СРЕДА . 22.09.21 г. 406, 403, 408, 206
ГРУППА 406 ХИМИЯ
ТЕМА: Электронные конфигурации атомов химических элементов. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ПЕРВОЕ ВИДЕО (ПОВТОРЕНИЕ) И ВТРОЕ ВИДЕО.ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ВЫ СУМЕЕТЕ ЛЕГКО СПРАВИТЬСЯ С ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТОЙ.
Лабораторная работа№1.
«Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева».
Цель: изучение s, p,d, f элементов на основании их положения в Периодической системе, моделирование Периодической системы.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, рисунки строения s, p,d, f элементов.
Ход работы:
- Строение s, p,d, f элементов и их положение в Периодической системе.
Существует 4 типа орбиталей : s, p,d, f .
s – орбитали имеют сферическую форму;
p- орбитали имеют форму гантели;
d – орбитали имеют форму листа клевера;
f – орбитали – форму шести лепестного цветка.
Каждую орбиталь могут занимать 2 электрона. Следовательно, максимальное число электронов, которые могут находиться на первом уровне равно двум.
N=2 n2 ,
где n-номер энергетического уровня, N-максимальное число электронов на этом уровне. На втором -8 ( 2 – на s – орбитали и 6 на р- орбитали). На третьем - 18 электронов (2 на s, 6 на р, 10 на d и 14 на f). В зависимости от того, на какую орбиталь отправлен последний электрон, химические элементы можно разделить на семейства (блоки): s, p,d, f .
К s-элементам относятся элементы I и II групп главных подгрупп, а также гелий.
К р- элементам относятся элементы III и VIII групп главных подгрупп.
К d- элементам относятся элементы побочных подгрупп.
К f - элементам относятся лантаноиды и актиноиды.
Деление Периодической таблицы на блоки.
s- облако р-облако d -облако
Задание:
1) Написать электронную формулу атома кислорода, магния и фосфора.
2) К каким элементам они относятся и где располагаются в Периодической таблице Д.И. Менделеева?
3) Какое максимальное количество электронов может находиться в IV периоде таблицы Д.И. Менделеева?
4) Сделайте вывод.
ГРУППА 403 ХИМИЯ
ТЕМА:Определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Массовую долю элемента выражают в долях от единицы или в процентах:
ω(Э) = m (Э) / Мr(в-ва) (1)
ω% (Э) = m(Э) · 100%/Мr(в-ва)
Как правило, для расчетов массовой доли элемента берут порцию вещества, равную молярной массе вещества, тогда масса данного элемента в этой порции равна его молярной массе, умноженной на число атомов данного элемента в молекуле.
Так, для вещества АxВy в долях от единицы:
ω(A) = Ar(Э) · Х / Мr(в-ва) (2)
Из пропорции (2) выведем расчетную формулу для определения индексов (х, y) в химической формуле вещества, если известны массовые доли обоих элементов и молярная масса вещества:
Х = ω%(A) · Mr(в-ва) / Аr(Э) · 100% (3)
Разделив ω% (A) на ω% (В) , т.е. преобразовав формулу (2), получим:
ω(A) / ω(В) = Х · Ar(А) / У · Ar(В) (4)
Расчетную формулу (4) можно преобразовать следующим образом:
Х : У = ω%(A) / Ar(А) : ω%(В) / Ar(В) = X(А) : У(В) (5)
Расчетные формулы (3) и (5) используют для определения формулы вещества.
Если известны число атомов в молекуле вещества для одного из элементов и его массовая доля, можно определить молярную массу вещества:
Mr(в-ва) = Ar(Э) · Х / W(A)
РЕШЕНИЕ:
Mr (H2SO4) = 1 · 2 + 32 + 16 · 4 = 98
Для этого численное значение массы элемента (с учетом индекса) делят на молярную массу вещества:
ω(Н) = 2 : 98 = 0,0204, или 2,04%;
ω(S) = 32 : 98 = 0,3265, или 32,65%;
ω(О) = 64 : 98 =0,6531, или 65,31%
РЕШЕНИЕ:
Mr( Al2O3) = 27 · 2 + 16 · 3 = 102
ω(Al) = 54 : 102 = 0,53 = 53%
ω(O) = 48 : 102 = 0,47 = 47%
ГРУППА 408 ХИМИЯ
ТЕМА: Классификация органических соединений.
СОСТАВЬТЕ КОНСПЕКТ ПО ПРОСМОТРЕННОМУ ВИДЕО: СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ И ЗАПИСЫВАЙТЕ СХЕМЫ, ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА ЭКРАНЕ УЧИТЕЛЕМ ДО 7 МИНУТЫ, СЛЕДУЮЩУЮ ЧАСТЬ СХЕМЫ ИЗУЧИМ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ.ГРУППА 206 БИОЛОГИЯ
ТЕМА: Обмен веществ. Фотосинтез.
ПРОЧИТАЙТЕ, РАССМОТРИТЕ РИСУНКИ, СОЗДАЙТЕ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ,МОЖНО ЧЕРТИТЬ СХЕМЫ,ГДЕ ЭТО НАДО.
Обязательным условием существования любого организма является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов химических реакций, происходящих в клетках. Клетка постоянно находится в движении – цитоплазма перемещается, увлекая за собой органоиды и включения, активно работают рибосомы и митохондрии, совершается множество химических превращений. Все живые организмы, существующие на Земле, представляют собой открытые системы, характеризующиеся способностью активно обмениваться с окружающей средой веществами и энергией. Из окружающей среды в клетку поступают различные вещества, а из клетки в окружающую среду удаляются ненужные продукты обмена – происходит обмен веществ, или метаболизм (Рис. 1).
Питательные вещества используются организмами в качестве источника атомов химических элементов (прежде всего атомов углерода), из которых строятся либо обновляются все структуры. В организм, кроме питательных веществ, поступают также вода, кислород, минеральные соли.
Поступившие в клетки органические вещества (или синтезированные в ходе фотосинтеза) расщепляются на строительные блоки – мономеры и направляются во все клетки организма (Рис. 2). Часть молекул этих веществ расходуется на синтез специфических органических веществ, присущих данному организму. В клетках синтезируются белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие вещества, которые выполняют различные функции (строительную, каталитическую, регуляторную, защитную и так далее).
Другая часть низкомолекулярных органических соединений, поступивших в клетки, идет на образование АТФ, в молекулах которой заключена энергия, предназначенная непосредственно для выполнения работы.
Энергия необходима для синтеза всех специфических веществ организма, поддержания его высокоупорядоченной организации, активного транспорта веществ внутри клеток, из одних клеток в другие, из одной части организма в другую, для передачи нервных импульсов, передвижения организмов, поддержания постоянной температуры тела (у птиц и млекопитающих) и для других целей.
Обмен веществ (метаболизм) – совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности.
В ходе превращения веществ в клетках образуются конечные продукты обмена, которые могут быть токсичными для организма и выводятся из него (например, аммиак). Таким образом, все живые организмы постоянно потребляют из окружающей среды определенные вещества, преобразуют их и выделяют в среду конечные продукты.
В зависимости от общей направленности процессов выделяют катаболизм и анаболизм.
Анаболизм (ассимиляция) – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток, этот процесс имеет второе название – пластический обмен.
Фотосинтез: 6Н2О + 6СО2 → С6Н12О6 + 6СО2 ↑
Сюда можно отнести, например, фиксацию азота и биосинтез белка, синтез углеводов из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза, синтез полисахаридов, липидов, нуклеотидов, ДНК, РНК и других веществ. Анаболизм является созидательным этапом обмена веществ, он всегда осуществляется с потреблением энергии и с участием ферментов.
Катаболизм (диссимиляция) – совокупность реакций, в которых происходит распад крупных органических молекул до простых соединений с одновременным высвобождением энергии.
Катаболизм обеспечивает энергией все процессы, протекающие в клетке, и имеет второе название – энергетический обмен.
Дыхание: С6Н12О6 + 6СО2 → 6Н2О + 6СО2 + АТФ
При разрыве химических связей молекул органические соединения энергии высвобождаются и запасаются главным образом в виде молекул аденозинтрифосфорной кислоты – АТФ, универсального источника энергии у всех живых организмов (Рис. 3).
По своей химической природе АТФ является мононуклеотидом и состоит из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединенных между собой макроэргическими связями. Выделение энергии в клетке происходит при отделении одного из фосфорных остатков от молекулы АТФ, разрыв этой связи высвобождает 7,3 килокалории, тогда как при разрыве химических связей других соединений энергии выделяется в три-четыре раза меньше. При этом образуется молекула аденозиндифосфата – АДФ, с двумя фосфорными остатками. Она легко может восстановиться до АТФ, присоединив один остаток фосфорной кислоты или отдать еще один фосфорный остаток и превратиться в аденозинмонофосфат – АМФ (Рис. 4).
Переход АТФ в АДФ и обратно – это основной механизм выработки энергии в клетке. Отщепление от АТФ и АДФ фосфорного остатка приводит к выделению энергии, а присоединение к АМФ и АДФ фосфорного остатка приводит к накоплению энергии.
ТЕМА:ФОТОСИНТЕЗ.
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в зелёных растениях. Фотосинтез создал всю массу растений на Земле и обогатил атмосферу кислородом.
Как питается растение?
Раньше люди были уверены, что все вещества для своего питания растения берут из почвы. Но один опыт показал, что это не так.
В горшок с землёй было посажено дерево. При этом измерили массу и земли, и дерева. Когда через несколько лет снова взвесили то и другое, оказалось, что масса земли уменьшилась всего на несколько граммов, а масса растения увеличилась на много килограмм.
В почву вносили только воду. Откуда же взялись эти килограммы растительной массы?
Из воздуха. Все органические вещества растений созданы из углекислого газа атмосферы и почвенной воды.
Энергия
Животные и человек питаются растениями, чтобы получить энергию для жизни. Эта энергия содержится в химических связях органических веществ. Откуда она там?
Известно, что растение не может нормально расти без света. Свет и является энергией, с помощью которой растение строит органические вещества своего тела.
Не важно какой это свет, солнечный или электрический. Любой луч света несёт энергию, которая становится энергией химический связей и как клей удерживает атомы в больших молекулах органических веществ.
Где идёт фотосинтез
Фотосинтез проходит только в зелёных частях растений, а точнее, в особых органах растительных клеток – хлоропластах.
Хлоропласты являются разновидностью пластид. Они всегда зелёные, т. к. содержат вещество зелёного цвета – хлорофилл.
Хлоропласт отделён от остального объёма клетки мембраной и имеет вид зёрнышка. Внутреннее пространство хлоропласта называется стромой. В ней и начинаются процессы фотосинтеза.
Хлоропласты являются как бы фабрикой, на которую поступает сырьё:
- углекислый газ (формула – СО₂);
- вода (Н₂О).
Вода поступает из корней, а углекислый газ – из атмосферы через особые отверстия в листьях-устьица. Свет является энергией для работы фабрики, а полученные органические вещества – продукцией.
Сначала производятся углеводы (глюкоза), но впоследствии из них образуется множество веществ разнообразных запахов и вкусов, которые так любят животные и люди.
Из хлоропластов полученные вещества транспортируются в разные органы растения, где откладываются в запас, либо используются для процессов жизнедеятельности.
Реакция фотосинтеза
В общем виде уравнение фотосинтеза выглядит так:
СО₂(углекислый газ) + Н₂О(вода) = органические вещества(глюкоза) + О₂ (кислород)
Зелёные растения входят в группу автотрофов (в переводе – «сам питаюсь») – организмов, которым для получения энергии не нужны другие организмы.
Основная функция фотосинтеза – создание органических веществ, из которых строится тело растений.
Выделение кислорода – побочный эффект процесса.
Значение фотосинтеза
Роль фотосинтеза в природе чрезвычайно велика. Благодаря ему создан весь растительный мир и озоновый экран нашей планеты.
Благодаря фотосинтезу растения:
- являются источником кислорода для атмосферы;
- переводят энергию солнца в доступную для животных и человека форму.
Жизнь на Земле стала возможной при накоплении достаточного количества кислорода в атмосфере. Ни человек, ни животные не смогли бы жить в те далёкие времена, когда его не было, или было мало.
Какая наука изучает процесс фотосинтеза
Фотосинтез изучают разные науки, но больше всего ботаника и физиология растений.
Ботаника – это наука о растениях и, поэтому изучает его как важный жизненный процесс растений.
Наиболее подробно изучает фотосинтез физиология растений. Учёные-физиологи определили, что этот процесс сложный и имеет стадии:
- световую;
- темновую.
Это значит, что фотосинтез начинается на свету, но заканчивается в темноте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий