ТЕМА:Происхождение человека.Ближайшие «родственники» человека среди животных.
ТЕМА: Основные этапы эволюции приматов
Все современные люди принадлежат к одному биологическому виду Homosapiens — человек разумный. Из полутора миллионов видов животных, известных науке, только человеку присущи во всей полноте такие свойства, как сознание, речь, абстрактное мышление. Развитие этих свойств человеческой психики в сочетании с трудовой деятельностью способствовало возрастанию роли социальных отношений в эволюции человека, обеспечивших ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, способность заселить практически все регионы Земли и выйти в Космос.
Осознавая свою уникальность, люди издавна пытались объяснить свое происхождение. Эти попытки породили множество легенд, верований и сказаний. Развитие науки, ископаемые останки, обнаруженные за последнее столетие, позволили ответить на многие вопросы, касающиеся происхождения человека. Сегодня известно, как выглядели предки человека, где и когда они впервые появились, в каком направлении эволюционировали. Тем не менее многое в истории возникновения и эволюции человека остается неясным.
Приступая к научному объяснению происхождения человека, следует помнить, что любой биологический вид является по-своему уникальным. Степень уникальности вида определяется тем, насколько сходны с данным видом его ближайшие родственники из числа ныне живущих организмов, тем, какое количество родственных форм вымерло ранее, а также тем, насколько уникальными были процессы, имевшие место в эволюции данного вида.
Молекулярные, цитогенетические и сравнительно-анатомические исследования показывают, что в современной природе наиболее близкими человеку являются два вида шимпанзе. Далее в этой системе родства следуют горилла и орангутан. По критериям зоологической систематики человека и перечисленных человекообразных обезьян относят к отряду приматов.
Данные сравнительной анатомии. Во внешнем облике, в строении и расположении внутренних органов человека и человекообразных обезьян много общего. Имеющиеся анатомические различия между этими организмами менее значительны, чем между человекообразными и остальными обезьянами, и связаны они прежде всего с разницей в способе передвижения.
В связи с прямохождением таз человека превратился в опору для позвоночника, который стал более массивным в своей нижней части и приобрел S-образный изгиб. Большое затылочное отверстие переместилось в нижнюю часть черепа. Изменились пропорции конечностей. Стопа утратила хватательную способность. Кисть, напротив, стала более развитой, чем у обезьян. Вслед за изменениями скелета изменилось положение внутренних органов.
Цитогенетические данные. Диплоидное число хромосом у всех крупных человекообразных обезьян равно 48. У человека диплоидный набор представлен 46 хромосомами. Два плеча второй хромосомы человека соответствуют двум разным хромосомам обезьян (12-й и 13-й у шимпанзе, 13-й и 14-й у гориллы и орангутана). Вторая хромосома человека возникла в ходе эволюции в результате слияния двух негомологичных хромосом, имевшихся у общего предка человека и человекообразных обезьян и сохранившихся у последних вплоть до настоящего времени. Другие различия кариотипов касаются структуры отдельных хромосом и обусловлены главным образом произошедшими инверсиями их участков.
Данные молекулярной биологии. Последовательности аминокислот многих гомологичных белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99%. Следствием этого являются близость групп крови, взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания.
Важным открытием в области молекулярной биологии явилось установление постоянства скорости эволюции некоторых белков. Говоря об эволюции белка, подразумевают замены одних нуклеотидов на другие в гене, кодирующем этот белок. Скорость эволюции белка выражается в числе нуклеотидных замен, происходящих за единицу времени (млн лет). Если функция белка является очень специфичной и давно сложившейся, то такой белок эволюционирует в разных филогенетических линиях организмов приблизительно с постоянной скоростью. Этот факт позволяет оценить степень родства, а также установить последовательность и время дивергенции биологических видов. Примером таких белков служат белки — переносчики электронов в митохондриях.
Данные биологии развития. У детенышей шимпанзе есть признаки, свойственные человеку. С возрастом эти признаки у шимпанзе утрачиваются. Как и у людей, у детенышей шимпанзе тело покрыто редкими волосами. У них относительно крупный мозг (в сравнении с массой тела), защищенный выпуклым черепом. Кости черепа тонкие, не имеют сильно выраженных надглазничных валиков и затылочных гребней. Челюсти в меньшей степени выступают вперед, зубы небольшие. Затылочное отверстие расположено под средней частью черепа. Детеныши шимпанзе в возрасте до 3 лет способны гораздо лучше передвигаться на задних конечностях, чем взрослые особи.
Дивергенция человека и человекообразных обезьян на молекулярном и хромосомном уровнях выражена очень слабо. Если руководствоваться только молекулярно-биологическими и цитогенетическими данными, то человека и шимпанзе можно считать представителями одного рода. Тем не менее, огромные различия в поведении и деятельности, а также существующие морфологические различия заставили систематиков отнести человека и человекообразных обезьян не только к разным родам, но и к разным семействам. По-видимому, за те примерно 6—8 млн лет, которые прошли с момента дивергенции этих видов, человек эволюционировал чрезвычайно быстро в отношении морфологии и поведения, тогда как его молекулярная эволюция шла обычными темпами.
Антропогенез – наука, которая изучает основные этапы эволюции человека. Согласно
палеонтологическим данным,
примерно 30-35 млн лет назад от примитивных древних насекомоядных млекопитающих
отделилась группа, от которых произошли приматы.
От приматов отделилась одна ветвь, от которой произошли предки человекообразных
обезьян – парапитеки.
Эти небольшие группы животных вели древесный образ жизни, питались насекомыми и
растениями. В дальнейшем от парапитеков произошли гиббоны и орангутанги, а также вымершая
ветвь древесных обезьян – дриопитеки.
Примерно 25 миллионов лет назад произошло значительное изменение в человеческом роду.
Дриопитеки разделились на две абсолютно независимые ветви, которые и стали
основополагающими для такого понятия как основные этапы эволюции человека.
Одна ветвь (понгиды) осталась жить на деревьях, а вторая (гоминиды) спустилась на землю.
В развитии гоминид выделяют пять основных этапов.
Первый из них – стадия протантропа, которая проходила примерно 9 миллионов лет назад.
В это время выделяется особая группа прямоходячих – австралопитеки. Они стали основной
переходной формой от обезьян к человеку.
В это же время австралопитеки начинают активно осваивать первые орудия труда, которыми
становятся обычные палки, кости убитых животных и камни. Все больше и больше предков
человека объединяются в стада.
Вторая стадия – человек умелый. Это первая стадия формирования типа современного человека.
Проходила она примерно 2-2,5 миллиона лет назад. Постепенно увеличивается объем мозга и
подвижность всего тела.
Развиваются лицевые мышцы и формируется современное лицо, с меньшим количеством
обезьяноподобных гримас. Вместе с ростом мозговой деятельности развивается и культура
выращивания зерновых. Для этого изготавливаются орудия труда.
Дальше идет эра питекантропа. Основным показателем этой эры считается разделение людей
на большие стада и заселение континентов. Были освоены Африка, Китай и Европа. Именно в
этот период (1-1,3 миллиона лет тому назад) был освоен огонь. Объем мозга увеличивается до
1200 см3, что приводит к формированию речи.
Четвертая стадия – неандерталец. Объем мозга практически не меняется, но зато активно
развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне,
развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между
200 и 500 тысячами лет назад.
Последней стадией развития человека стал кроманьонец. В этот период (40-50 тысяч лет назад)
окончательно формируется облик современного человека. Появляется структура современного
общества и происходит одомашнивание животных.
Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.
Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.
Эпоха Палеолита - появление первого человека
Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное.
В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.
Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда
Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.
Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.
Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.
Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.
Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.
Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.
ГРУППА 308 БИОЛОГИЯ 17,18
ТЕМА: Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Популяции в природе не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними целостные системы ещё более высокого надвидового уровня организации — биотические сообщества, экосистемы.
Сообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство.
Эти образования развиваются по своим законам. Одна из главных задач экологии — выявить эти законы; выяснить, как поддерживается устойчивое существование и развитие сообществ, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.
О том, что сообщества — не случайные образования — свидетельствует то, что в сходных по географическому положению и природным условиям районах возникают похожие сообщества.
Пример:
озёра средней полосы характеризуются большим сходством фауны и флоры. В составе рыбного населения можно легко обнаружить такие хорошо всем знакомые виды, как плотва, окунь, щука, ёрш и др.
При внимательном изучении обнаруживается не только сходство видов в биоценозах, но и сходство связей между ними. Эти связи чрезвычайно разнообразны. Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни — пищей, укрытиями, условиями для размножения. Взаимосвязи живых организмов позволяют более полно расходовать природные ресурсы. Они ограничивают увеличение количества особей тех или иных видов, т. е. выполняют регулирующую функцию и обеспечивают устойчивость экосистем.
Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (или экотопом).
Биотоп и биоценоз образуют биогеоценоз, в котором длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.
Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом).
Граница биогеоценоза определяется обычно по растительному сообществу (фитоценозу).
Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно при изменении природных условий.
Переходные зоны между сообществами называют экотоны.
Пример:
на границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона — лесотундра. Здесь чередуются редколесья, кустарники, сфагновые болота, луга. На границе леса и степи простирается зона лесостепи. Более увлажнённые участки этой зоны заняты лесом, сухие — степью.
От участка к участку меняется не только состав растительности, но и животный мир, особенности вещественно-энергетического обмена между организмами и физической средой их обитания.
Экосистема (от греч. oikos — «жилище» и systema — «объединение») — это любое сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединённые обменом веществ и энергии в единый комплекс.
Рассмотрение экосистемы важно в тех случаях, когда речь идёт о потоках вещества и энергии, циркулирующих между живыми и неживыми компонентами природы, о динамике элементов, поддерживающих существование жизни, об эволюции сообществ. Ни отдельный организм, ни популяцию, ни сообщество в целом нельзя изучать в отрыве от окружающей среды. Экосистема, по сути, это то, что мы называем природой.
Пример:
экосистема озера, в состав которой входят все живые организмы, а также среда их обитания, которая включает воду, особенности дна и грунта, соприкасающийся с водой воздух, солнечное излучение и т. д.
Экосистема и биогеоценоз — близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то «биогеоценоз» — понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты растительными сообществами — фитоценозами.
Обрати внимание!
Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз — экосистема.
Экосистема — понятие очень широкое и применимое как к естественным (например, тундра, океан), так и к искусственным комплексам (например, аквариум).
Масштабы экосистем могут быть различны.
Микроэкосистема.
Пример:
почка дерева, лужа, разрушающийся пень с его обитателями.
Мезоэкосистема= биогеоценоз.
Пример:
ельник, дубрава, березняк, луг.
Макроэкосистема — биом, или природная зона.
Пример:
пустыня, тундра, океан.
Все экосистемы нашей планеты взаимосвязаны и составляют единую большую экосистему — биосферу. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863–1945).
Природа является напарником человека. Но не всегда отношения человечества и природы взаимовыгодны – чаще всего человек берет все, не отдавая ничего взамен. Люди являются немаловажным природным звеном, поэтому их деятельность заметно сказывается на различных экосистемах.
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ
Значительное влияние на природные экосистемы оказывает в основном целенаправленная или прямая деятельность человека.
Автомобили, без которых мы не можем представить повседневную жизнь, оставляют большой отпечаток на концентрации химических элементов в воздухе, почве, на растительности и животных. Элементами, изменяющими жизнь экосистем, являются цинк и свинец.
При разработке новых месторождений необходимых элементов человек меняет формы и состав ландшафтов. Такое воздействие приводит к переходу токсичных тяжелых металлов из минеральной формы в водные растворы. При этом количество этих элементов не меняется, но повышается риск попадания таких вод в растительный и животный миры.
Деятельность современного человека связана с химическими и техногенными соединениями, не имеющим аналогов в природе. При этом большинство их этих веществ не перерабатывается, поэтому происходит огромный выброс фреона, оружейного плутония, цезия и пестицидов в природу.
Влияние человека на природные экосистемы имеет и положительные стороны.
Для сохранения редких видов растений и животных создаются природные заповедники. Такие территории создаются человеком как в условиях дикой природы, так и в искусственно созданных объектах: зоологических и ботанических садах, парках и заповедниках.
Для хозяйственных целей людьми создаются новые виды растений и животных. Такая деятельность способствует увеличению и сохранению природных популяций природного мира.
Положительное влияние на природные экосистемы оказывает высадка новых лесов и озеленение городов. Искусственные озера, водохранилища также благоприятны для появления новых природных экосистем.
Сегодня люди пытаются найти замену природным ископаемым. Причиной этому служит нехватка ресурсов для современного быстроразвивающегося общества. Человек начал добывать энергию от ветра, солнца и воды.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОСИСТЕМАХ
Из-за сжигания топлива загрязнена атмосфера. Промышленные предприятия выделяют огромное количество вредных газов, оседающих на почве во время осадков.
Загрязнение морей и океанов также остается одной из основных проблем современного общества. Нефтяные пятна, нитраты и фосфаты, выбрасываемые в воды, разрушают большинство экосистем.
Многие производства продолжают выбрасывать на земную поверхность радиоактивные и ядовитые вещества, отрицательно сказывающиеся как на природе, так и на человеке.
Благодаря использованию очистительных фильтров, в атмосферу, воду и почву стало выбрасываться меньше вредных веществ и газов. А использование экологически безопасных и природных источников энергии - воды, солнца и ветра, - привело к сохранению и накоплению природных ресурсов.
Созданные человеком заповедники, парки и сады, благоприятно сказались на увеличении популяций редких и вымирающих видов животного мира и всех экосистем.
Люди устраивают субботники, природные акции, дни без автомобилей и часы без света. Каждый человек, участвующий в подобных акциях вносит свой незаменимый вклад в восстановление природных экосистем.
ТЕМА:Биосфера и биомы.
Биомы – это большие регионы планеты, которые разделяются по таким характеристикам, как географическое положение, климат, почвы, осадки, флора и фауна. Биомы иногда называют экосистемами или экологическими регионами.
Климат является, пожалуй, наиболее важным фактором, который определяет характер любого биома, но есть и другие факторы, определяющий принадлежность биомов – топография, география, влажность, осадки и т.д.
Ученые расходятся во мнениях относительно точного количества биомов существующих на Земле. Создано множество различных классификационных схем, которые были разработаны для описания биомов планеты. Для примера, на нашем сайте мы взяли пять основных биомов: водный биом, пустынный биом, лесной биом, биом луга и биом тундры. В каждом виде биома, мы также описываем множество различных типов мест обитания.
Водный биом
Водные биомы включают в себя среду обитания по всему миру в которой доминируют воды: от тропических рифов, мангровых зарослей до арктических озер. Водные биомы делятся на две основные группы: морские и пресноводные места обитания.
К пресноводным местам обитания относятся водоемы с низкой концентрацией солей (ниже одного процента). Пресноводные водоемы включают озера, реки, ручьи, пруды, водно-болотные угодья, лагуны и болота.
Морские места обитания – это водоемы с высокой концентрацией солей (более одного процента). Морские места обитания включают моря, коралловые рифы и океаны. Есть также места обитания, где смешиваются пресные и соленые воды. В этих местах, вы найдете мангровые леса, соленые и илистые болота.
Различные водные местообитания мира поддерживают широкий ассортимент дикой природы, включая практически все группы животных: рыб, земноводных, млекопитающих, рептилий, беспозвоночных и птиц.
Пустынный биом
Пустынный биом включает в себя наземные местообитания, которые получают очень малое количество осадков в течение года. Биом пустынь охватывает около одной пятой поверхности Земли. В зависимости от засушливости, климата и местоположения делится на четыре группы: засушливые пустыни, полузасушливые пустыни, прибрежные пустыни и холодные пустыни.
Засушливые пустыни – горячие, сухие пустыни, которые расположены в низких широтах по всему миру. Температура здесь высокая на протяжении всего года, а количество осадков на очень низком уровне. Засушливые пустыни встречаются в Северной Америке, Центральной Америке, Южной Америке, Африке, Южной Азии и Австралии.
Полузасушливые пустыни, как правило, не такие жаркие и сухие, как засушливые. Им свойственно длительное сухое лето и относительно прохладная зима с небольшим количеством осадков. Полузасушливые пустыни встречаются в Северной Америке, Ньюфаундленде, Гренландии, Европе и Азии.
Прибрежные пустыни, обычно, расположены на западных краях континентов примерно 23° к северу и югу от экватора. Они также известны, как тропик Рака (параллель к северу от экватора) и тропик Козерога (параллель к югу от экватора). В этих местах, холодные океанические течения образуют тяжелые туманы, которые дрейфуют над пустынями. Хотя влажность прибрежных пустынь может быть высокой, количество осадков здесь невелико. В качестве примера прибрежных пустынь можно назвать пустыню Атакама в Чили и Намиб в Намибии.
Холодные пустыни – регионы земной поверхности, которые имеют низкие температуры и долгие зимы. Холодные пустыни встречаются в Арктике и Антарктике. Многие районы биома тундры, также могут быть отнесены к холодным пустыням. В холодных пустынях обычно выпадает больше осадков, чем в других типах пустыни.
Лесной биом
Лесной биом включает в себя обширные места обитания, в которых доминируют деревья. Леса простираются на территории равной около одной трети суши Земли и встречаются во многих регионах по всему миру. Есть три основных типа лесов: умеренные, тропические и таежные (бореальные). Каждый тип леса имеет свои климатические характеристики, видовой состав и особенности дикой природы.
Умеренные леса встречаются в умеренных широтах мира, включая Северную Америку, Азию и Европу. Умеренные леса испытывают четыре четко определенные сезона года. Вегетационный период в лесах умеренного пояса длится около 140-200 дней. Осадки регулярные и выпадают в течение всего года, а почвы богаты питательными веществами.
Тропические леса растут в экваториальных областях между 23,5° северной широты и 23,5° южной широты. В тропических лесах есть два сезона: сезон дождей и сухой сезон. Продолжительность дня практически не меняется на протяжении всего года. Почвы тропических лесов более кислые и менее богатые питательными веществами.
Таежные леса, также известные как бореальные леса, являются крупнейшей наземной средой обитания. Тайга – это полоса хвойных лесов, которые окружают земной шар в высоких северных широтах примерно от 50° до 70° северной широты. Таежные леса образуют циркумполярную полосу обитания, которая проходит через Канаду и простирается от северной Европе вплоть до восточной части России. Таежные леса граничат с биомом тундры на севере и умеренными лесами на юге.
Биом луга
Биом луга включает места обитания на которых доминирующим видом растительности являются травы, а деревья и кустарники присутствуют в небольшом количестве. Есть три основных типа луга: умеренные луга, тропические луга (также известные как саванны) и степные луга. Лугам свойственны сухой и дождливый сезоны. Во время сухого сезона, луга подвержены пожарам.
На умеренные лугах преобладают травы, а деревья и большие кусты отсутствуют. Почва умеренных лугов имеет богатый на питательные вещества верхний слой. Сезонные засухи часто сопровождаются пожарами, которые препятствуют росту деревьев и кустарников.
Тропические луга – это луга расположенные вблизи экватора. Они имеют более теплый и влажный климат, чем луга умеренных широт. На тропических лугах преобладают травы, но также местами встречаются деревья. Почвы тропических лугов очень пористые и быстро высыхают. Тропические луга встречаются в Африке, Индии, Австралии, Непале и Южной Америке.
Степные луга – сухие пастбища, которые граничат с полузасушливыми пустынями. Травы, растущие на степных лугах намного короче, чем травы умеренных и тропических лугов. Деревья, здесь встречаются только вдоль берегов озер, рек и ручьев.
Биом тундры
Биом тундры – холодная среда обитания, для которой характерны: вечная мерзлота почв, низкие температуры воздуха, длинные зимы, невысокая растительность и краткий вегетационный период.
Арктическая тундра находится вблизи Северного полюса и распространяется на юг до границы, где растут хвойные леса.
Антарктическая тундра расположена в Южном полушарии Земли на удаленных островах у побережья Антарктиды, таких как Южные Шетландские и Южные Оркнейские острова, а также на Антарктическом полуострове.
Арктическая и антарктическая тундра поддерживает около 1700 видов растений, включая мхи, лишайники, осоки, кустарники и травы.
Горные тундры расположены в горах по всему миру на высотах, которые выше линии деревьев. Альпийские тундровые почвы отличаются от почв в полярных регионах, в которых они, как правило, хорошо дренированные. Растительный мир горной тундры представлен в основном травами, мелкими кустарниками и карликовыми деревьями.
ГРУППА 401 ХИМИЯ 23
ТЕМА:Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Лабораторная работа
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.(НЕ ДЛЯ ЗАПИСИ! НАПОМИНАНИЕ: КАРБОНАТ КАЛЬЦИЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ- МЕЛ)
Цель: изучить способы приготовления суспензий; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Оборудование: пробирка с порошком мела, пробирка с водой.
ХОД РАБОТЫ.
Дисперсные системы – это системы, в которых мелкие частицы вещества, или дисперсная фаза, распределены в однородной среде (жидкость, газ, кристалл), или дисперсионной фазе
Суспензия относится к дисперсной системе ВЗВЕСИ, и состоит из жидкости и распределенного в ней твердого вещества с размером частиц более 100 нм. Если порошок поместить в жидкость и перемешать, то получится суспензия, а при высушивании суспензия снова превращается в порошок.
Концентрированные суспензии (пасты) могут быть получены как в результате оседания более разбавленных суспензий, так и непосредственно растиранием порошков или массивных твердых тел с жидкостями.
Последовательность выполнения работы:
1. К порошку мела в пробирке добавИМ 1-2 мл воды и энергично взболтайте.
2. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:
Что делали
Что наблюдали
Вывод
3. Сформулируйте вывод
Контрольные вопросы:
1. Укажите, что в полученной вами дисперсной системе «суспензия» является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?
2. Разделяются ли со временем дисперсионная среда и дисперсная фаза в данной суспензии?
Цель: - научиться практически готовить растворы с заданной
массовой долей растворённого вещества.
Задачи: - повторить и использовать правила ТБ
-повторить и практически применить знания о растворах
и массовой доле растворённого вещества,
- познакомиться с устройством лабораторных весов и
правилами
взвешивания,
-формировать коммуникативные компетентности.
Оборудование и реактивы:
Весы лабораторные, химические стаканы (V = 50мл),
стеклянные палочки, мензурки (V =50мл), дистиллированная вода, поваренная соль.
Ход работы.
Приготовление растворов солей с определённой массовой
долей растворённого вещества.
Теоретическая часть (закрепление знаний формул для расчетов массовой доли вещества, умение решения задач разных типов)
1.Приготовить 20 г.водного раствора соли массовой долей соли 5%.
2.Какую массу щелочи необходимо взять для приготовления 50 г 16%-ного раствора?
3. К 600 г 50% р-ра соли добавили 100 г воды. Чему равна массовая доля соли в полученном растворе?
Ход работы (Практическая часть)
Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать ( выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.
Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Приготовить раствор хлорида натрия массой 300 г, в котором массовая доля соли равна 12%. Проведем расчеты по определению массы соли и объема воды для приготовления раствора:
m(NaCl) = 300 · 0,12 = 36 (г);
m(H2O) = 300 - 36 = 264 (г), что соответствует объему 264 мл воды.
В колбу или стакан на 500-700 мл поместим предварительно взвешенную навеску соли массой 36 г и небольшими порциями при перемешивании стеклянной палочкой (осторожно!) или круговыми движениями сосуда добавляем предварительно отмеренную цилиндром воду объемом 264 мл. После полного растворения соли перельем раствор в сосуд с пробкой. На этикетке указываем дату приготовления раствора.
Вывод
- Что такое массовая доля растворённого вещества?
- Что говорит о растворе его массовая доля?
ТЕМА: Контрольная работа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий