среда, 19 мая 2021 г.

19.05.21 г.208, 305, 203

ГРУППА 208

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО БИОЛОГИИ

Вариант I

1.  Приспособленность организмов к среде  называют:

а)  адаптацией             б)  изменчивостью    

в)  эволюцией             г)  наследственностью

2.  Перечислите уровни организации жизни,  начиная  с  низшего:

а)  клеточный                     б)  организменный            

в)  экосистемныйг)  молекулярный            

д)  тканевыйе)  органный

ж)  популяционно-видовойз)  биосферный

3.   Обмен  веществами  и  энергией  с окружающей  средой  начинается  на уровне:

а)  атомов                г)  органовб)  клеток                д)  тканей    в)  молекул  

4.   Элементарной  единицей  живого принято  считать:

а)  молекулу         г)  ткань  б) атом         д) орган    в)  клетку

5.  Термин биология первым стал использовать знаменитый  … естествоиспытатель  Жан-Батист  Ламарк  в …  году.

а)  английский              д)  1602

б)  австрийский            е)  1702

в)  немецкий              ж)  1802

г)  французский           з)  1902

6.  Общая  биология    наука,  изучающая:

а)  все  явления  природы               б)  строение  растений  и  животных

в)  функционирование  растений  и животных

г)  основные  закономерности  живой природы

7.  Важнейшие органические соединения:

а)  липиды                г)  углеводы              

б)  белки                   д)  биоэлементы

в)  вода                       е)  нуклеиновыекислоты

8.   Найдите  синоним  слову жиры:

а)  белки    в)  липиды

б)  углеводы  г) нуклеиновые кислоты

9. Какой элемент особенно необходим  для  щитовидной  железы?

а) F         б) Cl  в) J     г) Br

10.Сколько  процентов  воды  содержит  головной  мозг  человека?

а) 10     б) 20     в) 40     г) 85

11. В  молекуле  воды  связи  между атомами  водорода  и  кислорода  называются:

а)  водными      д)  ковалентными  полярными        б)  водородными          

в)  кислородными  е)  ковалентными неполярнымиг)  ионными       

12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря  катионам:

а)  кальция               в)  магния              б)  калия                    г)  натрия

13.  Сколько различных аминокислот входит  в  состав  белков?

а)  8        б)  20      в)  300      г)  более  500

14.   Инсулин    это  ...  (укажите  все подходящие  пункты).

а)  мономер              д)  гормон

б)  полимер              е)  фермент

в)  полипептид        ж)  белок

г)  радикал              з)  аминокислота

15.  Для  образования  в  организме

молекулы  белка  необходимо:

а)  большое  количество  аминокислот б)  определенные  ферменты

в)  разнообразные  пептидные  связи г)  большое  количество  времени

16.  Что  правильно?

а)  в  клетках  растений  белков  больше,  чем  углеводов

б)  в  молоке  содержится  весь  набор разных  аминокислот

в)  цистеин    аминокислота,  содержащая  атом  серы

г)  гидрофобные  участки  белка  располагаются  на  поверхности

17.  Кератин — это белок, из которого состоят  перья,  когти,  копыта,  рога. Такие  белки  являются:

а)  глобулярными    в)  нерастворимыми

б)  фибриллярными г) растворимыми

18.  Какую функцию выполняют ферменты?

а)  защитную              д) каталитическую         б)  регуляторную    е)  транспортную

в)  сигнальную      ж)  запасающую             г)  структурную    з)  двигательнуюи)  энергетическую

19. Химическое название пищевого сахара:

а)  глюкоза     г)  мальтоза      б)  сахароза      д)  галактоза       в)  фруктоза         е)  лактоза

20.  Мономеры нуклеиновых кислот:

а) молекулы рибозы           б)  молекулы  дезоксирибозыв)  нуклеотиды

г)  азотистые  основания          д)  остатки  фосфорной  кислоты

е)  молекулы  пентозы             ж)  аденин, гуанин,  цитозин,  урацил

з)  аденин,  гуанин,  цитозин,  тимин

21.  Если  в  одной  нити  у  молекулы  ДНК  есть  последовательность ЦААГ,  то  в  комплементарной  нити  ей  соответствует:

а) ГУУЦ            в) ГТТЦ          б)  АГЦА            г)  УТТГ

22.  Термин клетка впервые  употребил:

а) Гук        г) Шванн        б)  Левенгук         д)  Шлейден         в)  Броун           е)  Вирхов

23. Органеллы делятся на две большие  группы:

а)  ядерные  и  безъядерныеб)  мембранные  и  немембранные

в)  прокариотическиеиэукариотическиег)  клеточные  и  неклеточные

24.  Пиноцитозом  называют:

а)  поглощение  бактерий лейкоцитами

б)  поглощение  бактерий  амебами

в)  проникновение  капель  жидкости через  мембрану

г)  слияние  в  клетке  маленьких пузырьков  в  один  большой

25.  Источником  энергии  для  клетки  может  служить:

а)  кислород            в)  липидыб)  углеводы            г)  белки

26.  Расположите  по  порядку  периоды  жизни  клетки:

а)  анафаза              г)  профазаб)  метафаза            д)  интерфаза           в)  телофаза  

27. Биологическая сущность мейоза  заключается  в  том,  что:

а) появляется возможность кроссинговера  хромосом

б)  возникает  возможность  появления  уникальных  организмов

в)  образуются  гаметы  с  уменьшенным  вдвое  набором  хромосом

г)  формируются  два  типа  гамет  — мужские  и  женские

28.   Генетика  изучает:

а)  законы  изменчивости  живых  организмов

б)  материальные  основы  наследственности  и  изменчивости

в)  законы  наследственности  живых организмов

г) законы появления новых признаков  у  животных  и  растений

29.  Закончите  смысловой  ряд:хромосома    ген      .

а)  триплет         б)  участок  ДНК        в)  азотистое  основаниег)  нуклеотид

30. Коровы дают молоко, поскольку только  у  них  есть  гены,  которые:

а)  отвечают  за  его  образование

б)  проявляются   у женских  особей

в)  способны  к  кроссинговеру

г)  контролируют  его  синтез  в  гомозиготном  состоянии

 ГРУППА 305, 203

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Образование Земли

Наша планета сформировалась около 4,5 млрд. лет назад из звёздной пыли и газа. Со временем верхний слой планеты уплотнился и стал остывать. Горячая мантия поддерживает тепло до сих пор, не давая Земле превратиться в глыбу льда.

Долгое время планета находилась в безжизненном состоянии. Атмосфера была наполнена различными газами и не содержала кислорода. Благодаря выбросу большого количества пара из недр Земли и гравитации стали образовываться плотные облака. Интенсивные дожди способствовали возникновению Мирового океана, в котором зародилась жизнь.

Кислород появился в атмосфере с появлением первых фотосинтезирующих организмов – цианобактерий.

Этапы развития

Жизнь на Земле связана с геологическими эонам и эрами. Эон – это крупный отрезок геологической истории, объединяющий несколько эр. В свою очередь эры подразделяются на периоды. Для каждой эры и периода характерно индивидуальное развитие животного и растительного мира, которое часто зависело от климата, состояния земной коры, подземной деятельности.

Период

Условия неживой природы

Развитие растительного мира

Развитие животного мира

Архейская эра (4,6 – 2,7 млрд. лет)

Катархей

Эоархей

Палеоархей

Мезоархей

Неоархей

Преобладание суши над морем; бассейны мелководья с пониженной соленостью; слабое расчленение рельефа; нет климатического обособления; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода

Появление многоклеточности полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли (ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные (ветвь животного мира)

Этапы возникновения жизни:

1 этап – Образование в водах океана из неорганических веществ органических в результате действия ультрафиолетовой радиации, грозовых разрядов и химических реакций

2 этап – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты концентрируются — образуют коацерваты, действующие как открытые системы, способные к росту

3 этап – В результате соединения и взаимодействия коацерватов с нуклеиновыми кислотами образуются живые существа — пробионты (протоклетки), способные к самовоспроизведению

4 этап – Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы — бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые)

Протерозойская эра (2,7 – 0,57 млрд. лет)

 

На суше - каменная пустыня (жизнь -только в воде), начинает формироваться почва, в атмосфере начинается накопление кислорода за счет жизнедеятельности бактерий

1. Ядерные организмы – появление ядерных автотрофных фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом — среда обитания животных

2. Многоклеточные организмы – прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли.

3. Органные организмы – прогрес. усложнение тела животных (хордовые бесчерепные)

Палеозойская эра (570 млн. лет)

Кембрий (530–490млн.лет)

Суша бесплодна и пустынна

Расцвет водорослей

Широкое распространение морских беспозвоночных - трилобитов (древних членистоногих), медуз, плече-ногих

Ордовик (490–442млн.лет)

Суша оставалась не обжитой, но появились первые лишайники

Выход на сушу лишайников

Основными обитателями морей были членистоногие (откладывали икру на суше), также были головоногие, кишечнополостных, иглокожих, кораллов, губок и других беспозвоночных

Силур (442–418млн.лет)

Продолжается горообразование; моря теплые, преобладают над сушей *

Первые наземные растения (псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие опред. функцию

Выход беспозвоночных на сушу (паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных - щитковых

Девон (418–353млн.лет)

Климат сухой, континентальный; на суше - высокие горы, моря теплые

Псилофиты исчезают, появляются споровые растения -папоротники, хвощи, плауны.

В морях господствуют рыбы - челюстные, панцирные, кистеперые, двоякодышащие

Каменноугольный (353–290млн.лет)

Происходит опускание материков, много заболоченными пространств; климат теплый и очень влажный, в атмосфере много кислорода и углекис. газа. В конце периода было значительное похолодание - вымирание многих видов.

Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников

Появление первых земноводных - стегоцефалов

Пермь (290–248млн.лет)

Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают

Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений (голосеменные)

Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление пресмыкающихся, развитие насекомых, кистеперых рыб и акул

Мезозойская эра (230 млн. лет)

Триасовый пер. (248–200млн.лет)

Резкоконтинентальный теплый климат, вулканическая деятельность

Развитие голосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб

Юрский пер. (200–140млн.лет)

Наступление морей на сушу; климат мягкий и теплый

Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных

Расцвет пресмыкающихся; появление археоптерикса (первоптицы); процветание головоногих моллюсков

Меловой пер. (140–65млн.лет)

Отступление морей; климат теплый, в конце похолодание

Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных

Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих

Кайнозойская эра (67 млн. лет)

Палеоген (65–24млн.лет)

Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трех географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона

Господство покрытосеменных

Бурный расцвет насекомых

Неоген (24–2,6млн.лет)

Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее - приматов

Антропоген (2,6млн. лет – наши дни)

Неоднократное оледенение северного полушария

Окончательное формирование современного растит. мира

Животный мир принял современный облик. Значимое событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homosapiens.

_______________

Источник информации:

1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л. Богданова —М.: 2012.