ПОНЕДЕЛЬНИК, 11.04.22 г. 403, 405, 308
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ:
СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ, И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ .
ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя.
Моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:- соблюдать отведенное время;- разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.
ГРУППА 403 ХИМИЯ 61,62
ТЕМА: Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Если для металлов характерны только нулевая степень окисления (в состоянии простого вещества) и положительные степени окисления в соединениях, то неметаллы в своем большинстве проявляют как как нулевые (в простом состоянии), так и положительные и отрицательные степени окисления в соединениях. Только фтор в соединениях всегда проявляет степень окисления -1, и кислород - 2.
Лишь в немногочисленных соединениях со фтором кислород проявляет степень окисления +1
Таким образом, простое вещество фтор в реакция - всегда окислитель, простое вещество кислород в реакциях - почти всегда окислитель. Остальные неметаллы в соединениях могут иметь
как положительные, так и отрицательные степени окисления в соединениях , то есть проявлять как окислительные, так и свойства. восстановительные свойства.
Задание: записать по 3 уравнения реакции характеризующей эти свойства, указать окислители и восстановители.
а) взаимодействие неметаллов с металлами. В этих реакциях металлы всегда восстановители, а неметаллы - всегда окислители.
Чем выше окислительная способность неметалла, тем более глубоким будет окислительное действие на металл. Если металл проявляет переменную степень окисления в соединениях, то более активный неметалл окисляет металл до более высокой степени окисления.
+8
Оs + 4F₂ = OsF₈
2Os + 3Cl₂ = 2OsCl₃
2Os + 2I₂ = 2OsI₂
Малоактивные неметаллы проявляют окислительные свойства только по отношению к активным металлам, например:
2Na⁰ + H₂⁰ = Na⁺H⁻ Ca⁰ + H₂⁰ = Ca⁺²H₂
А вот активный фтор взаимодействует не только с большинством металлов средней активности, но также и со многими металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода, например с платиной:
Pt + 2F₂ = PtF4
Как было сказано неметаллы могут вступать в реакцию с другими неметаллами, но при этом надо учитывать, что более активные неметаллы в этих реакциях будут окислителями, а менее активные - восстановителями
Например, в реакции углерода с кислородом
С⁰ + О₂⁰ = С⁺⁴ О₂⁻² углерод - восстановитель, кислород - окислитель.
А в реакции углерода с водородом С + 2Н₂ = С⁻⁴Н₄⁺¹ углерод -окислитель, а водород - восстановитель
Но реакции между неметаллами зависят не только от положения
неметаллов в ряду напряжений, но также от состояния неметаллов и прочности связей между атомами неметаллов в молекуле.
Например, кислород легко реагирует с водородом при поджигании, с фосфором при нагревании, с азотом - при температуре выше 2000⁰ + катализатор, а реакция между хлором и кислородом - практически не осуществима.
В реакции с водой активность неметаллов проявляется по разному.
Сl₂⁰ + H2O + HCl⁻¹ + HCl⁺¹O
По такой же схеме реагирут иод, но реакция протекает очень медленно
Тема:
Практическая работа №2 |
ТЕМА: Практическая работа №2
Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. (ПОСМОТРИТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ОФОРМИТЕ РАБОТУ, ЕЩЕ ИМЕЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ПО ЭТОЙ РАБОТЕ ВО ВКЛАДКЕ "ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ"
ГРУППА 405 ХИМИЯ 39
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп (ОН-).
С точки зрения теории электролитической диссоциации это электролиты (вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток), диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы только гидроксид - ионов ОН-.
Растворимые в воде основания называются щелочами. К ним относятся основания, которые образованы металлами 1-й группы главной подгруппы (LiOH, NaOH и другие) и щелочноземельными металлами (Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2). Основания, образованные металлами других групп периодической системы в воде практически не растворяются. Щелочи в воде диссоциируют полностью:
NaOH ® Na+ +
Многокислотные основания в воде диссоциируют ступенчато:
Ba(OH)2 ® BaOH+ +
Ba(OH)+ Ba2+ +
Cтупенчатой диссоциацией оснований объясняется образование основных солей.
Получение
1. Взаимодействие активного металла с водой:
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
Ca + 2H2O → Ca(OH)2 + H2
Mg + 2H2O Mg(OH)2 + H2
2. Взаимодействие основных оксидов с водой (только для щелочных и щелочноземельных металлов):
Na2O + H2O → 2NaOH,
CaO + H2O → Ca(OH)2.
3. Промышленным способом получения щелочей является электролиз растворов солей:
2NaCI + 4H2O 2NaOH + 2H2 + CI2
4. Взаимодействие растворимых солей со щелочами, причем для нерастворимых оснований это единственный способ получения:
Na2SO4 + Ba(OH)2 → 2NaOH + BaSO4
MgSO4 + 2NaOH → Mg(OH)2 + Na2SO4.
Нерастворимые основания
Определение Нерастворимые основания ― основания, в составе которых нет активных металлов (подгруппы Ia и IIа ниже магния).
Получение • Способ получения нерастворимых оснований ― соль + щелочь: Fe(NO3)3 + 3NaOH → Fe (OH)3↓ + 3NaNO3 Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3 • Нерастворимые основания нельзя получить из соответствующего оксида и воды ― они не реагируют (искл.оксид магния). MeO + H2O — не реагирует Неактивный Классификация нерастворимых оснований • основные • амфотерные нерастворимые основания основные амфотерные формула MeOH +1; +2 (кр. искл) MeOH +3; +4; (+2) искл. разлагаются при повышении температуры Cu(OH)2 → CuO + H2O синий черный во влажном состоянии Zn(OH)2 → ZnO + H2O реагируют с кислотами Mg(OH)2 + 2HCl → MgCl2 +2H2O Mg(OH)2 + 2H+ → Mg2+ + 2H2O Be(OH)2 + 2HCl → BeCl2 + 2H2O Be(OH)2 + 2H+ → Be2+ + 2H2O реагирует со щелочами в растворе NaOH + Al(OH)3 → Na[Al(OH)4] OH- + Al(OH)3 → [Al(OH)
ТЕМА: Основные направления эволюционного процесса. Л.Р.№3«Ароморфозы и идиоадаптации организмов».
- увеличение численности особей;
- расширение ареала;
- увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
- двусторонняя симметрия тела;
- сквозной кишечник;
- трахейное дыхание у членистоногих;
- лёгочное дыхание у позвоночных;
- альвеолярные лёгкие;
- четырёхкамерное сердце;
- два круга кровообращения;
- теплокровность.
- возникновение фотосинтеза;
- формирование тканей;
- возникновение листа, стебля, корня;
- появление семени;
- образование цветка и плода.
- разные типы листьев и стеблей у растений;
- разное строение цветков у растений;
- видоизменения побега растений;
- разные клювы у птиц;
- разная форма тела и окраска рыб;
- разные типы ротовых аппаратов насекомых.
- упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
- редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
- редукция головы у двустворчатых моллюсков;
- исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
- редукция листьев у паразитических растений.
- снижение численности особей в систематических группах;
- сужение ареала;
- уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).
Лабораторная работа № 3 по биологии .
Тема: Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых).
Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.
Ход работы
1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся у них органы и заполни Таблицу 1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
2.Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты сходства и различия и заполни Таблицу 2. Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых.
Таблица 1. Ароморфозы растений
растение | Органы растения |
Ламинария | Слоевище, ризоиды. |
Папоротник орляк | Корень, стебель, листья, споры. |
Сосна крымская | Корень, стебель, листья, семена. |
Лютик ползучий | Корень, стебель, листья, цветки, семена. |
Ароморфозы – это существенные эволюционные изменения, повышающие уровень организации организмов.
Ароморфозы растений:
- появление корня;
- разделение тела на стебель и листообразные пластинки;
- возникновение оплодотворения, не связанного с водой;
- возникновение семенных зачатков;
- возникновение семени;
- возникновение хвои;
- появление шишки – видоизменённого побега;
- появление в цветках половых органов – мужских (антеридии) и женских (архегонии);
- появление способности к опылению насекомыми.
Вывод: эволюция растений от водорослей до покрытосеменных шла по направлению ароморфозов. В результате ароморфозов повышался уровень организации растений, образовывались новые классы растений, у растений появлялись значительные преимущества в борьбе за выживание и возможность перехода в другую среду обитания.
Таблица 2. Идиоадаптации у насекомых
Отряд насекомых | Части тела | Конечности | Крылья | Ротовой аппарат |
двукрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара хорошо развита, задняя пара - жужжальца | Лижуще-сосущий (муха), колюще-сосущий (комар). |
чешуекрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев, покрытых чешуйками | Сосущий (бабочка), грызущий (моль). |
прямокрылые | Голова, грудь, брюшко. | 3 пары ног | 2 пары крыльев: передняя пара – надкрылья, задняя пара – широкие перепончатые крылья. | Грызущий (кузнечик). |
Идиоадаптации – это прогрессивные, но незначительные эволюционные изменения.
Идиоадаптации у насекомых проявляются в различном строении ротовых аппаратов. Появление большого разнообразия видов насекомых – следствие их эволюционного развития по пути идиоадаптаций.
Вывод: в результате идиоадаптаций насекомые приспосабливались к среде обитания, образовывались новые виды, рода, семейства, отряды внутри класса. Уровень организации организмов не изменялся.
ТЕМА:Развитие представлений о возникновении жизни. |
- абиогенный синтез органических веществ;
- образование биополимеров;
- формирование мембранных структур и появление самовоспроизведения.
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО БИОЛОГИИ
Вариант I
1. Приспособленность организмов к среде называют:
а) адаптацией б) изменчивостью
в) эволюцией г) наследственностью
2. Перечислите уровни организации жизни, начиная с низшего:
а) клеточный б) организменный
в) экосистемный г) молекулярный
д) тканевыйе) органный
ж) популяционно-видовой з) биосферный
3. Обмен веществами и энергией с окружающей средой начинается на уровне:
а) атомов г) органов б) клеток д) тканей в) молекул
4. Элементарной единицей живого принято считать:
а) молекулу г) ткань б) атом д) орган в) клетку
5. Термин биология первым стал использовать знаменитый … естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк в … году.
а) английский д) 1602
б) австрийский е) 1702
в) немецкий ж) 1802
г) французский з) 1902
6. Общая биология — наука, изучающая:
а) все явления природы б) строение растений и животных
в) функционирование растений и животных
г) основные закономерности живой природы
7. Важнейшие органические соединения:
а) липиды г) углеводы
б) белки д) биоэлементы
в) вода е) нуклеиновыекислоты
8. Найдите синоним слову жиры:
а) белки в) липиды
б) углеводы г) нуклеиновые кислоты
9. Какой элемент особенно необходим для щитовидной железы?
а) F б) Cl в) J г) Br
10.Сколько процентов воды содержит головной мозг человека?
а) 10 б) 20 в) 40 г) 85
11. В молекуле воды связи между атомами водорода и кислорода называются:
а) водными д) ковалентными полярными б) водородными
в) кислородными е) ковалентными неполярнымиг) ионными
12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря катионам:
а) кальция в) магния б) калия г) натрия
13. Сколько различных аминокислот входит в состав белков?
а) 8 б) 20 в) 300 г) более 500
14. Инсулин — это ... (укажите все подходящие пункты).
а) мономер д) гормон
б) полимер е) фермент
в) полипептид ж) белок
г) радикал з) аминокислота
15. Для образования в организме
молекулы белка необходимо:
а) большое количество аминокислот б) определенные ферменты
в) разнообразные пептидные связи г) большое количество времени
16. Что правильно?
а) в клетках растений белков больше, чем углеводов
б) в молоке содержится весь набор разных аминокислот
в) цистеин — аминокислота, содержащая атом серы
г) гидрофобные участки белка располагаются на поверхности
17. Кератин — это белок, из которого состоят перья, когти, копыта, рога. Такие белки являются:
а) глобулярными в) нерастворимыми
б) фибриллярными г) растворимыми
18. Какую функцию выполняют ферменты?
а) защитную д) каталитическую б) регуляторную е) транспортную
в) сигнальную ж) запасающую г) структурную з) двигательнуюи) энергетическую
19. Химическое название пищевого сахара:
а) глюкоза г) мальтоза б) сахароза д) галактоза в) фруктоза е) лактоза
20. Мономеры нуклеиновых кислот:
а) молекулы рибозы б) молекулы дезоксирибозыв) нуклеотиды
г) азотистые основания д) остатки фосфорной кислоты
е) молекулы пентозы ж) аденин, гуанин, цитозин, урацил
з) аденин, гуанин, цитозин, тимин
21. Если в одной нити у молекулы ДНК есть последовательность ЦААГ, то в комплементарной нити ей соответствует:
а) ГУУЦ в) ГТТЦ б) АГЦА г) УТТГ
22. Термин клетка впервые употребил:
а) Гук г) Шванн б) Левенгук д) Шлейден в) Броун е) Вирхов
23. Органеллы делятся на две большие группы:
а) ядерные и безъядерныеб) мембранные и немембранные
в) прокариотическиеиэукариотическиег) клеточные и неклеточные
24. Пиноцитозом называют:
а) поглощение бактерий лейкоцитами
б) поглощение бактерий амебами
в) проникновение капель жидкости через мембрану
г) слияние в клетке маленьких пузырьков в один большой
25. Источником энергии для клетки может служить:
а) кислород в) липиды б) углеводы г) белки
26. Расположите по порядку периоды жизни клетки:
а) анафаза г) профаза б) метафаза д) интерфаза в) телофаза
27. Биологическая сущность мейоза заключается в том, что:
а) появляется возможность кроссинговера хромосом
б) возникает возможность появления уникальных организмов
в) образуются гаметы с уменьшенным вдвое набором хромосом
г) формируются два типа гамет — мужские и женские
28. Генетика изучает:
а) законы изменчивости живых организмов
б) материальные основы наследственности и изменчивости
в) законы наследственности живых организмов
г) законы появления новых признаков у животных и растений
29. Закончите смысловой ряд:хромосома — ген — … .
а) триплет б) участок ДНК в) азотистое основание г) нуклеотид
30. Коровы дают молоко, поскольку только у них есть гены, которые:
а) отвечают за его образование
б) проявляются у женских особей
в) способны к кроссинговеру
г) контролируют его синтез в гомозиготном состоянии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий