24.10.22г. ПОНЕДЕЛЬНИК 501,408,406,405
Здравствуйте, уважаемые студенты, записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту rimma.lu@gmail.com . Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы
моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
ГРУППА 501 БИОЛОГИЯ 7,8
ТЕМА7: АТФ и другие органические соединения клетки.
Универсальным источником энергии во всех клетках служит
Нуклеотиды могут также принимать участие в регуляции окислительных процессов в клетке.
Витамины принимают участие в обмене веществ преимущественно как составная часть сложных ферментов. Их отсутствие или недостаток приводит к тяжёлым нарушениям жизнедеятельности организма.
ТЕМА 8:Клетка – элементарная единица живого.
Клетка - элементарная единица структурной организации живой материи
Клетка — элементарная единица структуры, функции и развития живой материи, которая характеризуется подразделением на ядро (или нуклеоид), цитоплазму и клеточную мембрану и обладает всем комплексом свойств живого: самовоспроизведением, саморазвитием, ростом, саморегуляцией, обменом веществ и энергии, раздражимостью, подвижностью, адаптацией и способностью противостоять энтропии.
В состав многоклеточных организмов наряду с клетками входят симпласты, синцитии1 и межклеточное вещество. Однако ведущей формой структурной организации организмов, безусловно, является клетка, поскольку все перечисленные выше формы являются либо производными клетки (клеток), либо образуются в результате ее синтетической деятельности.
Все клеточные формы органического мира, как указывалось выше, подразделяются на прокариот и эукариот; их сравнительная характеристика представлена в табл. 3.1 и на рис. 3.1.
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот
Признаки и свойства | Прокариоты | Эукариоты |
Морфологически оформленное ядро | Отсутствует | Имеется |
Нуклеоид* | И меется | Отсутствует |
Форма молекулы ДНК | Кольцевая | Линейная |
Длина ДНК | 1 (условно) | 1000 (по отношению к прокариотам) |
Ядерные белки, связанные с ДНК | Отсутствуют | Имеются |
CRISPR-систсма в геноме** | Имеется | Отсутствует |
Плоидность генома | Гаплоидный | Диплоидный*** |
Фенотипические проявления мутаций | Каждая мутация реализуется в фенотипе | Возможно сохранение мутантного рецессивного гена в гетерозиготном состоянии |
Микротрубочки и состоящие из них структуры (цеитриоли и др.) | Отсутствуют | Имеются |
Деление митозом | Не характерно**** | Характерно |
Клеточная оболочка | Плазмалемма + клеточная стенка (из пептидоглика- нов) | Плазмалемма (+ клеточная стенка из целлюлозы у растений и хитина — у грибов) |
Сократительные белки (актин и миозин) | Отсутствуют | Имеются |
1 Симпласты и синцитии состоят из единой цитоплазмы с множеством ядер и покрыты клеточной мембраной. Симпласты образуются в результате слияния нескольких клеток (скелетное мышечное волокно), синцитии — в результате многократного митотического деления ядра без последующего разделения клеточного тела (часть сперматогенного эпителия).
Признаки и свойства | Прокариоты | Эукариоты |
Жгутики | Пить жгхтика построена из субъединиц белка флагсл- лина, образующих спираль | Каждый жгутик содержит набор микротрубочек, собранных в группы |
Способ питания | Голофитный (всасывание растворенных веществ; не способны к образованию псевдоподий) | Голозойный (захват твердых частиц) |
Система внутриклеточных мембран | Отсутствует (внутриклеточные потоки не упорядочены) | Имеется (внутриклеточные потоки упорядочены) |
Рибосомы | Имеются, масса небольшая | Имеются |
Митохондрии и хлоропласты | Отсутствуют | Имеются |
Локализация биоэнергетических структур | Клеточная оболочка | Митохондрии |
Эволюционные перспективы | Адаптивная эволюция (структурные перестройки невозможны) | 11рогрессивная (возможны глубокие структурные преобразования) |
* Находящаяся в центре прокариотической клетки структура, имеющая форму ромашки (центральная часть — остов — образован РНК, «лепестки» — около 50 петель ДНК).
** Особая генетическая конструкция, обеспечивающая иммунную защиту бактерий от вирусов и играющая определенную роль в рекомбинации и репарации ДНК.
*** За исключением половых клеток и соматических клеток некоторых водорослей, грибов, растений (мхов).
**** Прокариотические клетки размножаются простым поперечным делением.
Рис. 3.1. Общая схема строения прокариотической (я) и эукариотической (6) клеток:
1 — плазматическая мембрана; 2 — клеточная стенка; 3 — жгутик; 4 — нуклеоид; 5 — рибосомы; 6 — ядро; 7 — мембранные органеллы
Эукариоты в эволюционном плане оказались более перспективными по сравнению с прокариотами, так как:
- • содержали больший объем генетической информации (двойной набор генов, множество копий отдельных генов);
- • имели возможность накапливать в популяциях особей рецессивные мутантные гены в гетерозиготном состоянии и тем самым формировать резерв наследственной изменчивости (важное условие для эффективного протекания естественного отбора);
- • могли осуществлять более тонкую и сложную регуляцию жизнедеятельности клеток (множество регуляторных генов, возможность использовать геном по частям);
- • имели более совершенную пространственно-временную организацию метаболизма (благодаря компартментации внутреннего объема клетки, т.е. разделения пространства клетки мембранами на отсеки);
- • обладали более пластичной клеточной оболочкой, способной к образованию разнообразных межклеточных соединений с различными функциями (контактов);
- • имели высокосовершенный механизм воспроизведения генетически идентичных клеток (митоз), на базе которого при дальнейшей эволюции многоклеточных форм возник мейоз;
- • обладали более эффективным механизмом извлечения и аккумулирования энергии (дыхание).
ГРУППА 406 ХИМИЯ 7
ТЕМА 7:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 |
Получение, собирание и распознавание газов.
Практическая работа №2
ТЕМА: Получение, распознавание и собирание газов
Цель работы: Совершенствовать умения выполнять химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию газов.
Ход работы:
Опыт №1. Получение,
собирание и распознавание водорода.
- В
пробирку поместите 2 гранулы цинка и прилейте в нее 1 мл соляной кислоты.
Что наблюдаете?
- Заполните
таблицу:
№ п/п |
Название опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнение реакции |
Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
|
Вывод: Вопросы:
1) Какие
физические свойства водорода вы наблюдали при проведении опыта?
2) Опишите
способ распознавания водорода.
3) Опишите
способ собирания водорода. Почему для собирания водорода используется именно
этот способ?
Опыт №2. Получение,
собирание и распознавание углекислого газа.
- В
химический стакан поместите кусочек мела и прилейте раствор серной
кислоты.
- Через
1 мин внесите в стакан горящую лучинку. Что наблюдаете?
- Заполните
таблицу (см. опыт №1).
- Уравнение реакции получения оксида
углерода (IY) запишите
в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Вывод: Вопросы:
1) Какие
физические свойства углекислого газа вы наблюдали при проведении опыта?
2) Опишите
не менее двух способов распознавания углекислого газа.
3) Опишите
способ собирания углекислого газа. Почему для собирания углекислого газа
используется именно этот способ?
4) Составьте
уравнение реакции взаимодействия оксида углерода (IY) с известковой водой в молекулярном,
полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задачи
1
Условие:
Получение, собирание и распознавание водорода.
Решение:
При добавлении к цинку соляной кислоты наблюдается выделение бесцветного газа — водорода.
При поднесении к спиртовке слышен свистящий звук. Следовательно, водород не чистый, а смешан с воздухом.
Водород собирают в перевернутую пробирку, т. к. он легче воздуха.
2
Условие:
Получение, собирание и распознавание кислорода.
Решение:
При добавлении оксида марганца (IV) пероксид водорода бурно разлагается.
При внесении в пробирку тлеющей лучинки, она разгорается, что свидетельствует о наличии кислорода.
3
Условие:
Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Решение:
При добавлении раствора уксусной кислоты к мрамору (мелу) наблюдается бурное выделение углекислого газа.
При внесении в пробирку горящей лучины, она гаснет.
При пропускании углекислого газа через раствор известковой воды она мутнеет, а потом вновь становится прозрачной.
4
Условие:
Получение, собирание и распознавание аммиака.
Решение:
Ощущается запах аммиака.
Влажная лакмусовая бумажка синеет.
Аммиак имеет резкий запах!
ГРУППА 408 ХИМИЯ 17,18
Тема 17,18: |
Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Цель урока: закрепить и применить знания курса химии в области химических свойств органических веществ;
Оборудование: презентация.
Ход работы
1. В трех пробирках даны следующие вещества: а) гексан; б) бензол; в) раствор уксусной кислоты. Определите каждое из веществ.
Муравьиную кислоту можно определить с помощью аммиачного раствора оксида серебра, при нагревании протекает реакция серебряного зеркала: HCOOH+Ag2O
5C2H5OH + 2KMnO4 + 3H2SO4 ⟶ 5CH3CHO + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O
Комментариев нет:
Отправить комментарий