понедельник, 19 сентября 2022 г.

ПОНЕДЕЛЬНИК 19.09.22 Г. 501,408,308

  ПОНЕДЕЛЬНИК 19.09.22 Г. 501,408,308

Здравствуйте, уважаемые студенты, заведите, пожалуйста тетрадь для конспектов по химии, другую- по биологии, записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что  всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту rimma.lu@gmail.com  . Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы

моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

ГРУППА 501 ХИМИЯ 5,6


ТЕМА 5:  Закон Авогадро и следствия их него.

Закон Авогадро : В равных объемах любых газов, взятых при одинаковых условиях, содержится одинаковое число молекул.

Из закона Авогадро вытекают два следствия:

  • Одинаковое число молекул любых газов при одинаковых условиях занимают одинаковый объем.
     
  • Относительная плотность одного газа по другому равна отношению их молярных масс.

Число Авогадро – число частиц в моле любого вещества; N A = 6,02∙10 23 моль –1.

Молярный объем – объем моля любого газа при нормальных условиях; равен 22,4 л∙моль –1.

Молярная масса (M) – масса одного моля вещества, численно совпадающая с относительными массами атомов, ионов, молекул, радикалов и других частиц, выраженных в г∙моль –1.

Закон Авогадро и следствия их него.

ТЕМА 6 : Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы.

Посмотрите объяснение и запишите то.что записано на доске



Найдите молекулярную массу серной кислоты:   Н2SO4

ГРУППА 408 ХИМИЯ 7,8

ТЕМА 7: Получение и примене­ние альдегидов.


Посмотрите видео и выполните краткие записи.

ТЕМА 8: Ацетон представитель кетонов. Строе­ние молекулы. Применение.

Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение

Кетоны – органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу, соединенную с двумя углеводородными радикалами.

Общие формулы:   R2C=O,  R–CO–R'  или 


      R, R' = алкил, арил


 Ацетон (пропанон-2, диметилкетон) СН3СОСН3, летучая бесцветная жидкость с характерным запахом. Смешивается с водой и органическими растворителями, например эфиром, метанолом, этанолом, сложными эфирами. Незначительное количество ацетона, образующееся в организме человека в результате метаболических реакций, выводится вместе с мочой. У больных диабетом следы ацетона можно обнаружить во выдыхаемом воздухе.


Применение

Ацетон является ценным растворителем, использующимся в лакокрасочной промышленности, в производстве искусственного шелка, кинопленки, бездымного пороха. Он служит также исходным сырьем при производстве метакриловой кислоты, метилметакрилата (производство небьющегося органического стекла), метилизобутилкетона и др.

ГРУППА 308 ХИМИЯ 9

ТЕМА 9Практическая работа №8: Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

  • ПРОЧИТАЙТЕ, ПРОСМОТРИТЕ видео (ПО ВЫПЛЫВАЮЩИМ ССЫЛКАМ) И ЗАПИШИТЕ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СКОРОСТЬ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ. А затем оформите практическую работу.(см.ниже в жёлтом выделении)

  • На уроке проводятся эксперименты, демонстрирующие зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Из материалов данного урока вы узнаете, как влияют на скорость химической реакции степень измельчения, концентрация и природа веществ, а также температура и наличие катализатора.



    • Изучение влияния природы кислоты

    В одну пробирку наливаем раствор соляной кислоты, а в другую – столько же уксусной (примерно одинаковой концентрации). Одновременно помещаем в них по грануле цинка. В обеих пробирках протекает реакция замещения с выделением водорода:

    Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

    Zn + 2CH3COOH = Zn(CH3CОО)2 + H2

    В пробирке с уксусной кислотой водород выделяется с меньшей скоростью. Это можно объяснить тем, что уксусная кислота обладает меньшими кислотными свойствами по сравнению с соляной кислотой.

    • Изучение влияния природы металла

    В две пробирки нальем одинаковое количество соляной кислоты и одновременно поместим в них по кусочку металлов разной природы: цинка и магния. Уравнения данных реакций:

    Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

    Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

    Реакция соляной кислоты с магнием протекает с большей скоростью, так как интенсивнее выделяется водород. Магний – более активный металл, чем цинк (магний стоит в ряду напряжений левее цинка). Рис. 1.

    Результаты опыта по взаимодействия цинка (слева) и магния (справа) с соляной кислотой

    Рис. 1. Результаты опыта по взаимодействия цинка (слева) и магния (справа) с соляной кислотой

    ОПЫТ № 2. ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

    • Изучение влияния степени измельчения вещества (поверхности соприкосновения реагирующих веществ).

    В две пробирки нальем примерно по 2 мл раствора медного купороса. Одновременно поместим в одну пробирку кусок железной проволоки, а в другую – железный порошок. В обеих пробирках протекает реакция замещения в соответствии с уравнением:

    Fe + CuSO4 = FeSO+ Cu↓

    О протекании реакции замещения между сульфатом меди (II) и железом можно судить по выделению из раствора вещества красно-бурого цвета – меди. Признаки реакции быстрее появились в пробирке с порошком железа, т. к. порошок железа имеет большую площадь поверхности соприкосновения с раствором медного купороса. Мы видим, что измельчение вещества приводит к повышению скорости реакции.

    Результаты опыта по взаимодействия железного гвоздя и железного порошка с раствором CuSO4

    Рис. 2. Результаты опыта по взаимодействия железного гвоздя и железного порошка с раствором CuSO4

    ОПЫТ № 3. ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ КОНЦЕНТРАЦИИ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ

    В две пробирки поместим по 2 гранулы цинка и осторожно прильем растворы уксусной кислоты: в первую пробирку – 9%-ный уксус, а во вторую – 70%-ную кислоту. Реакция протекает быстрее в той пробирке, в которой больше концентрация уксусной кислоты.

    ОПЫТ № 4. ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ

    В две пробирки с соляной кислотой одинаковой концентрации добавим по 1 грануле цинка. Одну из пробирок поместим в стакан с горячей водой. Наблюдаем, что при нагревании скорость выделения водорода увеличивается. Скорость реакции зависит от температуры, при которой она проводится.

    ОПЫТ № 5. ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ УЧАСТИЯ КАТАЛИЗАТОРА

    На дно стакана нальем 3%-ный раствор перекиси водорода. Пероксид водорода – очень непрочное вещество и легко разлагается на воду и кислород:

    2H2O2 = 2H2O + O2↑.

    При обычных условиях реакция разложения пероксида водорода протекает медленно, признаков реакции (т. е. выделения пузырьков газа) мы не наблюдаем. Добавим в стакан с перекисью водорода немного черного порошка оксида марганца (IV). Наблюдаем интенсивное выделение пузырьков газа. Внесем в стакан тлеющую лучинку – она разгорается, следовательно, выделяющийся газ – кислород. Почему при внесении в стакан оксида марганца скорость реакции увеличилась? Дело в том, что оксид марганца является катализатором реакции разложения пероксида водорода. Катализатор, участвуя в реакции, ускоряет ее, но сам в ней не расходуется.

    Разложение пероксида водорода под действием катализатора MnO2

    Рис. 3. Разложение пероксида водорода под действием катализатора MnO2

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
    ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

    Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

    Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

    Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

    Ход работы:

    Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

    Ø  Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.  Никогда не берите вещества руками.

    Ø  Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку.

    Ø  В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

    Ø  Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

    Ø  Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим  количеством проточной воды.

    Ø  Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

    Ø  Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.

    Ø  Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.

    Ø  При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие  пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа. 

    Ø  Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

    Ø  Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

    Ø  Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом  руководстве по проведению каждого опыта.

    Ø  Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

    Ø  Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.

    Ø  После работы приведи порядок на рабочем месте.

    ХОД РАБОТЫ.

    Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

    Описание эксперимента

    Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

    Уравнения реакций

    Вывод

    Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

    Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан  - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

    Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

    Мg + 2HCl → MgCl2 +H2

    Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

    Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

    Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

    Опыт 2. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

    В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

    В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

    Zn H2SO4 → ZnSOH2

    Чем выше концентрация  реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

    Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

    В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

    Выделение газа  идет быстрее в пробирке с порошком железа.

    Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

    Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

    Опыт 4. Влияние температуры.

    В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

    Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

       

    СuO H2SO4  CuSOH2O

    При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и  скорость химической реакции.

    Опыт 5. Влияние катализатора.

    В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

    В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

       

    2Н2О2 

    2Н2О + О2

    Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

    Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры,  от присутствия катализаторов.