пятница, 25 марта 2022 г.

 ПЯТНИЦА, 25.03.22г. 401, 301 


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО  НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ: 

СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И  НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ,  И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . ВНИМАНИЕ!!! На выполнение задания отводится 1 неделя. Моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

Критерии оценивания: Для получения положительной оценки обучающийся должен:    -соблюдать отведенное время; - разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.

ГРУППА 401 ХИМИЯ 40,41

ТЕМА: Разложение нерастворимых в воде оснований. 

 ТЕМА: Основные способы получения оснований.

Способы получения оснований

1. Щёлочи получают взаимодействием металлов и их оксидов с водой:

2. Основания получают электролизом соответствующих солей.

Электролиз раствора NaCl:

3. Нерастворимые основания получают действием щёлочи на соответствующие соли:

Амфотерные гидроксиды занимают промежуточное положение между основаниями и кислотами, так как проявляют и кислотные, и основные свойства.

Амфотерные гидроксиды — вещества, которые при диссоциации образуют одновременно катионы водорода — Н(т. е. проявляют кислотные свойства) и гидроксид-ионы — ОН- (т. е. проявляют основные свойства).

Диссоциация, как основания: 

Диссоциация, как кислоты:

Примерами таких гидроксидов являются А1(ОН)3 — гидроксид алюминия, Zn(OH)2 — гидроксид цинка, РЬ(ОН)2 — гидроксид свинца (II), Fe(OH)3 — гидроксид железа (III), Ве(ОН)2 — гидроксид бериллия и другие. Амфотерные гидроксиды взаимодействуют как с растворами кислот, так и с растворами оснований с образованием солей: 

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • 1. Какие из приведённых оснований являются амфотерными: КОН, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Ве(ОН)2, А1(ОН)3, Mg(OH)2, РЬ(ОН)2?
  • 2. Какие из оснований (NaOH, Cu(OH)2, А1(ОН)3) реагируют со следующими веществами: НС1, КОН, MgCl2?
  • 3. Какие из приведённых оснований разлагаются при нагревании на оксид и воду? NaOH, А1(ОН)3, Ва(ОН)2, РЬ(ОН)2.
  • 4. Напишите схемы диссоциаций амфотерных гидроксидов Ве(ОН)2 и А1(ОН)3.
  • 5. Расположите вещества в порядке возрастания основных свойств: LiOH, NaOH, КОН, RbOH.
  • 6. Используя представления о кислотах и основаниях, расположите следующие вещества в порядке возрастания основных свойств: КОН, RbOH, Mg(OH)2, Ве(ОН)2.

ТЕСТЫ

  • 1. Какое из веществ проявляет наиболее сильные основные свойства?
  • а) Ве(ОН)2; в) Mg(OH)2;
  • б) Ва(ОН)2; г) Са(ОН)2.
  • 2. Какой из гидроксидов проявляет амфотерные свойства?
  • а) Mg(OH)2; в) Са(ОН)2;
  • б) Ве(ОН)2; г) КОН.
  • 3. С каким из приведённых веществ не реагирует гидроксид бария?
  • а) НС1; в) Fe2(S04)3;
  • б) NaOH; г) С02.
  • 4. Какой из гидроксидов нельзя получить путём взаимодействия соответствующего оксида с водой?
  • а) NaOH; в) А1(ОН)3;
  • б) Са(ОН)2; г) Mg(OH)2.

 Просмотрите опыт

Получение нерастворимых оснований (запишите реакции, )

  1. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на воду и соответствующий основанию оксид металла, например:

t0 t0

Cu(OH)= CuO + H2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

ТЕМА: Соли и их свойства.  Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом.


Соли это сложные вещества, состоящие из одного (нескольких) атомов металла (или более сложных катионных групп, например, аммонийных групп NН4+, гидроксилированных групп Ме(ОН)nm+) и одного (нескольких) кислотных остатков. Общая формула солей МеnАm, где А - кислотный остаток. Соли (с точки зрения электролитической диссоциации) представляют собой электролиты, диссоциирующие в водных растворах на катионы металла (или аммония NН4+) и анионы кислотного остатка.

Классификация. По составу соли подразделяют на средние (нормальные), кислые (гидросоли), основные (гидроксосоли)двойныесмешанные и комплексные (см. таблицу).

 

Таблица - Классификация солей по составу

СОЛИ

Средние

(нормальные) - продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл

AlCl3

Кислые(гидросоли) - продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл

КHSO4

Основные (гидроксосоли) -продукт неполного замещения ОН-групп основания на кислотный остаток

FeOHCl

Двойные - содержат два разных металла и один кислотный остаток

КNaSO4

Смешанные - содержат один металл и несколько кислотных остатков

CaClBr

Комплексные

[Cu(NH3)4]SO4

 

Физические свойства. Соли - это кристаллические вещества разных цветов и разной растворимости в воде.

 

Химические свойства

 

1) Диссоциация. Средние, двойные и смешанные соли диссоциируют одноступенчато. У кислых и основных солей диссоциация происходит ступенчато.

 

NaCl  Na+ + Cl.

КNaSO4  К+ + Na+ + SO42– .

CaClBr  Ca2+ + Cl + Br.

КHSO4  К+ + НSO4                     HSO4  H+ + SO42–.

FeOHClFeOH+ + Cl                   FeOH+Fe2+ + OH.

[Cu(NH3)4]SO [Cu(NH3)4]2+ + SO42–                   [Cu(NH3)4]2+  Cu2+ + 4NH3.

 

2) Взаимодействие с индикаторами. В результате гидролиза в растворах солей накапливаются ионы Н+ (кислая среда) или ионы ОН (щелочная среда). Гидролизу подвергаются растворимые соли, образованные хотя бы одним слабым электролитом. Растворы таких солей взаимодействуют с индикаторами:

 

индикатор + Н+ (ОН)  окрашенное соединение.

 

AlCl+ H2 AlOHCl2 + HCl       Al3+ + H2 AlOH2+ + H+

 

3) Разложение при нагревании. При нагревании некоторых солей они разлагаются на оксид металла и кислотный оксид:

 

СаСO3  СаO + СО2­.

 

Соли бескислородных кислот при нагревании могут распадаться на простые вещества:

 

2AgCl  Ag + Cl2­.

 

Соли, образованные кислотами-окислителями, разлагаются сложнее:

NO3  NO2 + O2­.

4) Взаимодействие с кислотамиРеакция происходит, если соль образована более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок.

2HCl + Na2CO ® 2NaCl + CO2­ + H2O              2H+ + CO32– ® CO2­ + H2O.

СaCl2 + H2SO4 ® CaSO4¯ + 2HCl             Сa2+ + SO42- ® CaSO4¯.

Основные соли при действии кислот переходят в средние:

 

FeOHCl + HCl ® FeCl2 + H2O.

 

Средние соли, образованные многоосновными кислотами, при взаимодействии с ними образуют кислые соли:

 

Na2SO4 + H2SO4 ® 2NaHSO4.

 

5) Взаимодействие со щелочами. Со щелочами реагируют соли, катионам которых соответствуют нерастворимые основания.

 

 CuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2¯ + Na2SO4              Cu2+ + 2OH– ® Cu(OH)2¯.

 

6) Взаимодействие друг с другомРеакция происходит, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок.

AgNO3 + NaCl ® AgCl¯ + NaNO3                             Ag+ + Cl– ® AgCl¯.

7) Взаимодействие с металлами. Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий за ним из раствора его соли:

Fe + CuSO4 ® Cu¯ + FeSO4            Fe + Cu2+ ® Cu¯ + Fe2+.

LiRbKBaSrCaNaMgAlMnZnCrFeCdCoNiSnPb, H, SbBiCuHgAgPdPtAu

8) Электролиз (разложение под действием постоянного электрического тока). Соли подвергаются электролизу в растворах и расплавах:

 

2NaCl + 2H2H2­ + 2NaOH + Cl2­.

2NaClрасплав 2Na + Cl2­.

 

9) Взаимодействие с кислотными оксидами.

 

СО2 + Na2SiO ® Na2CO + SiO2

 

Na2CO + SiO2  СО2­ + Na2SiO3

 

Получение. 1) Взаимодействием металлов с неметаллами:

 

2Na + Cl2 ® 2NaCl.

 

2) Взаимодействием основных и амфотерных оксидов с кислотными оксидами:

 

 CaO + SiO2 CaSiO3                       ZnO + SO3 ZnSO4.

 

3) Взаимодействием основных оксидов с амфотерными оксидами:

 

Na2O + ZnO  Na2ZnO2.

 

4) Взаимодействием металлов с кислотами:

 

2HCl + Fe ® FeCl2 + H2­.

 

5Взаимодействием основных и амфотерных оксидов с кислотами:

 

Na2O + 2HNO3 ® 2NaNO3 + H2O                      ZnO + H2SO4 ® ZnSO4 + H2O.

 

6) Взаимодействием амфотерных оксидов и гидроксидов со щелочами:

 

В растворе: 2NaOH ZnO H2® Na2[Zn(OH)4]              2OH ZnO + H2О ® [Zn(OH)4]2–.

При сплавлении с амфотерным оксидом: 2NaOH ZnO  Na2ZnO2 + H2O.

В растворе: 2NaOH Zn(OH)2 ® Na2[Zn(OH)4]                 2OH   Zn(OH)2 ® [Zn(OH)4]2–

При сплавлении: 2NaOH Zn(OH)2  Na2ZnO2 + 2H2O.

 

7) Взаимодействием гидроксидов металлов с кислотами:

 

Ca(OH)2 + H2SO4 ® CaSO4¯ + 2H2O                         Zn(OH)2 + H2SO4 ® ZnSO4 + 2H2O.

 

8) Взаимодействием кислот с солями:

 

2HCl + Na2® 2NaCl + Н2S­.

 

9) Взаимодействием солей со щелочами:

 

ZnSО4 2NaOH ® Na2SO4 + Zn(OH)2¯.

 

10) Взаимодействием солей друг с другом:

 

AgNO3 + KCl ® AgCl¯ + KNO3.




ГРУППА 301 ХИМИЯ 57,58

ТЕМА: Подготовка к дифференцированному зачету (ДЗ) .Повторение.

 

1. Одноосновная бескислородная кислота

А) H2S    Б) H2CO3    В)  HF      Г) HNO3

2. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении  BaCl2 + H2SO4=

А) 11     Б)   10     В)  7     Г)  9

3. Коэффициенты перед  AlCL3   и  NH4Cl    в уравнении реакции                                                         NH4NO3 + AlCL3 = Al(NO3)3  + NH4Cl    соответственно равны…

А) 1 и 2      Б)  1 и 3    В)     3 и 1     Г) 2 и 1

4. Элементы только побочных подгрупп находятся в ряду

А) Sc, Mo, W         Б) Ta, Ca, Mn           В) As, Br, Cr          Г) Sb, Co, Ge

5. Металлические свойства убывают в ряду

А) GeSnPb     Б) Sr,  Y,  Mo      В) Tc,  Nb,  Sr        Г)  KRbCs

6. Самый активный неметалл

А) At      Б) F        В)  B         Г)  Si

7. Максимальная валентность атома  Se  равна

А) 2              Б)  4              В)  8                    Г)   6

8. Относительная молекулярная масса K2S

А)  71     Б)  110 ат. ед. м.    В)  110     Г)  71 ат. ед. м.

9. Электронное строение атома калия соответствует выражению

А) 1S22S22P63S23P64S1           Б) 1S22S22P63S23P63d1

В) 1S22S22P63S23P                        Г) 1S22S22P63S23P64S2

10. Количество элементов в 5 периоде

А)  18        Б)  32        В)  8             Г) 24

11. Максимальное число электронов на р-орбиталях:

 

А) 2;            Б) 6;            В) 10;             Г) 14.

 

12. Число нейтронов в атоме цинка равно:

 

А) 65;             Б) 22;            В) 30;              Г) 35.

 

13. В периоде слева направо уменьшается


А) число уровней       Б) число валентных электронов 
В) радиус атома         Г) активность неметаллов

 

14. Степень окисления атома углерода в соединении Ca(ClO2)2   равна

 

А ) -4                 Б) -3               В) +4               Г) +3

 

15.  Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении реакции взаимодействия хлорида кальция и нитрата серебра
А) 10             Б) 8            В) 14            Г) 12

16. Сокращённое ионное уравнение: Fe2+ + 2OH- = Fe (OH)2 соответствует взаимодействию

А) FeCO3 + 2NaOH           В) Fe(NO3)+ 2NaOH         С) FeSiO3 + LiOH

D) FeCl2 + Cu(OH)2           Е) FeS+ 2KOH

 

17. Изомером бутина-1 является вещество:

 

A)     СН2=СН - С2Н5

 

Б)       СН3 – СН – СН3

                         ׀

                      СН3                    

В)    НС ≡С – С2Н5                      

Г)  Н2С = СН – СН2 – СН3

 

18. При по­вы­ше­нии дав­ле­ния хи­ми­че­ское рав­но­ве­сие сме­стит­ся в сто­ро­ну ис­ход­ных ве­ществ в системе…

А)2SO2 + O2 2SO3 +Q

Б)  CH4 + H2O  CO + 3H2 - Q

В)  CO + 2H2 CH3OH + Q

Г) 4HCl + O2 2H2O + Cl2 + Q

 

19. «Бесцветная жидкость с резким запахом, легче воды, хорошо растворим в воде, гигроскопичен, обладает бактерицидными свойствами» - данные свойства  соответствуют:

А)  бензол       Б)  этиловый спирт      В)  сахароза     Г) бензол

20. Название вещества

а) 3 метал 5 пропил гептан                 б) 3 пропил 5 метил гептен3   

в) 3 пропил 5 метил гептан                г)  2, 5 диметил 3этил гептен 3

21. (Выбрать несколько вариантов ответа)С какими веществами  взаимодействует HNO3

а) HCL      б) Mg     в)  P2O5      г)  Fe2O3

22(Выбрать несколько вариантов ответа)Выбрать кислоты:

 

А) MgCl2       Б) Al(OH)3    В) H3PO4     Г) HF     Д) NaOH    Е) CO2

 

23. (Выбрать несколько вариантов ответа)Прочитать текст.

Для изготовления активированного угля используют различные углеродсодержащие материалы органического происхождения: торф, каменноугольный кокс, древесный и коксовый угли. В результате получают вещество, обладающее высокими адсорбирующими и каталитическими свойствами. Именно большое количество пор обуславливает мощную впитывающую способность активированного угля, который используют для поглощения токсических веществ, газообразных соединений. Однако при этом уголь слабо поглощает такие соединения, как щелочи и кислоты. Использование активированного угля эффективно впервые 12 часов после отравления. При отравлении, в том числе тяжелом, активированный уголь нужно принимать еще до промывания желудка. Принимать уголь нужно в расчете 1 таблетка на 10 кг веса. Попадая в организм уголь, подобно губке, впитывает в себя вредные вещества и спустя некоторое время естественным путем выводится вместе с ними.

 

Выбрать истинные суждения, согласно тексту.(Ответов несколько)

А) Активированный уголь делают из древесного угля

Б)  Лучше всего уголь использовать после промывания желудка

В) Активированный уголь эффективен при любых отравлениях

Г) Для подростка весом 60кг нужно выпить 3 таблетки угля

Д) Для подростка весом 60кг нужно выпить 6 таблеток угля

Е) Активированный уголь является адсорбентом

Ж) Эффективнее использовать порошок угля  чем таблетки

 

 

Часть В

1. Соотнести виды химической связи и формулу вещества

1) ковалентная полярная

2) ионная

А) NaCl      Б)  HCl      В)  Mg(OH)2      Г)  Cl2     Д) NO2

Ответ оформите  в виде таблицы:

1

2

 

 

2.  Соотнести название продукта и тип дисперсной системы:

1) суспензия

2) порошок

3) гель

А) мука     Б) компот     В) цукаты     Г) холодец

Ответ оформите  в виде таблицы:

1

2

3

 

 

 

3.Соотнести формулы веществ и класс углеводородов. Ответ представить в виде таблицы.

 

Формулы                                           Класс углеводородов

А) С4Н10                                                        1) Алканы

Б) С6Н12                                                        2) Алкены

В) С2Н                                                         3) Алкины

Г) С4Н8

Д) С8Н16

Е) С5Н8

4. Соотнести формулу вещества и название класса углеводородов:

1)                          А)  предельные углеводороды

2)                               Б) циклопарафины

3)                         В)  альдегиды

4)                    Г)  ацетиленовые углеводороды

 

 

Часть С

21. В 15%-ном рас­тво­р   кис­ло­ты мас­сой 300 г добавили 30г. Рас­счи­тай­те мас­со­вую долю сер­ной кис­ло­ты в по­лу­чен­ном рас­тво­ре.

30.Записать два изомера и два гомолога для 2- метил пентана

31.Осуществить схему превращений:

CH3 ─  CH3  →  CH2 ═CH2 → CH ≡CH


Комментариев нет:

Отправить комментарий