Здравствуйте, уважаемые студенты, записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту rimma.lu@gmail.com Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)
Моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
СПРАВА НАХОДИТСЯ АРХИВ- ТАМ СМОТРИМ ДАТУ И ГРУППЫ
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ:
Пн. 15.05: -,506,-,403
Вт. 16.05:403,-
Ср. 17 .05: 506,-,-, 508
Чт. 18.05: -,-, 508
Пт. 19.05: -,-,-,-
ГРУППА 508 БИОЛОГИЯ 55,56
ТЕМА:Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№3 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов».
- увеличение численности особей;
- расширение ареала;
- увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
- двусторонняя симметрия тела;
- сквозной кишечник;
- трахейное дыхание у членистоногих;
- лёгочное дыхание у позвоночных;
- альвеолярные лёгкие;
- четырёхкамерное сердце;
- два круга кровообращения;
- теплокровность.
- возникновение фотосинтеза;
- формирование тканей;
- возникновение листа, стебля, корня;
- появление семени;
- образование цветка и плода.
- разные типы листьев и стеблей у растений;
- разное строение цветков у растений;
- видоизменения побега растений;
- разные клювы у птиц;
- разная форма тела и окраска рыб;
- разные типы ротовых аппаратов насекомых.
- упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
- редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
- редукция головы у двустворчатых моллюсков;
- исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
- редукция листьев у паразитических растений.
- снижение численности особей в систематических группах;
- сужение ареала;
- уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Лабораторная работа № 3 по биологии .
Тема: Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).
Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.
Ход работы
1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
Таблица 1. Ароморфозы растений
растение | Органы растения |
Ламинария | Слоевище, ризоиды. |
Папоротник орляк | Корень, стебель, листья, споры. |
Сосна крымская | Корень, стебель, листья, семена. |
Лютик ползучий | Корень, стебель, листья, цветки, семена. |
Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.
Ароморфозы растений:
- появление корня;
- разделение тела на стебель и листообразные пластинки;
- возникновение оплодотворения, не связанного с водой;
- возникновение семенных зачатков;
- возникновение семени;
- возникновение хвои;
- появление шишки – видоизменённого побега;
- появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);
- появление способности к опылению насекомыми.
Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.
Таблица 2. Идиоадаптации у насекомых
Отряд насекомых | Части тела | Конечности | Крылья | Ротовой аппарат |
двукрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара хорошо развита, задняя пара - жужжальца | Лижуще-сосущий (муха), колюще-сосущий (комар). |
чешуекрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев, покрытых чешуйками | Сосущий (бабочка), грызущий (моль). |
прямокрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара – надкрылья, задняя пара – широкие перепончатые крылья. | Грызущий (кузнечик). |
Идиоадаптации – это прогрессивные, но незначительные эволюционные изменения.
Идиоадаптации у насекомых проявляются в различном строении ротовых аппаратов. Появление большого разнообразия видов насекомых – следствие их эволюционного развития по пути идиоадаптаций.
Вывод: в результате идиоадаптаций насекомые приспосабливались к среде обитания, образовывались новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса. Уровень организации организмов не изменялся.
ТЕМА: Контрольная работа.
1. Приспособленность организмов к среде называют:
а) адаптацией б) изменчивостью
в) эволюцией г) наследственностью
2. Перечислите уровни организации жизни, начиная с низшего:
а) клеточный б) организменный
в) экосистемный г) молекулярный
д) тканевыйе) органный
ж) популяционно-видовой з) биосферный
3. Обмен веществами и энергией с окружающей средой начинается на уровне:
а) атомов г) органов б) клеток д) тканей в) молекул
4. Элементарной единицей живого принято считать:
а) молекулу г) ткань б) атом д) орган в) клетку
5. Термин биология первым стал использовать знаменитый … естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк в … году.
а) английский д) 1602
б) австрийский е) 1702
в) немецкий ж) 1802
г) французский з) 1902
6. Общая биология — наука, изучающая:
а) все явления природы б) строение растений и животных
в) функционирование растений и животных
г) основные закономерности живой природы
7. Важнейшие органические соединения:
а) липиды г) углеводы
б) белки д) биоэлементы
в) вода е) нуклеиновыекислоты
8. Найдите синоним слову жиры:
а) белки в) липиды
б) углеводы г) нуклеиновые кислоты
9. Какой элемент особенно необходим для щитовидной железы?
а) F б) Cl в) J г) Br
10.Сколько процентов воды содержит головной мозг человека?
а) 10 б) 20 в) 40 г) 85
11. В молекуле воды связи между атомами водорода и кислорода называются:
а) водными д) ковалентными полярными б) водородными
в) кислородными е) ковалентными неполярнымиг) ионными
12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря катионам:
а) кальция в) магния б) калия г) натрия