества. Теперь система средств массовой коммуникации обеспечивает новую и эффективную связность элементов общества, его жизнедеятельность и психологию, и надо воспользоваться этим инструментом в образовательных целях.

Проблема эффективности современного образовательного процесса обусловлена наличием ряда противоречий. С одной стороны, растет поток информации, которую должны воспринимать обучающиеся. С другой стороны, обучающиеся часто имеют очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Поэтому главной задачей процесса информатизации системы образования можно назвать превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно  новых результатов образования. Необходимо стремиться к тому, чтобы осознанный процесс получения и усвоения новых знаний стал для нас привычным и был успешно интегрирован в нашу повседневную жизнь и досуг.

В постоянно изменяющихся условиях современного мира целью инновационной деятельности в образовании должно стать качественное изменение учащегося как личности. Развитие умения самостоятельно ориентироваться в потоках информации и мотивировать себя на полезные виды деятельности, формирование творческого подхода к решению проблем – навыки, которые должен получить человек, закончивший учебное заведение. В условиях формирования глобального информационного общества нельзя не заметить, что система образования будет адекватна уровню его развития только в том случае, если будет основываться не только на технологических и организационных нововведениях, но и на изменениях «по существу». Пробуя различные передовые и нестандартные образовательные подходы на практике, мы даем студентам курс на опережающее развитие, отвечающее в перспективе интересам общества, данной личности и потенциальных работодателей.

В реализации таких целей преподавателям могут помочь социальные сети и блоги, программы для видеочата и видеоконференций, системы для 3D- коммуникаций, облачные сервисы и множество других инструментов, которые можно использовать для модернизации очного учебного процесса, а так же для создания теоретической базы онлайн-курса при смешанном или электронном обучении. Мы надеемся, что изучение данного пособия станет толчком к использованию систем интернет-коммуникаций в образовании.

До недавних пор самым распространенным сервисом для удаленных коммуникаций людей была электронная почта. Конечно, она не теряет своей актуальности и по сей день, но у нее всегда был, есть и остается один очень существенный недостаток − затрудненная возможность общаться с человеком в режиме реального времени. После того, как вы отослали адресату свое письмо, вы можете лишь ждать и надеяться на скорый ответ. К счастью, прогресс не стоит на месте и сейчас существует множество различных способов поддерживать связь с удаленными в физическом плане от вас людьми. Сделаем краткий обзор подобных ресурсов, из которых можно выбирать необходимый по приоритетам индивидуальных предпочтений и поставленных целей.

Социальные сети

Социальная сеть − это платформа, онлайн-сервис или сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

В целом, принцип работы различных сетей очень схож - во многих из них есть стена профиля и новостная лента, возможность проводить голосования и опросы, создавать фотоальбомы и отмечать знакомых на фото, вести личную переписку и обмениваться файлами. Конечно, у каждой из них есть и свои особенности, которые, как правило, и влияют на выбор пользователем конкретной социальной сети (большинство людей наиболее часто использует лишь одну).

  • Facebook (facebook.com) – социальная cеть с самым большим в мире количеством пользователей, однако в России она не является самой популярной. Из-за "перегруженного" интерфейса у нас ее в основном предпочитают продвинутые пользователи, бизнесмены, программисты, маркетологи и другие представители IT-индустрии. Facebook создавалась как сеть для общения и других коммуникаций, но там нет функционала для выкладывания медиа-контента, что объясняется особенностями законодательства США.
  • ВКонтакте (vk.com) – прямой российский аналог сети  Facebook. Там можно встретить человека абсолютно любого возраста, но, конечно, категория «до 25 лет» занимает в ней самый значительный процент. Функционал сети очень широк и разнообразен, поэтому она привлекает и прагматичных пользователей, которые кроме самовыражения и общения часто используют данную сеть для быстрого и удобного распространения и получения информации.
  • Twitter (twitter.com) – социальная сеть, основной функцией которой является обмен короткими статусами (твиттами). Активные пользователи данной сети, если исключить рекламных агентов компаний, в большинстве своем являются людьми зависимыми от социума и контактов с ним. Данная аудитория пытается быть в курсе всех самых последних новостей, независимо от их полезности и реальной ценности. Жестких возрастных рамок не существует, но по большей части в данной сети редко можно встретить человека старше 45 лет.
  • Google (plus.google.com) – наиболее ориентированная на мужчин социальная сеть от самого известного поискового гиганта. Мужчины составляют 70% от общего объема пользователей. Несмотря на насмешки журналистов из сферы IT, что данная сеть является «городом призраком», Google имеет огромную аудиторию, насчитывающую более 40 миллионов пользователей в США. Это больше, чем у TwitterGoogle получила большую популярность среди любителей новых технологий и творческих личностей, потому что сайт адаптирован под размещение визуального контента больших размеров, и этот процесс легко интегрируется с другими популярными продуктами Google, как Gmail, поиск, HangoutsGoogle Диск и другими.

Помимо социальных сетей, которые в большей степени содержат "развлекательный" контент, есть так же сети специально созданные для объединения профессиональных сообществ. Самой популярной в данной сфере можно назвать сеть LinkedIn (linkedin.com/russkiy), которой свыше 225 миллионов людей пользуются для поиска и установления деловых контактов.

Профессиональные социальные сети можно успешно использовать  для поиска ваших "коллег" по научным интересам и обмена актуальными в академической среде новостями.


Программы для видеочата и видеоконференций

Видеоконференция – это один из способов общения, который позволяет общаться группам людей путем передачи между ними изображения и звука от всех участников (или только от их части).

Выделяют четыре основных типа видеоконференций: видеозвонок, симметричная групповая (многоточечная), селекторное совещание и веб- конференция.

Видеозвонок – самый простой вид видеоконференций, который  позволяет двум участникам видеть и слышать друг друга, а также обмениваться различной информацией с помощью специальных технических средств.

Групповая видеоконференция (симметричная) – видеоконференция, проходящая одновременно между тремя и более участниками. В данном типе конференций каждый участник может видеть и слышать всех участников,  также как и его могут видеть и слышать все участники. Такие конференции чаще всего обеспечиваются средствами видеосервера, представляющего собой мост, обеспечивающий связь между несколькими видеоисточниками, в  качестве которых могут выступать терминалы или шлюзы видеоконференцсвязи. Сервера для видеоконференций могут быть как программными, так и программно-аппаратными.

Селекторное совещание – видеоконференция,  проходящая одновременно с большой аудиторией участников. В данном типе конференций присутствуют 3 роли: Ведущий, Докладчик и Выступающий из зала. Каждый участник видит и слышит только Ведущего, Докладчика и Выступающего и  при этом сам может быть Докладчиком или Выступающим.

Вебинар – видеоконференция, используемая для организации живых встреч или презентаций по сети Интернет. Каждый участник такой видеоконференции сидит за своим персональным компьютером и подключен к другим участникам конференции по технологии клиент-сервер через сеть Интернет. В качестве клиента используется приложение, заранее установленное на компьютер (WebExOnWebinarCOMDI), или веб-приложение (WebExOnWebinarCOMDI). Во время вебинара происходит вещание видео одного участника (ведущего) всем остальным с возможностью получения обратной связи. Существует множество программных продуктов, которые могут помочь вам провести вебинар. Они могут отличаться друг от друга возможностью скачивать прошедший вебинар, количеством участников, качеством трансляции, тарифами, настройками "доски" для рисования, форматом поддерживаемых файлов и т.д.

Область применения видеоконференций огромна, и сфера образования не стала исключением, потому что именно видеоконференция максимально приближена к реальному, живому общению. Ведь у видеосвязи, в сравнении с другими видами коммуникации, есть одно очень значительное преимущество - за счет визуализации собеседника повышается уровень лояльности и симпатии к партнеру.

Лекция "MOODLE"

Moodle

Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать: 

  1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
  2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций. 
  3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий.  Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов. 
  4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр. 

Официальный сайт системы - http://www.moodle.org/

Moodle в современном образовании

Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle.

Moodle можно использовать для организации:
  1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
  2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
  3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle.
Система Moodle может обеспечить:
  1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
  2. Прочное усвоение знаний
  3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
  4. Индивидуализацию обучения
  5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия

Преимущества системы дистанционного обучения Moodle.

Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.

Еще одним важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью.

Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с СДО.

Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.

Основные возможности Moodle:
  • система реализует философию "Педагогики социального конструкционизма" (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);
  • на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;
  • система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;
  • система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;
  • система требует только одну базу данных;
  • список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;
  • дистанционные курсы могут быть категаризированы;
  • возможен поиск по дистанционным курсам;
  • особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;
  • большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.
Основные функциональные возможности Moodle

Управление сайтом.

  • управление сайтом осуществляет администратор;
  • конфигурация сайта осуществляется, как во время установки, так и уже когда система дистанционного обучения Moodle развернута;
  • при необхъодимости можно настроить цвета, шрифты, расположение объектов на страницах сайта;
  • при необходимости можно расширить функциональные возможности системы дистанционного обучения Moodle с помощью дополнительных модулей;
  • использование языковых пакетов позволяет осществить локализацию системы дистанционного обучения Moodle для любой страны и любого языка;
  • использование открытого кода позволяет внести любые необходимые изменения в функционал системы.

Управление пользователями.

  • допускается несколько способов регистрации пользователей: саморегистрация, ручная регистрация администратором, использование LDAP и т.д.
  • система дистанционного обучения Moodle обеспечивает возможность автоматического напоминания паролей пользователям (пароль направляется пользователю посредством электронной почты);
  • в рамках системы дистанционного обучения Moodle реализованы все необходимые механизмы защиты от несанкционированного доступа;
  • информация о слушателях хранится в профайлах. Слушатели могут наполнять свой профайл информацией по своему усмотрению;
  • для назначения слушателям курсов в системе дистанционного обучения Moodle используется гирокий диапозон инструментов: ключ назначения дистанционного курса, ручное назначение, и т.д.;
  • для управления правами пользователей в системе дистанционного обучения Moodle используются роли;
  • права пользователей могут назначаться на разлибные объекты, например на дистанционные курсы.


Управление курсами.

  • по умолчанию преподаватель имеет полный контроль над свойствами курса (возможности преподавателя могут быть ограничены администратором);
  • для организации курсов могут быть использованы различные форматы. Например, SCORM-формат, формат на основе топиков и т.д.;
  • для каждого курса могут быть созданы индивидуальные настройки;
  • система дистанционного обучения Moodle предлагает большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д.
  • в обязательно порядке сохраняются последние изменения в курсе с момента последней авторизации пользователя;
  • для каждого курса отслеживается полная информация по успеваемости слушателя;
  • система дистанционного обучения Moodle интегрирована с почтовыми системами. В результате информация от преподавателя к слушателям и наоборот может передаваться по электронной почте;
  • дистанционные курсы могут быть запакованы в один ZIP-пакет с использованием функции Backup;
  • элементы дистанционных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, могут быть импортированы из других курсов.

Взаимодействие пользователей.

  • чат;
  • блог;
  • форум;
  • вики.


Лекция "MOODLE"

Курс

Дистанционные курсы

Основным средством обучения, используемым в системе дистанционного обучения Moodle, являются дистанционные курсы. 
Система дистанционного обучения Moodle предоставляет инструменты для разработки дистанционных курсов. 

Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle могут включать в себя:

  • ресурсы - теоретические материалы для изучения, которые автор дистанционного курса размещает в разделах курса. Ресурсы могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Система дистанционного обучения Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов дистанционного курса широкий диапозон форматов электронных документов;
  • активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами в основном понимает организацию общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.);
  • задания - задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов);
  • рабочая тетрадь - письменная контрольная работа или реферат. Преподаватель дает задание, слушатель дистанционного обучения должен внести ответ и может изменять его в течение некоторого времени;
  • опрос - механизм, позволяющий задать студентам вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос можно узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу;
  • база данных. Элемент база данных может быть использован для:
    • совместного накапливания статей, книг, гиперссылок и т.д.;
    • демонстрации созданных слушателями дистанционного обучения фотографиями, плакатами и т.д.
    • предоставления слушателям дистанционного обучения места для хранения файлов;
    • и т.д.
  • семинар - вид занятий, где слушатели дистанционного обучения должны оценивать результаты работы других слушателей дистанционного обучения;
  • урок - вид занятий, где учебный материал может выдаваться по частям. В конце части учебного материала можно задавать вопросы, в зависимости от результата которых направлять слушателя дистанционного обучения по определенной траектории;
  • тесты - основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle.

Основные требования, предъявляемые к Дистанционным курсам
  • Содержание ДК должно быть разработано на основе учебного плана соответствующей образовательной программы и отвечать требованиям ФГОС по направлению, а также соответствовать рабочей программе. 
  • ДК должен полностью обеспечивать учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ДК должно быть «замкнутым», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения. 
  • Все компоненты ДК выполняются в едином стиле и дизайне. 
  • Обучающие учебные материалы должны быть логично структурированы, обязательно разбиение материалов на отдельные модули, разделы, темы. Т.е., ДК должен адекватно отражать структуру курса (дисциплины), четко определять, какие именно разделы/темы/модули, и в какой последовательности должны быть изучены, каким образом разделы/темы/модули взаимосвязаны между собой. 
  • Обучающие учебные материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки. 
  • Структура ДК и формат его представления должны быть открытыми для расширения и добавления новых компонентов, редактирования и модификации имеющихся разделов.
Требования к содержанию блоков Дистанционного курса

Дистанционный курс включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный: 

Инструктивный (организационный) блок. 

В данном блоке делается презентация курса и раскрываются особенности организации его изучения. Обязательные элементы: 

  • методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ДК в целом и по каждому модулю); 
  • методические указания к самостоятельной работе студентов (по ДК в целом и по каждому модулю); 
  • критерии оценки (для ДО это рейтинг-план дисциплины);
  • график обучения, (включает в себя: план-график событий дистанционного курса, время проведения семинаров, вебинаров, постановки заданий, время ответов на задания и выставления оценок, время ответов на вопросы анкет и т.п.). 

В организационном блоке допускается публикация материалов в виде прикрепленных файлов (pdf-файлы) и страниц.

Информационный блок. 

Включает теоретический материал по всем разделам курса, выносимым на зачет или экзамен (согласно УМК). Информационный блок должен быть логически структурирован и разбит на темы. Каждая тема должна раскрываться в отдельном файле или ином элементе курса. 

Обязательные элементы: 

  • теоретическая часть (учебная информация, разбитая на модули): теоретический материал курса, разбитый то темам; 
  • практическая часть (практикум): задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения (тренинги), рефераты; 
  • список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации (ссылки на внешние источники). 

Рекомендуемые элементы: 

  • глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине); 
  • хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины); 
  • видео/аудио лекции и т.п.

Коммуникативный (коммуникационный) блок. 

В данном блоке решаются задачи педагогического общения, которое реализуется в «эпистолярном» жанре, т. е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально (словесно), как на очном семинаре. Общение базируется на использовании электронной почты, форумов, чатов или реализуется в различных формах электронных занятий (вебинар и т.п.). 

Обязательные элементы: 

  • новостной блок; 
  • форум (консультации off-line); 
  • чат (консультации on-line). 

Рекомендуемые элементы: 

  • анкеты, опросы, кроссворды и материалы учебно-игрового плана; 
  • семинар, вебинар; 
  • страницы коллективных знаний WiKi.

Контрольный блок. 

Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть данного блока составляют в основном задания для текущего и рубежного контроля и итоговые тесты. 

Обязательные элементы: 

  • сборник заданий по всем видам контроля: домашнее задание, контрольная работа и т.п.; 
  • тесты для промежуточного (текущего или рубежного) контроля, 
  • допуск-контроль: итоговое тестирование и/или подведение итогов.

Лекция "MOODLE"

Виды общения в курсе ДО

Виды общения в курсе ДО

Способы общения

Примеры и характеристики

Преимущества

Недостатки

Форумы

Обсуждение наиболее актуальных проблем дистанционного курса

Охват всех участников курса

Можно прочитать сообщение и ответить, когда удобно

Затраты времени на написание и чтение

Не все, что обсуждается в одинаковой мере важно для всех участников обсуждения

Чаты

Обсуждение важных вопросов в режиме реального времени

Можно получить немедленный ответ

Сообщения стилистически не выверены

Опасность отклонения от темы

Информация не структурирована

Переписка

Можно конфиденциально  обменяться сообщениями с любым участником курса

Скорость обмена информации

Быстрый ответ

Результат обсуждения проблем неизвестен другим участникам курса


ФОРУМ

Форум - используется для организации дискуссии, которые группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого освоения основных задач, над которыми работает группа. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

В рамках системы вам могут встретиться форумы разных типов:

  • стандартный форум: состоит из неограниченного числа тем для обсуждений и сообщений в темах;
  • простое обсуждение: состоит из одной темы, обычно используется для того, чтобы сфокусировать обсуждение на одной теме;
  • каждый открывает одну тему: каждый участник обсуждения может начать только одну тему, участие в открытых темах не ограничивается;
  • форум вопрос-ответ: в этом типе форума темы может создавать только преподаватель, учащийся увидит ответы других участников только тогда, когда сам ответит на вопрос, поставленный в теме.

Форумы, как и любые деятельностные элементы, могут располагаться в любом модуле курса, а также в некоторых блоках.

Пользователь системы дистанционного обучения Moodle может подписаться на форум и получать сообщения в случае если в нем произошли какие-либо изменения.

ЧАТ

Чат позволяет многим пользователям одновременно общаться между собой.

Чат является удобным средством организации взаимодействия преподавателя и слушателей дистанционного обучения. Общение с помощью чата осуществляется в режиме реального времени. 


СООБЩЕНИЯ

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям возможность обмена сообщениями.

Для организации общения пользователь системы дистанционного обучения Moodle формирует собственный список собеседников. Для поиска пользователей системы дистанционного обучения Moodle предусмотрен соответствующий механизм. Найденного человека соответственно можно добавить в список собеседников. Возможен также поиск по текстовым сообщениям.

Система обмена сообщениями Moodle предоставляет пользователю возможность просмотреть историю обмена сообщениями с определенными пользователями. 

Получить доступ к страницам обмена сообщениями можно разными способами, например:

  • из блока «Обмен сообщениями», воспользовавшись одноименной ссылкой;
  • со страницы своего профиля, воспользовавшись кнопкой «Обмен сообщениями».

Страница обмена сообщениями содержит 3 вкладки: «Собеседники», «Искать» и «Настройки».


ВИКИ

Система дистанционного обучения Moodle содержит элемент Вики, позволяющий пользователям системы вести совместную работу над документами. Данную возможность целесообразно использовать при проведении обучения в случае если группа слушателей дистанционного обучения выполняет общее задание. Каждый слушатель может внести изменения в документ, которые он считает необходимыми.

Вики сохраняет все версии документа, которые при необходимости могут быть востановлены.

АНКЕТЫ

Инструментом получения обратной связи от слушателей дистанционного обучения Moodle является использование анкет. Необходимо отметить, что изменить перечень вопросов в анкетах, существующих в системе дистанционного обучения Moodle нельзя, что делает данное средство крайне неудобным.

Тест

ТЕСТ

Тест позволяет разработчику создавать базы вопросов как для самопроверки обучающихся, так и для организации промежуточного и итогового опросов.

Типы тестов:

  • с несколькими вариантами ответов;
  • с одним правильным ответом;
  • с выбором верно/неверно;
  • предполагающие короткий текстовый ответ, числовой ответ; вопросы на сопоставление;
  • вопросы со вписываемыми ответами в тексте на месте пробелов;
  • вычисляемый вопрос.

Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы заново в этом же курсе (или в других).

Обучающимся можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается.

Общие требования к тестовым заданиям могут быть сформулированы следующим образом:

Тестовые задания должны:

  • соответствовать содержанию учебного материала;
  • быть составленными с учетом соответствующих правил;
  • быть проверены на практике (апробированы);
  • быть ясными испытуемому.
Типы тестовых заданий в технологиях ДО

Альтернативные ответы
Важным признаком дистанционного обучения является то, что обучение происходит 
на расстоянии, т.е. обучающийся и преподаватель разделены территориально
Да                Нет


Одиночная выборка
Преподаватели в системе дистанционного обучения называются
+ тьюторы
- инструкторы
- учителя


Множественная выборка
Контроль знаний обучающихся в системе дистанционного обучения осуществляется через:
- переписку преподавателя и обучающегося по электронной почте
+ систему тестов
+ систему практических заданий и творческих работ
+ через участие обучающихся в форумах

Восстановление последовательности
При конструировании курса дистанционного обучения должна следующая последовательность его разработки
(определите нужную последовательность)

Создаются тестовые задания 
Подбирается основная информация
Формулируются вопросы для обсуждения на форуме                                      


Восстановление соответствия
Найдите соответствие между технологией дистанционного обучения и ее описанием

1Кейс-технологииАЭта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников
2Компьютерные сетевые технологииБДанная группа технологий основана на формировании образовательного пространства с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных
3технологии использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данныхВДанная группа основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов предоставляемых обучаемому, при этом существенная роль отводиться очным занятиям

Свободного изложения
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные _______________________________________________________


Дополнения
Контроль знаний обучающихся в системе дистанционного обучения осуществляется через:


систему практических заданий и творческих работ
систему тестов
через участие обучающихся в форумах
_________________________________
_________________________________


Работа с календарем

Для удобства пользователя системы дистанционного обучения Moodle в интерфейс системы может быть добавлен блок Календарь.

В календаре выделяется сегодняшняя дата, а также цветом выделяются даты, на которые запланированы определенные события.
Пользователи системы дистанционного обучения Moodle могут самостоятельно вносить в календарь собственные события. 

При внесении информации о событиях в рамках дистанционного курса, данное событие отобразится во всех календарях пользователей системы дистанционного обучения Moodle, зарегистрированных на данный дистанционный курс. Также можно зарегистрировать события, которые появятся в календарях всех пользователей системы дистанционного обучения Moodle.

Для каждого события можно указать его уровень:

  • событие пользователя;
  • событие группы;
  • событие курса;
  • событие сайта.

Также пользователь системы дистанционного обучения Moodle может создавать повторяющееся событие.

При наступлении события пользователь системы дистанционного обучения Moodle получит соответствующее сообщение.

Использование HTML-редактора WYSIWYG

Система дистанционного обучения Moodle имеет встроенный HTML-редактор WYSIWYG, который используется для редактирования полей, содержащих текст и графику.

HTML-редактор системы дистанционного обучения Moodle может отображаться в двух режимах: обычном и полнофункциональном. Полнофоункциональный режим отличается от обычного наличием кнопок для форматирования таблиц.

Использование HTML-редактора интуитивно понятно и поэтому не вызовет у пользователя системы дистанционного обучения Moodle никаких затруднений.

Работа с профилем пользователя

Для того чтобы попасть на страницу редактирования своего профиля, вам необходимо перейти по ссылке, содержащей ваше имя и фамилию.

Такие ссылки размещаются практически на всех страницах

  • В правом верхнем углу,
  • На всех страницах внизу – «Вы зашли под именем <Имя Фамилия>»,
  • В блоке «Пользователи на сайте»,
  • На странице «Участники курса» (ссылка «Участники», блок «Люди»)
Тест начатПятница, 29 Октябрь 2021, 23:22
СостояниеЗавершенные
ЗавершенПятница, 29 Октябрь 2021, 23:30
Прошло времени7 мин. 9 сек.
Баллы13,00/15,00
Оценка8,67 из 10,00 (87%)
Отзыв

Поздравляем!
Электронный сертификат размещается на странице «Результаты» еженедельно не позднее воскресенья, размещаются данные
о пройденном онлайн-семинаре в период с пятницы (22:01 по МСК) по пятницу (до 22:00 по МСК) .

Электронный вариант будет доступен для скачивания бесплатно


Вопрос 1

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Видеозвонок это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 2

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Селекторное совещание это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 3

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Групповая видеоконференция (симметричная) это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 4

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Вебинар это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 5

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Аватарка это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 6

Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Репост это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 7

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Блог это ….
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 8

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Хэштег это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 9

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Массовая коммуникация это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 10

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Стена это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 11

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Группа это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 12

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Паблик (публичная страница) это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 13

Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

«Тематическое сообщество» ВКонтакте это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 14

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Сообщество «Бренд или организация » ВКонтакте это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв

Вопрос 15

Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос

Текст вопроса

Сервис «Google Документы»- это…
Выберите один ответ:
 

Отзыв



Комментариев нет:

Отправить комментарий