ВТОРНИК, 01.02.22 г. 405, 308, 405, 208 ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ:
СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ, И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя. Моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:- соблюдать отведенное время; разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.
ГРУППА 405 ХИМИЯ 15
ТЕМА: Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки
Просмотрите видео, прочитайте текст, Выполните необходимые( по вашему мнению) записи, приведите примеры ионных соединений.
Примером связи между атомами типичного металла и типичного неметалла можно назвать связь атомов в хлориде натрия (поваренная соль).
Составляющие ее элементы – натрий и хлор находятся в третьем периоде периодической системы.
Их относительные электроотрицательности соответственно равны у натрия – 1,1, у хлора – 2,8. На внешнем электронном слое у атома натрия находится один неспаренный s-электрон, у атома хлора из 7 внешних электронов один р-электрон неспаренный. За счет неспаренных электронов между атомами натрия и хлора может образоваться химическая связь. Из-за большой разницы электроотрицательности способ ее образования будет иной: за счет отдачи и присоединения электронов.
Отдав свой электрон атому хлора, атом натрия приобретает устойчивую оболочку инертного газа неона и превращается в положительно заряженную частицу – ион Na+. Атом хлора, приобретая электрон натрия, достраивает внешний электронный слой до устойчивой структуры инертного газа аргона – приобретает отрицательный заряд, превращаясь в ион Cl-.
Ионы (от греческого ion – «идущий») – электрически заряженные частицы, которые образуются в результате потери или присоединения электронов атомами или группами атомов. Положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные ионы – анионами.
Между ними возникают силы электростатического притяжения. За счет этих сил разноименно заряженные ионы связываются между собой, образуя ионное соединение, например, катионы натрия и хлорид-анионы образуют ионное соединение хлорид натрия.
Следует учитывать, что чем левее и ниже находится в периодической системе элемент, тем легче его атомы переходят в катионы (отдают электроны). А также, чем правее и выше расположен в периодической системе элемент, тем сильнее проявляют его атомы тенденцию переходить в анионы (принимать электроны).
При переходе нейтральных атомов в ионы размер и свойства их меняются.
Связь атомных частиц в ионном соединении объясняется не повышенной плотностью двухэлектронного облака (общей электронной пары), а силами электростатического притяжения ионов.
Химическая связь между ионами, осуществляемая силами их электростатического притяжения, называется ионной связью, а соединения, которые образовались вследствие притяжения ионов, называются ионными.
Ионы в природе существуют вокруг нас. Много разнообразных ионов в морской воде, прибрежный воздух также ионизирован и поэтому весьма полезен для здоровья. Ионы активны, результатом их взаимодействия часто бывают негативные явления: насыщение почв нитрат-анионом NО3-, разрушение мраморных изделий сульфат-анионом SO42-, кислотные дожди, приводящие к появлению в атмосфере катионов водорода, сульфат-анионов, нитрат-анионов, хлорид-анионов, загрязнение воды токсичными катионами металлов.
Важнейшими свойствами ионной связи являются ее прочность, ненасыщенность, ненаправленностъ.
Ионная связь весьма прочная.
Так, например, энергия разрыва связи К–Сl равна 426,1 кДж/моль, связи Li-F – 577,3 кДж/моль, Nа–Сl – 411,3 кДж/моль.
Ненасыщенность ее объясняется тем, что вокруг заряженной частицы – иона создается сферическое электромагнитное поле.
Притяжение противоположно заряженных ионов в сферическом поле происходит во всех направлениях, поэтому ионная связь является ненаправленной.
Мы познакомились с ковалентной (неполярной и полярной) и ионной химическими связями. Природа их одинакова – электрическая. Она связана с электрическим взаимодействием электронов и ядер атомов.
Соединения ионного и ковалентного полярного типа образованы атомами разных элементов с разной электроотрицательностью.
В этих соединение электронные пары, связывающие атомы, смещены к более электроотрицательному элементу. Наиболее полное смещение электронной пары или пар происходит в ионных соединениях. Экспериментальные исследования доказывают, что полного перехода электронов от атомов металлов к атомам неметаллов при образовании ионной связи не происходит.
Поэтому в хлориде натрия (Na+Cl-) заряды его ионов не равны единице, а имеют в действительности заряды на ионах, равные +0,8 и –0,8. Реальные заряды на ионах называются эффективными зарядами.
Чем больше разность между значениями относительной электроотрицательности атомов, тем выше степень ионности их соединения. Связи с разностью относительной электроотрицательности больше 2,1 можно отнести к ионным.
Ионную связь можно рассматривать как предельный случай полярности ковалентной связи.
Чисто ионной связи практически не существует. Отсюда деление химической связи на типы – ковалентная и ионная также условно.
ГРУППА 308 БИОЛОГИЯ 21
ТЕМА: Охрана видов и популяций. |
Задание: прочитайте текст, составьте краткий план, подготовьте сообщение на тему : "Животные нашего края , занесенные в Красную книгу"или "Растения ЛНР, занесенные в красную книгу", можно выбрать тему самостоятельно, главное, чтобы она касалась защите видов животных или растений, находящихся в нашей местности.
Сохранение и восстановление численности популяций.
Перед человечеством встал вопрос о необходимости принятия охранных мер для сохранения и восстановления численности популяций редких и исчезающих видов растений и животных. Этот уровень природоохранной деятельности называют популяционно-видовым.
Для прекращения исчезновения видов растений и животных, увеличения их численности в природе в мировой практике применяют следующие меры:
изучают флору и фауну страны (региона, области), определяют редкие и исчезающие виды;
создают Красные книги;
создают генные банки;
ведут пропаганду охраны растительного и животного мира, вырабатывают и соблюдают правила и нормы поведения человека в природе, создают различные экологические программы.
Красные книги. В мире задействовано более 30 международных организаций, которые координируют исследования и практическую деятельность разных стран в охране и рациональном использовании природных ресурсов. Наиболее известна из них ЮНЕСКО (United Educational, Scientific and Cultural Organization) - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. По инициативе ЮНЕСКО был создан МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов со штаб-квартирой в г. Глан (Швейцария). Именно МСОП стал организатором создания первой международной Красной книги (1965).
Первая Красная книга состояла из 5 томов с перечнем видов, которым угрожает исчезновение. Книга была издана на листах красного цвета (цвет предостережения). Затем Красные книги стали издавать в различных странах. В них названия видов были перечислены на белых страницах и лишь обложки книг красный цвет.
В 1985 и 1988 гг. вышли, соответственно, "Красная книга РСФСР: животные" (в нее было включено 247 видов) и "Красная книга РСФСР: растения" (533 вида). В настоящее время создаются Красные книги областей и республик Российской Федерации. В 2004 г. вышла в свет Красная книга Ярославской области (см. Приложения).
На основе списка видов, занесенных в Красные книги, осуществляют их охрану, запрещая сбор красиво цветущих редких растений, заготовку тех лекарственных трав, популяции которых ослаблены чрезмерной эксплуатацией (валериана лекарственная, цмин песчаный). Запрещают охоту на представителей редких видов: птиц (дрофу, журавля, лебедя, утку-мандаринку) и млекопитающих (выхухоля, уссурийского тигра, барса), отлов рыб некоторых видов (форели, стерляди, осетра), редких бабочек и жуков.
В результате охранной деятельности в России были восстановлены многие популяции бобра; более стабильными стали популяции серого кита, дальневосточного моржа, северного калана (морских млекопитающих). Благодаря усилиям работников Астраханского государственного заповедника значительно (в 8-10 раз) увеличилась площадь "лотосовых полей" - мест произрастания лотоса орехоносного или розового.
Успешной является охрана фауны лесов в Финляндии, где в последние годы удвоилось число медведей и росомах, в 8 раз стало больше рысей. Благодаря поддержке правительств Индии, Непала, Бангладеш почти втрое возросла численность индийского подвида тигра.
Вы уже знаете, что популяции разных видов в сообществе тесно взаимодействуют между собой, образуя биотические связи. В связи с этим охрана популяций отдельных видов часто является неэффективной. Так, для поддержания популяции уссурийского тигра необходимо восстановить популяции его кормовой базы - "жертв", то есть следует охранять не только отдельные популяции и виды, но и целые сообщества.
Искусственное разведение видов. Как правило, растения искусственно разводят в ботанических садах, а животных - в зоопарках или в заповедниках. Виды, сохраняемые таким образом, служат резервом и источником для их восстановления в природе. Например, в Дарвинском заповеднике, что на берегу Рыбинского водохранилища, разводят в вольерах боровую дичь (тетеревов, белых куропаток, глухарей), которую затем переселяют в естественные места обитания, в Хоперском заповеднике размножают выхухоль.
Существуют и специальные центры размножения особей редких видов - питомники, в которых выращивается молодь редких и исчезающих видов растений и животных, часть которой затем расселяют в подходящие места обитания. Широко известны Окский журавлиный питомник, Приокско-Террасный зубровый питомник. Так, благодаря сложнейшей работе сотрудников Приокско-Террасного питомника, организованного в 1959 г. среди первых в России, стало возможным восстановление популяции зубра в европейских лесах (в том числе и в Беловежской пуще) и на Кавказе. Зубры в настоящее время способны жить в дикой природе лишь при заповедном режиме.
Известны многочисленные рыбозаводы, где разводят молодь рыб разных видов, которую затем выпускают в реки и озера. Таким способом удается поддерживать численность популяций осетра, севрюги, стерляди.
В ряде европейских стран (Австрии, Франции, ФРГ, Швеции) в леса была переселена рысь, разведенная в неволе.
Генные банки - специально организованные хранилища, где в особых условиях хранятся половые клетки, зародыши и личинки животных, семена, споры и культуры тканей растений. Как видно, эти банки своеобразны: в них хранятся не деньги, а нечто более ценное - основа биоразнообразия планеты.
Самым первым генным банком в нашей стране можно считать созданную в 20-40-х гг. XX в. Н.И. Вавиловым коллекцию семян культурных растений. Она считается бесценным сокровищем. Коллекция хранилась в Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства (ВИР). Сотрудники института сберегли ее во время Второй мировой войны, пережив блокаду. Они голодали вместе с другими ленинградцами, но не тронули из коллекции ни зернышка. В настоящее время Национальное хранилище мировых растительных ресурсов расположено в Кубанской станции бывшего ВИР им. Н. И. Вавилова. Здесь, в подземных комнатахпри температуре + 4,5 С сохраняются более 350 тыс. образцов семян растений: множество древних, ныне исчезнувших сортов, диких видов - сородичей культурных растений, и, кроме того, все новое и лучшее, что было создано за последние годы селекционерами всего мира. Коллекция постоянно дополняется новыми образцами.
Для сохранения и восстановления исчезающих видов используется также метод низкотемпературной консервации клеток. Сейчас в мире существует много генных банков, использующих его. Например, в России есть банки спермы редких и промысловых видов рыб, крупного рогатого скота, редких пород домашних птиц, семян редких и исчезающих видов растений. В г. Пущино существует специальный научный центр при Российской Академии наук, где разрабатываются способы консервации и восстановления популяций редких и исчезающих видов животных.
Но для восстановления любого вида нужно создать довольно многочисленную популяцию, особи которой должны быть способны к самостоятельному размножению, расселению и адаптациям к условиям среды. То есть необходимо восстановить свойственную виду популяционную структуру. Естественно, что эта работа не только трудоемкая, продолжительная, но и требующая больших финансовых затрат. Не проще ли сохранять естественные популяции видов?
ГРУППА 405 БИОЛОГИЯ 11,12
ТЕМА:Обмен веществ.
ТЕМА: Фотосинтез.
ПРОЧИТАЙТЕ, РАССМОТРИТЕ РИСУНКИ, СОЗДАЙТЕ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ,МОЖНО ЧЕРТИТЬ СХЕМЫ,ГДЕ ЭТО НАДО.
Обязательным условием существования любого организма является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов химических реакций, происходящих в клетках. Клетка постоянно находится в движении – цитоплазма перемещается, увлекая за собой органоиды и включения, активно работают рибосомы и митохондрии, совершается множество химических превращений. Все живые организмы, существующие на Земле, представляют собой открытые системы, характеризующиеся способностью активно обмениваться с окружающей средой веществами и энергией. Из окружающей среды в клетку поступают различные вещества, а из клетки в окружающую среду удаляются ненужные продукты обмена – происходит обмен веществ, или метаболизм (Рис. 1).
Питательные вещества используются организмами в качестве источника атомов химических элементов (прежде всего атомов углерода), из которых строятся либо обновляются все структуры. В организм, кроме питательных веществ, поступают также вода, кислород, минеральные соли.
Поступившие в клетки органические вещества (или синтезированные в ходе фотосинтеза) расщепляются на строительные блоки – мономеры и направляются во все клетки организма (Рис. 2). Часть молекул этих веществ расходуется на синтез специфических органических веществ, присущих данному организму. В клетках синтезируются белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие вещества, которые выполняют различные функции (строительную, каталитическую, регуляторную, защитную и так далее).
Другая часть низкомолекулярных органических соединений, поступивших в клетки, идет на образование АТФ, в молекулах которой заключена энергия, предназначенная непосредственно для выполнения работы.
Энергия необходима для синтеза всех специфических веществ организма, поддержания его высокоупорядоченной организации, активного транспорта веществ внутри клеток, из одних клеток в другие, из одной части организма в другую, для передачи нервных импульсов, передвижения организмов, поддержания постоянной температуры тела (у птиц и млекопитающих) и для других целей.
Обмен веществ (метаболизм) – совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности.
В ходе превращения веществ в клетках образуются конечные продукты обмена, которые могут быть токсичными для организма и выводятся из него (например, аммиак). Таким образом, все живые организмы постоянно потребляют из окружающей среды определенные вещества, преобразуют их и выделяют в среду конечные продукты.
В зависимости от общей направленности процессов выделяют катаболизм и анаболизм.
Анаболизм (ассимиляция) – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток, этот процесс имеет второе название – пластический обмен.
Фотосинтез: 6Н2О + 6СО2 → С6Н12О6 + 6СО2 ↑
Сюда можно отнести, например, фиксацию азота и биосинтез белка, синтез углеводов из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза, синтез полисахаридов, липидов, нуклеотидов, ДНК, РНК и других веществ. Анаболизм является созидательным этапом обмена веществ, он всегда осуществляется с потреблением энергии и с участием ферментов.
Катаболизм (диссимиляция) – совокупность реакций, в которых происходит распад крупных органических молекул до простых соединений с одновременным высвобождением энергии.
Катаболизм обеспечивает энергией все процессы, протекающие в клетке, и имеет второе название – энергетический обмен.
Дыхание: С6Н12О6 + 6СО2 → 6Н2О + 6СО2 + АТФ
При разрыве химических связей молекул органические соединения энергии высвобождаются и запасаются главным образом в виде молекул аденозинтрифосфорной кислоты – АТФ, универсального источника энергии у всех живых организмов (Рис. 3).
По своей химической природе АТФ является мононуклеотидом и состоит из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединенных между собой макроэргическими связями. Выделение энергии в клетке происходит при отделении одного из фосфорных остатков от молекулы АТФ, разрыв этой связи высвобождает 7,3 килокалории, тогда как при разрыве химических связей других соединений энергии выделяется в три-четыре раза меньше. При этом образуется молекула аденозиндифосфата – АДФ, с двумя фосфорными остатками. Она легко может восстановиться до АТФ, присоединив один остаток фосфорной кислоты или отдать еще один фосфорный остаток и превратиться в аденозинмонофосфат – АМФ (Рис. 4).
Переход АТФ в АДФ и обратно – это основной механизм выработки энергии в клетке. Отщепление от АТФ и АДФ фосфорного остатка приводит к выделению энергии, а присоединение к АМФ и АДФ фосфорного остатка приводит к накоплению энергии.
ТЕМА:ФОТОСИНТЕЗ.
Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в зелёных растениях. Фотосинтез создал всю массу растений на Земле и обогатил атмосферу кислородом.
КАК ПИТАЕТСЯ РАСТЕНИЕ?
Раньше люди были уверены, что все вещества для своего питания растения берут из почвы. Но один опыт показал, что это не так.
В горшок с землёй было посажено дерево. При этом измерили массу и земли, и дерева. Когда через несколько лет снова взвесили то и другое, оказалось, что масса земли уменьшилась всего на несколько граммов, а масса растения увеличилась на много килограмм.
В почву вносили только воду. Откуда же взялись эти килограммы растительной массы?
Из воздуха. Все органические вещества растений созданы из углекислого газа атмосферы и почвенной воды.
ЭНЕРГИЯ
Животные и человек питаются растениями, чтобы получить энергию для жизни. Эта энергия содержится в химических связях органических веществ. Откуда она там?
Известно, что растение не может нормально расти без света. Свет и является энергией, с помощью которой растение строит органические вещества своего тела.
Не важно какой это свет, солнечный или электрический. Любой луч света несёт энергию, которая становится энергией химический связей и как клей удерживает атомы в больших молекулах органических веществ.
ГДЕ ИДЁТ ФОТОСИНТЕЗ
Фотосинтез проходит только в зелёных частях растений, а точнее, в особых органах растительных клеток – хлоропластах.
Хлоропласты являются разновидностью пластид. Они всегда зелёные, т. к. содержат вещество зелёного цвета – хлорофилл.
Хлоропласт отделён от остального объёма клетки мембраной и имеет вид зёрнышка. Внутреннее пространство хлоропласта называется стромой. В ней и начинаются процессы фотосинтеза.
Хлоропласты являются как бы фабрикой, на которую поступает сырьё:
- углекислый газ (формула – СО₂);
- вода (Н₂О).
Вода поступает из корней, а углекислый газ – из атмосферы через особые отверстия в листьях-устьица. Свет является энергией для работы фабрики, а полученные органические вещества – продукцией.
Сначала производятся углеводы (глюкоза), но впоследствии из них образуется множество веществ разнообразных запахов и вкусов, которые так любят животные и люди.
Из хлоропластов полученные вещества транспортируются в разные органы растения, где откладываются в запас, либо используются для процессов жизнедеятельности.
РЕАКЦИЯ ФОТОСИНТЕЗА
В общем виде уравнение фотосинтеза выглядит так:
СО₂(углекислый газ) + Н₂О(вода) = органические вещества(глюкоза) + О₂ (кислород)
Зелёные растения входят в группу автотрофов (в переводе – «сам питаюсь») – организмов, которым для получения энергии не нужны другие организмы.
Основная функция фотосинтеза – создание органических веществ, из которых строится тело растений.
Выделение кислорода – побочный эффект процесса.
ЗНАЧЕНИЕ ФОТОСИНТЕЗА
Роль фотосинтеза в природе чрезвычайно велика. Благодаря ему создан весь растительный мир и озоновый экран нашей планеты.
Благодаря фотосинтезу растения:
- являются источником кислорода для атмосферы;
- переводят энергию солнца в доступную для животных и человека форму.
Жизнь на Земле стала возможной при накоплении достаточного количества кислорода в атмосфере. Ни человек, ни животные не смогли бы жить в те далёкие времена, когда его не было, или было мало.
КАКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ ПРОЦЕСС ФОТОСИНТЕЗА
Фотосинтез изучают разные науки, но больше всего ботаника и физиология растений.
Ботаника – это наука о растениях и, поэтому изучает его как важный жизненный процесс растений.
Наиболее подробно изучает фотосинтез физиология растений. Учёные-физиологи определили, что этот процесс сложный и имеет стадии:
- световую;
- темновую.
Это значит, что фотосинтез начинается на свету, но заканчивается в темноте.
ЧТО МЫ УЗНАЛИ?
Изучив данную тему по биологии 5 класса, можно объяснить кратко и понятно фотосинтез как процесс образования в растениях органических веществ из неорганических (СО₂ и Н₂О). Его особенности: проходит в зелёных пластидах (хлоропластах), сопровождается выделением кислорода, осуществляется под действием света.
Пользуясь презентацией, выберите только ту информацию, которая раскрывает понятие "Ангидрид" и всё, что связано с карбоновыми кислотами.
ТЕМА:Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот.
HNO3 ↔ H+ + NO3—
CH3COOH↔ H+ +CH3COO—
Классификация кислот
Кислоты прежде всего классифицируют на неорганические и органические (карбоновые). Слабые кислотные свойства проявляют такие органические соединения как спирты и фенолы. Неорганические и карбоновые кислоты, в свою очередь, имеют свои собственные классификации. Так, все неорганические кислоты можно классифицировать:
- по числу атомов водорода, способных к отщеплению в водном растворе (одноосновные –HCl, HNO2, двухосновные –H2SO4, H2SiO3, трехосновные –H3PO4)
- по составу кислоты (бескислородсодержащие – HI, HF, H2S и кислородсодержащие – HNO3, H2CO3)
Карбоновые кислоты классифицируют:
- по числу карбоксильных групп (одноосновные – HCOOH, CH3COOH и двухосновные –H2C2O4)
Физические свойства кислот
При н.у. большинство неорганических кислот существуют в жидком состоянии, некоторые – в твёрдом состоянии (H3PO4, H3BO3).
Органические кислоты с числом атомов углерода до 3 представляют собой легкоподвижные бесцветные жидкости с характерным резким запахом; кислоты с 4-9 атомами углерода — маслянистые жидкости с неприятным запахом, а кислоты с большим количеством атомов углерода— твёрдые вещества, нерастворимые в воде.
Строение карбоксильной группы
Рис. 1 Строение карбоксильной группы
Получение кислот
Неорганические и органические кислоты получают разными способами. Так, неорганические кислоты можно получить:
- по реакции кислотных оксидов с водой
SO3 + H2O = H2SO4
- по реакции соединения неметаллов с водородом
H2 + S ↔ H2S
- по реакции обмена между солями и другими кислотами
K2SiO3 + 2HCl → H2SiO3↓ + 2KCl
Органические кислоты получают путем:
- окисления альдегидов и первичных спиртов (в качестве окислителей выступают KMnO4 и K2Cr2O7)
R – CH2 –OH → R –C(O)H → R-COOH,
где R – углеводородный радикал.
Химические свойства кислот
К общим химическим свойствам и органических и неорганических кислот относят:
— способность изменять окраску индикаторов, например, лакмус при попадании в раствор кислоты приобретает красную окраску (это обусловлено диссоциацией кислот);
— взаимодействие с активными металлами
2RCOOH + Mg = (RCOO)2Mg + H2↑
Fe + H2SO4(р—р) = FeSO4 + H2↑
— взаимодействие с основными и амфотерными оксидами
2RCOOH + CaO = (RCOO)2Ca + H2O
6RCOOH + Al2O3 = 2(RCOO)3Al + 3H2O
2HCl + FeO = FeCl2 + H2O
6HNO3 + Al2O3 = 2Al(NO3)3 + 3H2O
— взаимодействие с основаниями
RCOOH + NaOH = RCOONa + H2O
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
— взаимодействие с солями слабых кислот
RCOOH + NaHCO3 = RCOONa + H2O + CO2↑
CH3COONa + HCl = CH3COOH + NaCl
Специфические свойства неорганических кислот
К специфическим свойствам неорганических кислот относят окислительно-восстановительные реакции, связанные со свойствами анионов кислот:
H2SO3 + Cl2 + H2O = H2SO4 + 2HCl
Pb + 4HNO3(конц) = Pb(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Специфические свойства органических кислот
К специфическим свойствам органических кислот относят образование функциональных производных путем замещения гидроксильной группы (1, 2, 3, 4), а также галогенирование (5), восстановление (6) и декарбоксилирование (7).
R –C(O)-OH + PCl5 = R –C(O)-Cl (хлорангидрид) + POCl3 + HCl (1)
R –C(O)-OH + H-O-C(O)-R = R – C(O) – O – C(O) – R (ангидрид) (2)
CH3COOH + CH3-CH2-OH = CH3-C(O)-O-C2H5 (этилацетат (сложный эфир)) + H2O (3)
CH3COOH + СH3 –NH2 = CH3-C(O)-NH-CH3 (амид) + H2O (4)
CH3 –CH2-COOH + Br2 = CH3 – CHBr –COOH + HBr (катализатор – Pкр) (5)
R-COOH + LiAlH4 (водный раствор, подкисленный HCl) = R-CH2-OH +AlCl3 + LiCl (6)
CH2=CH-CH2-COOH = CO2↑ + CH2=CH-CH3 (7)
Примеры решения задач
Задание | Напишите уравнения реакций по следующей схеме: |
Решение | 1) ЗС2Н5ОН + 4Na2CrO4 + 7NaOH + 4H2O = 3CH3COONa + 4Na3[Cr(OH)6] 2) СН3СООС2Н5 + NaOH = CH3COONa + С2Н5ОН 3) 5С2Н5ОН + 4KMnO4 + 6H2SO4 = 5СН3СООН + 2K2SO4 +4MnSO4 + 11H2O 4) CH3COONa + C2H5I = СН3СООС2Н5 + Nal 5) CH3COONa + HCl = СН3СООН + NaCl 6) СН3СООН + С2Н5ОН СН3СООС2Н5 + Н2О (Воздействие H2SO4) |
Задание | Определите массу пирита (FeS2), необходимую для получения такого количества SO3, чтобы при растворении последнего в растворе серной кислоты с массовой долей 91 % массой 500 г получить олеум с массовой долей 12,5 %. |
Решение | Запишем уравнения реакций: 1) 4FeS2+11O2 = 2Fe2O3+8SO2 2) 2SO2+O2 = 2SO3 3) SO3+H2O = H2SO4 Найдем молярные массы веществ, необходимых для дальнейших расчетов: M(H2O) = 18 г/моль; M(SO3) = 80 г/моль; M(H2SO4) = 98 г/моль; M(FeS2) = 120 г/моль Масса воды в 100 г раствора серной кислоты (ω = 91 %) составит: 100 — 91 = 9,0 г v(H2O)=9/18 = 0,5 моль Из уравнения реакции (3) следует, что 1 моль SO3 → 1 моль H2O → 1 моль H2SO4, т.е. 0,5 моль H2O прореагирует с 0,5 моль SO3 и образуется 0,5 моль H2SO4 Рассчитаем массу SO3 m(SO3)= 0,5•80 = 40 г Рассчитаем массу H2SO4 m(H2SO4)= 0,5•98 = 49 г Тогда общая масса H2SO4 составит m (H2SO4)sum =91 + 49 = 140 г Для получения олеума (ω = = 12,5 %) на 140 г H2SO4 потребуется SO3: m(SO3) = 12,5•140/87,5 = 20 г Таким образом, всего SO3 расходуется m(SO3)sum = (40 + 20) = 60 г v(SO3)sum =60/80 = 0,75 моль Из уравнений реакций (2, 3) следует, что на образование 0,75 моль SO3 расходуется v(FeS2)= 0,75/2 = 0,375 моль m(FeS2)=0,375•120 = 45 г |
Ответ | Масса пирита 45 г. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий