Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ: 20.02.23г. - 22.02.23г.
Пн.20.02: 306, 401, 401, 408
Вт. 21.02: 508, 505, 505, 501
Ср. 22.02: 406, 505, 401, 505(ЗАМЕНА)
Чт. 23.02:выходной
Пт. 24.02: выходной
Здравствуйте, уважаемые студенты, записывайте дату, тему и выполняйте необходимые записи(ВСЁ подряд не пишите, читайте, выбирайте, можно составить план, ЕСЛИ ЕСТЬ ВИДЕО, НАДО ПОСМОТРЕТЬ ,ВЫПОЛНИТЬ ПО НЕМУ ЗАПИСИ, МНОГО НЕ НУЖНО ПИСАТЬ. Материала может быть выложено много, но это не значит, что всё надо записывать! После этого, сфотографируйте и отошлите мне на почту: rimma.lu@gmail.com Тетрадь привезете, когда перейдем на очную форму обучения.)Справа находится АХИВ БЛОГА , смотрите дату и номер своей группы
Моя почта : rimma.lu@gmail.com Жду ваши фотоотчеты!
ГРУППА 508 БИОЛОГИЯ 31,32
ТЕМА 31: Контрольная работа №1
Задача 1. Дано: кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У них родился голубоглазый ребёнок. Определите генотипы родителей и вероятность рождения ребёнка с карими глазами.
Задача 2. Полидактилия у человека является доминантным признаком, а нормальное строение кистей рук – признак рецессивный. От брака мужчины, имеющего нормальное строение рук с гетерозиготной шестипалой женщиной, родились два ребёнка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТЫ СНАЧАЛА НА БУМАГЕ, ЗАТЕМ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: ТЕСТЫ
ТЕМА 32:Моногибридное скрещивание.
Ген, аллель, хромосомы, гомозиготный, гетерозиготный, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание, гибрид.
Аллельные гены- гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом. Контролируют развитие альтернативных признаков (доминантных и рецессивных - желтая и зеленая окраска семян гороха)
Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные признаки (окраска семян гороха желтая и зеленая).
Анализирующее скрещивание- скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого. Применяется в селекции растений и животных.
Гамета - (от греч. "гаметес" - супруг) - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в "чистом" виде, так как образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.
Генетика (от греч. "генезис" - происхождение) - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Ген (от греч. "генос"-рождение) -участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак, т. е. за структуру определенной молекулы белка.
Генотип – совокупность генов одного организма.
Гетерозигота (от греч. "гетерос" - другой и зигота) - зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.
Гомологичные хромосомы (от греч. "гомос" - одинаковый) - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный:одна хромосома из пары материнского происхождения, другая - отцовского.
Гомозигота (от греч. "гомос" - одинаковый и зигота) зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные АА или оба рецессивные аа). Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.
Доминантный признак (от лат. "едоминас" - господствующий) - преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у
гетерозиготных особей.
Моногибридное скрещивание-скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
Признак рецессивный (от лат. "рецессус" - отступление) признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.
Фенотип - совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания.
Моногибридное скрещивание – это скрещивание, для которого характерным является отличие родительских форм друг от друга по имеющейся одной паре альтернативных, контрастных признаков. Признаком называют любую особенность организма, любое его свойство либо качество, по которому возможно различить особи.
У растений таким свойством является, например, форма венчика (асимметричный или симметричный), его окраска (белый или пурпурный) и т. д. К признакам относят также скорость созревания (позднеспелость либо скороспелость), а также стойкость либо восприимчивость к тем или иным заболеваниям. Все свойства в совокупности, начиная с внешних и заканчивая определенными особенностями в функционировании или структуре клеток, органов, тканей, называются фенотипом. Данное понятие может быть использовано и по отношению к одному из имеющихся альтернативных признаков. Проявление свойств и признаков осуществляется под контролем существующих наследственных факторов – другими словами, генов. В совокупности гены формируют генотип.
Моногибридное скрещивание по Менделю представлено скрещиванием гороха. При этом имеют место такие достаточно хорошо заметные альтернативные свойства, как белые и пурпурные цветки, зеленая и желтая окраска незрелых бобов, морщинистая и гладкая поверхность семян и прочие. Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель, австрийский ботаник Х I Х в., выяснил, что в первом поколении (F1) все гибридные растения обладали цветками пурпурного оттенка, белая же окраска не проявилась. Так был выведен первый закон Менделя о единообразии образцов первого поколения. Кроме того, ученый установил, что в первом поколении все образцы являлись однородными и по всем семи исследуемым им признакам. Таким образом, моногибридное скрещивание предполагает для особей первого поколения наличие альтернативных признаков только одного родителя, в то время как свойства другого родителя как бы исчезают. Преобладание свойств Г. Мендель назвал доминированием, а сами признаки – доминантными. Не проявляющиеся качества ученый назвал рецессивными.
Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель подверг самоопылению выращенные гибриды первого поколения. Сформировавшиеся в них семена ученый высеял снова. В итоге он получил следующее, второе поколение (F2) гибридов. В полученных образцах отмечалось расщепление по альтернативным признакам в примерном соотношении 3:1. Другими словами, три четверти особей второго поколения имели доминантные свойства, а одна четверть – рецессивные. В результате этих опытов Г. Мендель сделал вывод, что рецессивный признак в образцах был подавлен, но не исчез, проявившись во втором поколении. Данное обобщение получило название «Закон расщепления» (второй закон Менделя).
ГРУППА 505 БИОЛОГИЯ 31,32
ТЕМА 31:Возникновение и развитие эволюционных представлений.
Этап | Учёные | Вклад в развитие эволюционных представлений |
Зарождение эволюционных взглядов | Древние философы | Высказывали идеи естественного развития живой природы |
Метафизический | Карл Линней ( | 1. Описал более 2. Ввёл бинарную номенклатуру. 3. Предложил первую классификацию живой природы, основанную на сравнении отдельных признаков. Ошибки: 1. считал виды неизменными, созданными творцом, а приспособленность — изначально целесообразной. 2. Классификация оказалась искусственной, так как исследователь брал во внимание 3. Не учитывал родство организмов. К концу жизни признал возможность изменения видов |
Первое эволюционное учение | Жан Батист Ламарк ( | 1. Создал первое эволюционное учение. 2. Понимал эволюцию как процесс постепенного усложнения организации от низших организмов к высшим. Ввёл понятие градации — постепенного развития от простого к сложному. 3. Считал, что виды находятся в постоянном движении — постепенно изменяются и превращаются в другие виды. Существуют только переходные формы. 4. Показал приспособительный характер изменений. 5. Впервые разделил животных на две большие группы: беспозвоночных и позвоночных. Ошибки: 1. неверно объяснял причины и движущие силы эволюции. Утверждал, что к изменениям приводит внутреннее стремление организмов к усовершенствованию и способность организмов целесообразно реагировать на изменение условий. 2. Считал, что признаки могут изменяться в результате «упражнения и неупражнения» органов. 3. Утверждал, что полезные признаки обязательно передаются потомкам. 4. Отрицал реальность существования видов |
Теория естественного отбора | Чарльз Дарвин ( | Создал учение о естественном отборе |
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии выделяется четыре этапа.
Первый этап - появляются предпосылки к становлению эволюционной биологии, выделению основных направлений изучения эволюции (появляются такие теории, как самозарождение жизни, влияние условий среды на организмы). Основными мыслителями того времени являются Аристотель, Демокрит, Эмпедокл.
На втором этапе основной теорией происхождения и развития жизни на Земле была теологическая, божественная.
Третий этап характеризуется началом классификации живых организмов, где основным направлением становится систематика, выдвижением глобальных торий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель.
Жорж Луи Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.), выдвинул теорию, о том, что человек произошел от обезьяны.
Жорж Кювье стал основателем сравнительной анатомии. Его теория выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.
Ламарк, продолжая идею Линнея о классификации организмов, выдвинул законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются.
Чарльз Дарвин, строя теорию эволюции, утверждал, что окружающий мир постоянно меняется, а уменьшение ресурсов и ограниченность доступа к ним приводит к борьбе за выживание, в результате остаются самые сильные организмы, которые способны дать сильное потомство - происходит естественный отбор.
На четвертом этапе для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина (естественный отбор) и генетику (механизм формирования вида).
При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь (у некоторых видов).
Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов.
История развития и происхождения человеческого вида на протяжении столетий волнует учёных и множество обычных людей. Во все времена на этот счёт выдвигались всевозможные теории.
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА
Вся суть теории происхождения видов Дарвина заключается в комплексе положений, являющихся логичными, способных быть проверенными экспериментально и подтверждённых фактами. Этими положениями являются следующие:
- Любой вид живых организмов включает в себя огромнейший спектр индивидуальной генетической изменчивости, которая может различаться морфологическими, физиологическими, поведенческими и любыми другими признаками. Эта изменчивость может быть непрерывного количественного или прерывистого качественного характера, однако существует в любой момент времени. Найти двух особей, которые были бы абсолютно идентичны по совокупности признаков, невозможно.
- У любого живого организма есть способность быстро увеличивать популяцию. Не может быть никакого исключения из правила, говорящего о том, что органические существа размножаются в такой прогрессии, что если бы они не истреблялись, то одна пара могла бы покрыть потомством всю планету.
- Для любого вида животных имеются только ограниченные ресурсы для жизни. По этой причине большое производство особей должно служить катализатором борьбы за существование либо между представителями одного вида, либо между представителями различных видов, либо с условиями существования. Борьба за существование, согласно теории Дарвина, включает в себя как борьбу представителя какого-либо вида за жизнь, так и его борьбу за успешное обеспечение себя потомством.
- В борьбе за существование способны выжить и успешно производить потомство только самые приспособленные особи, которые имеют особые отклонения, оказавшиеся адаптивными к конкретным условиям среды обитания. Причём, такие отклонения возникают именно случайно, а не реагируя на воздействие среды. И полезность этих отклонений также случайна. Отклонение передаётся потомкам особи, которая выжила, на генетическом уровне, по причине чего они становятся более адаптированными к имеющейся среде обитания, нежели другие особи того же вида.
- Естественный отбор представляет собой процесс выживания и преимущественного размножения приспособленных представителей популяции. Естественный отбор, по словам Дарвина, точно так же постоянно фиксирует любые изменения, сохраняет хорошие и отбрасывает плохие, как это делает селекционер, изучающий множество особей и отбирающий и размножающий лучше из них.
- Применительно к отдельным изолированным разновидностям в различных условиях жизни, естественный отбор приводит к расхождению их признаков и, в итоге, к образованию нового вида.
Данные положения, являющиеся практически безупречными с точки зрения логики, и подкреплённые большим количеством фактического материала, являются основой теории эволюции, которую мы можем видеть сегодня.Задание : посмотрите видео, прочитайте текст под видео и составьте план-конспект.
Фотоотчеты вышлите на почту : rimma.lu@gmail.com
ГРУППА 505 ХИМИЯ 26
ТЕМА 26:Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы.
Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться.
Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости.
Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества.
Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
По соотношению преобладания числа частиц, переходящих в раствор или удаляющихся из раствора, различают растворы насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. По относительным количествам растворенного вещества и растворителя растворы подразделяют на разбавленные и концентрированные.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т.е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным.
Насыщенный раствор содержит максимально возможное (для данных условий) количество растворенного вещества. Следовательно, насыщенным раствором является такой раствор, который находится в равновесии с избытком растворенного вещества. Концентрация насыщенного раствора (растворимость) для данного вещества при строго определенных условиях (температура, растворитель) - величина постоянная.
Раствор, содержащий растворенного вещества больше, чем его должно быть в данных условиях в насыщенном растворе, называется пересыщенным. Пересыщенные растворы представляют собой неустойчивые, неравновесные системы, в которых наблюдается самопроизвольный переход в равновесное состояние. При этом выделяется избыток растворенного вещества, и раствор становится насыщенным.
Насыщенный и ненасыщенный растворы нельзя путать с разбавленным и концентрированным. Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества; концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества. Необходимо подчеркнуть, что понятие разбавленный и концентрированный растворы являются относительными, выражающими только соотношение количеств растворенного вещества и растворителя в растворе.
Растворимость веществ
По растворимости в воде все вещества делятся на три группы:
1) хорошо растворимые, 2) малорастворимые и 3) практически нерастворимые.
Последние называют также нерастворимыми веществами. Однако следует отметить, что
абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек
золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде. Как
известно, растворы серебра или золота в воде убивают микробов. Стекло, серебро, золото - это
примеры практически нерастворимых в воде веществ (твердые вещества). К ним следует также
отнести керосин, растительное масло (жидкие вещества), благородные газы (газообразные
вещества).
Примером малорастворимых в воде веществ могут служить гипс, сульфат свинца (твердые
вещества), диэтиловый эфир, бензол (жидкие вещества), метан, азот, кислород (газообразные
вещества).
Многие вещества в воде растворяются весьма хорошо. Примером таких веществ могут служить
сахар, медный купорос, гидроксид натрия (твердые вещества), спирт, ацетон (жидкие вещества),
хлороводород, аммиак (газообразные вещества).
Из приведенных примеров следует, что растворимость прежде всего зависит от природы веществ.
Кроме того, она зависит также от температуры и давления. Сам процесс растворения обусловлен
взаимодействием частиц растворимого вещества и растворителя; это самопроизвольный процесс.
По соотношению преобладания числа частиц, переходящих в раствор и удаляющихся из раствора,
различают растворы насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные. С другой стороны, по
относительным количествам растворенного вещества и растворителя растворы подразделяют на
разбавленные и концентрированные.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не
растворяется, т. е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом,
называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное
количество данного вещества, — ненасыщенным.
Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к
массе растворителя называют растворимостью этого вещества, или коэффициентом
растворимости:
,
Зависимость растворимости веществ от температуры и природы растворителя.
Растворимость веществ существенно зависит от природы растворяемого вещества и
растворителя, температуры и давления. Причины различной растворимости веществ до конца не
выяснены, хотя их связывают с характером взаимодействия молекул растворителя и
растворенного вещества. Например, известно, что молекулярные кристаллы, структурными
единицами которых являются молекулы с ковалентным неполярным типом связи (сера и др.),
практически нерастворимы в воде, так как энергия разрушения кристаллической решетки
настолько велика, что не может быть компенсирована теплотой сольватации, которая очень мала.
Еще до обоснования теории растворов опытным путем было установлено правило, согласно
которому подобное растворяется в подобном. Так, вещества с ионным (соли, щелочи) или
полярным (спирты, альдегиды) типом связи хорошо растворимы в полярных растворителях, в
первую очередь в воде. И наоборот, растворимость кислорода в бензоле, например, на порядок
выше, чем в воде, так как молекулы О 2 и С 6 Н 6 неполярны.
Для подавляющего большинства твердых тел растворимость увеличивается с
повышением температуры.
Если раствор, насыщенный при нагревании, осторожно охладить так, чтобы не выделялись
кристаллы соли, то образуется пересыщенный раствор. Пересыщенным называют раствор, в
котором при данной температуре содержится большее количество растворенного вещества, чем в
насыщенном растворе. Пересыщенный раствор неустойчив, и при изменении условий (при
встряхивании или внесении в раствор затравки для кристаллизации) выпадает осадок, над
которым остается насыщенный раствор.
В отличие от твердых тел растворимость газов в воде с повышением температуры
уменьшается, что обусловлено непрочностью связи между молекулами растворенного вещества
и растворителя. Другой важной закономерностью, описывающей растворимость газов в жидкостях,
является закон Генри: Растворимость газа прямо пропорциональна его давлению над
жидкостью.
ГРУППА 501 БИОЛОГИЯ 29,30
ТЕМА 29:Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
ТЕМА 30:Методы селекции. Успехи селекции.
- повышение продуктивности организмов;
- улучшение качества продукции (вкуса, внешнего вида, химического состава);
- улучшение хозяйственно важных физиологических свойств (устойчивости к болезням и вредителям, отзывчивости на удобрения или корм).
Название центра | Примеры культурных растений |
Южноазиатский тропический | Рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан |
Восточноазиатский | Соя, просо, гречиха, слива, вишня, яблоня |
Юго-Западноазиатский | Пшеница, лён, рожь, горох, репа, чечевица, чеснок, виноград, морковь |
Средиземноморский | Капуста, свекла, петрушка, маслины, лук |
Абиссинский | Твёрдая пшеница, ячмень, кофейное дерево, банан, арбуз |
Центральноамериканский | Кукуруза, какао, перец, фасоль, хлопчатник, тыква |
Южноамериканский | Картофель, табак, ананас |
Комментариев нет:
Отправить комментарий