понедельник, 18 апреля 2022 г.

  ПОНЕДЕЛЬНИК, 18.04.22 г.  403, 405, 308  

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО  НЕ МОЖЕТ НАЙТИ СВОЮ ГРУППУ: 

СПРАВА ЕСТЬ АРХИВ. В АРХИВЕ ПО-ПОРЯДКУ РАСПОЛОЖЕНЫ ДНИ НЕДЕЛИ. ТАМ ЖЕ ВИДНЫ ДАТЫ И  НОМЕРА ГРУПП. ВЫБИРАЕТЕ ДЕНЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ,  И ОН ОТКРОЕТСЯ. УРОКИ ВЫЛОЖЕНЫ ПО РАСПИСАНИЮ. НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ ВЫЛОЖЕН ОДИН ДЕНЬ . 

ВНИМАНИЕ!!!    На выполнение задания отводится 1 неделя. 

Моя почта :   rimma.lu@gmail.com      Жду ваши фотоотчеты!

Критерии оценивания: Для получения отличной оценки обучающийся должен:- соблюдать отведенное время;- разборчиво и правильно выполнить работу. Если работа будет прислана после указанного срока , оценка будет снижаться.

ГРУППА 403 БИОЛОГИЯ 73,74

ТЕМА:ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Вариант I

1.  Приспособленность организмов к среде  называют:

а)  адаптацией             б)  изменчивостью    

в)  эволюцией             г)  наследственностью

2.  Перечислите уровни организации жизни,  начиная  с  низшего:

а)  клеточный                     б)  организменный            

в)  экосистемный      г)  молекулярный            

д)  тканевыйе)  органный

ж)  популяционно-видовой      з)  биосферный

3.   Обмен  веществами  и  энергией  с окружающей  средой  начинается  на уровне:

а)  атомов                г)  органов     б)  клеток                д)  тканей    в)  молекул  

4.   Элементарной  единицей  живого принято  считать:

а)  молекулу         г)  ткань  б) атом         д) орган    в)  клетку

5.  Термин биология первым стал использовать знаменитый  … естествоиспытатель  Жан-Батист  Ламарк  в …  году.

а)  английский              д)  1602

б)  австрийский            е)  1702

в)  немецкий              ж)  1802

г)  французский           з)  1902

6.  Общая  биология  —  наука,  изучающая:

а)  все  явления  природы               б)  строение  растений  и  животных

в)  функционирование  растений  и животных

г)  основные  закономерности  живой природы

7.  Важнейшие органические соединения:

а)  липиды                г)  углеводы              

б)  белки                   д)  биоэлементы

в)  вода                       е)  нуклеиновыекислоты

8.   Найдите  синоним  слову жиры:

а)  белки    в)  липиды

б)  углеводы  г) нуклеиновые кислоты

9. Какой элемент особенно необходим  для  щитовидной  железы?

а) F         б) Cl  в) J     г) Br

10.Сколько  процентов  воды  содержит  головной  мозг  человека?

а) 10     б) 20     в) 40     г) 85

11. В  молекуле  воды  связи  между атомами  водорода  и  кислорода  называются:

а)  водными      д)  ковалентными  полярными        б)  водородными          

в)  кислородными  е)  ковалентными неполярнымиг)  ионными       

12. Нервные импульсы распространяются по мембранам клеток, благо -даря  катионам:

а)  кальция               в)  магния              б)  калия                    г)  натрия

13.  Сколько различных аминокислот входит  в  состав  белков?

а)  8        б)  20      в)  300      г)  более  500

14.   Инсулин  —  это  ...  (укажите  все подходящие  пункты).

а)  мономер              д)  гормон

б)  полимер              е)  фермент

в)  полипептид        ж)  белок

г)  радикал              з)  аминокислота

15.  Для  образования  в  организме

молекулы  белка  необходимо:

а)  большое  количество  аминокислот б)  определенные  ферменты

в)  разнообразные  пептидные  связи г)  большое  количество  времени

16.  Что  правильно?

а)  в  клетках  растений  белков  больше,  чем  углеводов

б)  в  молоке  содержится  весь  набор разных  аминокислот

в)  цистеин  —  аминокислота,  содержащая  атом  серы

г)  гидрофобные  участки  белка  располагаются  на  поверхности

17.  Кератин — это белок, из которого состоят  перья,  когти,  копыта,  рога. Такие  белки  являются:

а)  глобулярными    в)  нерастворимыми

б)  фибриллярными г) растворимыми

18.  Какую функцию выполняют ферменты?

а)  защитную              д) каталитическую         б)  регуляторную    е)  транспортную

в)  сигнальную      ж)  запасающую             г)  структурную    з)  двигательнуюи)  энергетическую

19. Химическое название пищевого сахара:

а)  глюкоза     г)  мальтоза      б)  сахароза      д)  галактоза       в)  фруктоза         е)  лактоза

20.  Мономеры нуклеиновых кислот:

а) молекулы рибозы           б)  молекулы  дезоксирибозыв)  нуклеотиды

г)  азотистые  основания          д)  остатки  фосфорной  кислоты

е)  молекулы  пентозы             ж)  аденин, гуанин,  цитозин,  урацил

з)  аденин,  гуанин,  цитозин,  тимин

21.  Если  в  одной  нити  у  молекулы  ДНК  есть  последовательность ЦААГ,  то  в  комплементарной  нити  ей  соответствует:

а) ГУУЦ            в) ГТТЦ          б)  АГЦА            г)  УТТГ

22.  Термин клетка впервые  употребил:

а) Гук        г) Шванн        б)  Левенгук         д)  Шлейден         в)  Броун           е)  Вирхов

23. Органеллы делятся на две большие  группы:

а)  ядерные  и  безъядерныеб)  мембранные  и  немембранные

в)  прокариотическиеиэукариотическиег)  клеточные  и  неклеточные

24.  Пиноцитозом  называют:

а)  поглощение  бактерий лейкоцитами

б)  поглощение  бактерий  амебами

в)  проникновение  капель  жидкости через  мембрану

г)  слияние  в  клетке  маленьких пузырьков  в  один  большой

25.  Источником  энергии  для  клетки  может  служить:

а)  кислород            в)  липидыб)  углеводы            г)  белки

26.  Расположите  по  порядку  периоды  жизни  клетки:

а)  анафаза              г)  профазаб)  метафаза            д)  интерфаза           в)  телофаза  

27. Биологическая сущность мейоза  заключается  в  том,  что:

а) появляется возможность кроссинговера  хромосом

б)  возникает  возможность  появления  уникальных  организмов

в)  образуются  гаметы  с  уменьшенным  вдвое  набором  хромосом

г)  формируются  два  типа  гамет  — мужские  и  женские

28.   Генетика  изучает:

а)  законы  изменчивости  живых  организмов

б)  материальные  основы  наследственности  и  изменчивости

в)  законы  наследственности  живых организмов

г) законы появления новых признаков  у  животных  и  растений

29.  Закончите  смысловой  ряд:хромосома  —  ген  —  …  .

а)  триплет         б)  участок  ДНК        в)  азотистое  основание       г)  нуклеотид

30. Коровы дают молоко, поскольку только  у  них  есть  гены,  которые:

а)  отвечают  за  его  образование

б)  проявляются   у женских  особей

в)  способны  к  кроссинговеру

г)  контролируют  его  синтез  в  гомозиготном  состоянии


ГРУППА 405 ХИМИЯ 42,43

ТЕМА:Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. 

Химические  свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. 

ТЕМА: Способы получения солей.

Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

С точки зрения теории электролитической диссоциации соли - это электролиты, диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

Соли бывают средние (нормальные), кислые и основные.

Средние соли – это продукты полного замещения водорода в кислоте на атомы металла или гидроксогруппы ОН- в основании на кислотный остаток. Например: имеем серную кислоту H2SO4. Средние соли этой кислоты будут иметь состав Na2SO4CaSO4Al2(SO4)3. Средние соли ортофосфорной кислоты H3PO4:   К3PO4Ca3(PO4)2AlPO4. Средние соли в водных растворах диссоциируют всегда в одну ступень:

 

NaCI ® Na+ + CI -

Al2(SO4)3 ® 2AI3+ + 3SO42-.

 

Кислые соли можно рассматривать как продукты неполного замещения атомов водорода кислоты на атомы металлов. Кислые соли могут быть образованы только от многоосновных кислот. Хлороводородная кислота HCl кислых солей не имеет. Серная кислота H2SO4 образует кислые соли в состав которых входит анион HSO4-NaHSO4Cu(HSO4)2Fe(HSO4)3. Фосфорная кислота Н3РО4 имеет два типа кислых солей: с анионами Н2РО4-, НРО42-.

Кислые соли диссоциируют ступенчато:

 

KH2PO4 ® K+ + H2PO4-,

H2PO4-  H+ + HPO42-,

HPO42-  H+ + PO43-,

 

Кислые соли чаще всего образуются в избытке кислоты:

Mg(OH)2 + 2H2SO4  Mg(HSO4)2 + 2H2O.

                      кислая соль

Mg(OH)2 + H2SO4  MgSO4 + 2H2O

                       средняя соль

Основные соли можно рассматривать как продукты неполного замещения ионов ОН- основания на ионы кислотных остатков. Они могут быть образованы только многокислотными основаниями. Гидроксиды щелочных металлов основных солей не имеют.

Гидроксиду меди Сu(ОН)2 соответствуют основные соли с катионом СuОН+CuOHNO3, (CuOH)2SO4, (CuOH)3PO4.

Гидроксид хрома (IIICr(ОН)3 образует два ряда основных солей с катионами Cr(ОН)2+CrОН2+:

 

Cr(OH)2CI,

CrOHCI2,

(Cr(OH)2)2SO4,

CrOHSO4,

(Cr(OH)2)3PO4,

(CrOH)3(PO4)2.

 

Основные соли диссоциируют ступенчато:

 

CuOHNO3 ® CuOH+ + NO3-     (первая ступень),

CuOH+  Cu2+ + OH-              (вторая ступень).

 

Основные соли образуются в избытке основания:

 

2Cu(OH)2 + H2SO4  (CuOH)2SO4 + 2H2O

                                основная соль

Cu(OH)2 + H2SO4  CuSO4 + 2H2O

                    средняя соль

 

Номенклатура солей:

1. Средние соли бескислородных кислот.

Название данных солей образуется следующим образом.

 В начале называется анион, названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» (Cl - – хлоридF - – фторидS2- – сульфид), затем называется катион. Одноатомные катионы обозначаются русским названием элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается в названии. Например:

NaCl – хлорид натрия;

Са3Р2 – фосфид кальция;

FeS – сульфид железа (II);

Fe2S3 – сульфид железа (III).

2. Средние соли кислородсодержащих кислот.

Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов: «ат» (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления):

                                                                                +6                                   +5

(SO4)2- – сульфат, (NO3)- – нитрат;

 

«ит» (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления):

                                                                                +4                                   +3

(SO3)2- – сульфит, (NO2)- – нитрит.

Название катионов описано выше.

         +6

Na2SO4 – сульфат натрия;

    +5

КРО4 – фосфат калия;

 +2    +5

Cu(NO3)- нитрат меди (II);

 +1  +5

CuNO3 - нитрат меди (I);

       +4

CaSO3 - сульфит кальция;

      +3

AI(NO2)3 - нитрит алюминия;

         +2

Fe(NO2)2 - нитрит железа (II).

 

Если данный кислотообразующий элемент образует кислоты более, чем в двух степенях окисления, то суффикс «ат» применяется  во всех названиях атомов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватая»«овая» и «ная». При этом к названию аниона, в котором кислотообразующий элемент имеет высшую степень окисления добавляется приставка «пер». Так, анион хлорноватой кислоты:

 +5

ClО3- – называется хлорат-ион, а анион хлорной кислоты:

 +7

ClО4- – перхлорат-ион.

В названиях анионов кислот, русские названия которых содержат суффиксы «оватистая» и «истая», используется суффикс «ит». К названию же аниона, в котором кислотообразующий элемент имеет низшую степень окисления, добавляется приставка «гипо». Так, анион хлористой кислоты ClO2- – называется хлорит-ион, а хлорноватистый ClO-– гипохлорит-ион.

 

Кислородосодержащие

кислоты хлора

СОЛИ

HСlO – хлорноватистая кислота

KСlO – гипохлорит калия

HСlO2 – хлористая кислота

KСlO– хлорит калия

HClO3 – хлорноватая кислота

KСlO– хлорат калия

HClO4 – хлорная кислота

KClO– перхлорат калия

 

Если в названии кислоты используются приставки «мета», «орто» и другие, то и в названии соли они сохраняются: НРО3 – метафосфорная кислота, КРО3 – метафосфат калия,

H3PO4 - ортофосфорная кислота, K3PO4 - ортофосфат калия.

В названиях анионов кислых солей с одним  атомом водорода содержится приставка «гидро» (от латинского названия водорода Hydrogenium – гидрогениум). Если же в кислотном остатке несколько атомов водорода, то в названии кислой соли сохраняется приставка «гидро», но с греческим числительным, показывающим число атомов водорода в анионе:

NaHSO4 – гидросульфат натрия;

Са(НСО3)2 – гидрокарбонат кальция;

FeНРО4 – гидрофосфат железа (II);

 

КН2РО4 – дигидрофосфат калия;

Fe(Н2РО4)3 – дигидрофосфат железа (Ш).

В состав катионов основных солей входят катион соответствующего металла и группа ОН-, которой дано сложное название, состоящее из корня латинского названия водорода «гидро» и слова «оксид»гидроксид – ион, или гидроксо – «группа». Причем в названиях сдвоенные буквы «О» превращаются в одну. Число ОН- – групп в сложном катионе указывается греческим числительным:

 

ZnOHCl – хлорид гидроксоцинка;

FeOHSO4 – сульфат гидроксожелеза (III);

[Al(OH)2]2SO4 – сульфат дигидроксоалюминия;

SnOHNO3 – нитрат гидроксоолова (II).

 

При составлении формул придерживаются следующих правил:

по суффиксу в названии средней соли определяют какой кислоты соль: бескислородной или кислородсодержащей.

Например:

1. Хлорид натрия: «ид» показывает, что это соль бескислородной кислоты с анионом Cl-. Катионом является Na+. Записываем сначала катион, затем анион Na+Cl-. Катион и анион однозарядны, индексы не используются.

2. Сульфид алюминия: Al3+S2- истинная формула Al2S3, молекула электронейтральна.

3. Сульфат железа (III): «ат» показывает, что это соль кислородсодержащей кислоты, в которой сера в максимальной степени окисления. Это анион SO42-. Катион железа  – Fe3+. Записываем сначала катион и анион, а затем индексы, выравнивающие число положительных и отрицательных зарядов: Fe3+(SO4)2- - истинная формула Fe2(SO4)3.

По названию кислой соли определяют, какой кислоты соль (бескислородной или кислородсодержащей) и сколько атомов водорода входит в состав сложного атома. Далее поступают как при составлении формул средних солей.

 

 Например:

1. Гидросульфид железа (III). Соль бескислородной сероводородной кислоты. Анион содержит один атом водорода НS- , катион Fe2+. Записываем катион, сложный анион и индексы: Fe2+(HS)-, следовательно формула будет Fe(HS)2.

2. Дигидрофосфат кальция. Соль кислородсодержащей фос-форной кислоты. Сложный анион содержит два («ди») атома водорода, катион Са2+. Записываем Са2+2РО4)-. Ставим индексы: Са(Н2РО4)2. Молекула электронейтральна.

По названию основной соли определяют, какой кислоты данная соль и сколько гидроксогрупп входит в состав сложного катиона. Записывают сложный катион, затем анион и индексы, уравнивающие заряды. Если металл имеет переменную валентность, то она указывается в названии соли. Например:

 

1.      Хлорид гидроксотитана (IV),

iОН)3+Cl - – правильная формула TiOHCl3.

 

2.      Нитрат дигидроксокобальта (III)

o(OH)2)+NO3- – правильная формула Сo(OH)2NO3.

 

 

Классификация солей по следующим признакам:

 

1. По растворимости:

 

рстворимые  KCIBa(NO3)2CuSO4,

нерастворимые– BaSO4AgCICa3(PO4)2.

 

2.По свойствам:

 

cредние или нормальные – Na2SO4MgCI2,

кислые – KHSO4Ca(H2PO4)2,

основные – CuOHCIAI(OH)2NO3.

 

 

Получение

 

1. Взаимодействие металла с неметаллом:

Fe + S  FeS.

 

2. Взаимодействие металлов, расположенных в ряду напряжений левее водорода, с растворами кислот:

Zn + H2SO4  ZnSO4 + H2

 

3. Взаимодействие металлов с растворами солей:

 

Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu.

 

4. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):

HCI NaOH  NaCI + H2O.

 

5. Взаимодействие кислот с основными оксидами:

 

H2SO4 + CaO  CaSO4 + H2O.

 

6. Взаимодействие кислот с растворами солей:

 

H2SO4 + BaCI2  BaSO4 + 2HCI.

 

7. Взаимодействие оснований с растворами солей:

 

2NaOH + CuSO4  Cu(OH)2 + Na2SO4.

 

8. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами:

 

Ca(OH)2 + CO2  CaCO3 + H2O.

 

9. Взаимодействие основных оксидов с кислотами:

 

CaO + CO2  CaCO3

 

10. Взаимодействие растворов солей с неметаллами:

 

2KBr + CI2  2KCI + Br2.

 

 

11. Взаимодействие растворов солей между собой:

 

NaCI + AgNO3  AgCI + NaNO3.

 

12. Получение солей аммония:

 

NH3 + HCI  NH4CI.

 

 

Химические свойства

 

1. Растворы солей взаимодействуют с металлами, расположенными в ряду напряжений левее, чем металл, входящий в состав соли:

Zn + FeSO4  ZnSO4 + Fe.

 

2.Растворимые в воде соли взаимодействуют с основаниями:

CuSO4 + 2NaOH  Cu(OH)2 + Na2SO4,

KHSO4 + KOH  K2SO4 + H2O.

 

3. Соли взаимодействуют с растворами кислот:

CaCI2 + H2SO4  CaSO4 + 2HCI,

Ca(HCO3)2 + 2HCI  CaCI2 + H2O + CO2

MgOHCI HCI  MgCI2 + H2O.

 

4.Водные растворы солей взаимодействуют между собой с образованием новых солей:

BaCI2 + Na2SO4  BaSO4 + 2NaCI,

Ca(HCO3)2 + Na2CO3  CaCO3 + 2NaHCO3.

5. Растворы солей взаимодействуют с неметаллами:

2NaI + Br2  2NaBr + I2

6. Многие соли при нагревании разлагаются, особенно

легко – карбонаты:

CaCO3  CaO + CO2

(CuOH)2CO3 CuO + CO2 + H2O,

2NaHCO Na2CO + CO2 + H2O.

7. Некоторые соли взаимодействуют с водой с образованием кристаллогидратов:

CuSO4 + 5H2O ® CuSO4 . 5 Н2О.

 белый цвет                голубой цвет

Основные классы неорганических соединений связаны между собой. Генетической связью между ними считают тот факт, что из неорганических соединений одного класса можно получить соединение другого класса. Иногда это можно сделать в одну стадию, иногда – в несколько:





ГРУППА 405 БИОЛОГИЯ 42,43
ТЕМА:

Происхождение человека.
Ближайшие «родственники» человека среди животных.

Основные этапы эволюции приматов

Происхождение человека

Все современные люди принадлежат к одному биологическому виду Homosapiens — человек разумный. Из полутора миллионов видов животных, известных науке, только человеку присущи во всей полноте такие свойства, как сознание, речь, абстрактное мышление. Развитие этих свойств человеческой психики в сочетании с трудовой деятельностью способствовало возрастанию роли социальных отношений в эволюции человека, обеспечивших ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, способность заселить практически все регионы Земли и выйти в Космос.

Осознавая свою уникальность, люди издавна пытались объяснить свое происхождение. Эти попытки породили множество легенд, верований и сказаний. Развитие науки, ископаемые останки, обнаруженные за последнее столетие, позволили ответить на многие вопросы, касающиеся происхождения человека. Сегодня известно, как выглядели предки человека, где и когда они впервые появились, в каком направлении эволюционировали. Тем не менее многое в истории возникновения и эволюции человека остается неясным.

Приступая к научному объяснению происхождения человека, следует помнить, что любой биологический вид является по-своему уникальным. Степень уникальности вида определяется тем, насколько сходны с данным видом его ближайшие родственники из числа ныне живущих организмов, тем, какое количество родственных форм вымерло ранее, а также тем, насколько уникальными были процессы, имевшие место в эволюции данного вида.

Молекулярные, цитогенетические и сравнительно-анатомические исследования показывают, что в современной природе наиболее близкими человеку являются два вида шимпанзе. Далее в этой системе родства следуют горилла и орангутан. По критериям зоологической систематики человека и перечисленных человекообразных обезьян относят к отряду приматов.

Данные сравнительной анатомии. Во внешнем облике, в строении и расположении внутренних органов человека и человекообразных обезьян много общего. Имеющиеся анатомические различия между этими организмами менее значительны, чем между человекообразными и остальными обезьянами, и связаны они прежде всего с разницей в способе передвижения.

В связи с прямохождением таз человека превратился в опору для позвоночника, который стал более массивным в своей нижней части и приобрел S-образный изгиб. Большое затылочное отверстие переместилось в нижнюю часть черепа. Изменились пропорции конечностей. Стопа утратила хватательную способность. Кисть, напротив, стала более развитой, чем у обезьян. Вслед за изменениями скелета изменилось положение внутренних органов.

Цитогенетические данные. Диплоидное число хромосом у всех крупных человекообразных обезьян равно 48. У человека диплоидный набор представлен 46 хромосомами. Два плеча второй хромосомы человека соответствуют двум разным хромосомам обезьян (12-й и 13-й у шимпанзе, 13-й и 14-й у гориллы и орангутана). Вторая хромосома человека возникла в ходе эволюции в результате слияния двух негомологичных хромосом, имевшихся у общего предка человека и человекообразных обезьян и сохранившихся у последних вплоть до настоящего времени. Другие различия кариотипов касаются структуры отдельных хромосом и обусловлены главным образом произошедшими инверсиями их участков. 

Данные молекулярной биологии. Последовательности аминокислот многих гомологичных белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99%. Следствием этого являются близость групп крови, взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания.

Важным открытием в области молекулярной биологии явилось установление постоянства скорости эволюции некоторых белков. Говоря об эволюции белка, подразумевают замены одних нуклеотидов на другие в гене, кодирующем этот белок. Скорость эволюции белка выражается в числе нуклеотидных замен, происходящих за единицу времени (млн лет). Если функция белка является очень специфичной и давно сложившейся, то такой белок эволюционирует в разных филогенетических линиях организмов приблизительно с постоянной скоростью. Этот факт позволяет оценить степень родства, а также установить последовательность и время дивергенции биологических видов. Примером таких белков служат белки — переносчики электронов в митохондриях.

Данные биологии развития. У детенышей шимпанзе есть признаки, свойственные человеку. С возрастом эти признаки у шимпанзе утрачиваются. Как и у людей, у детенышей шимпанзе тело покрыто редкими волосами. У них относительно крупный мозг (в сравнении с массой тела), защищенный выпуклым черепом. Кости черепа тонкие, не имеют сильно выраженных надглазничных валиков и затылочных гребней. Челюсти в меньшей степени выступают вперед, зубы небольшие. Затылочное отверстие расположено под средней частью черепа. Детеныши шимпанзе в возрасте до 3 лет способны гораздо лучше передвигаться на задних конечностях, чем взрослые особи.

Дивергенция человека и человекообразных обезьян на молекулярном и хромосомном уровнях выражена очень слабо. Если руководствоваться только молекулярно-биологическими и цитогенетическими данными, то человека и шимпанзе можно считать представителями одного рода. Тем не менее, огромные различия в поведении и деятельности, а также существующие морфологические различия заставили систематиков отнести человека и человекообразных обезьян не только к разным родам, но и к разным семействам. По-видимому, за те примерно 6—8 млн лет, которые прошли с момента дивергенции этих видов, человек эволюционировал чрезвычайно быстро в отношении морфологии и поведения, тогда как его молекулярная эволюция шла обычными темпами.

Антропогенез – наука, которая изучает основные этапы эволюции человека. Согласно

 палеонтологическим данным, 

примерно 30-35 млн лет назад от примитивных древних насекомоядных млекопитающих 

отделилась группа, от которых произошли приматы.

От приматов отделилась одна ветвь, от которой произошли предки человекообразных 

обезьян – парапитеки.

Эти небольшие группы животных вели древесный образ жизни, питались насекомыми и 

растениями. В дальнейшем от парапитеков произошли гиббоны и орангутанги, а также вымершая

 ветвь древесных обезьян – дриопитеки.

Примерно 25 миллионов лет назад произошло значительное изменение в человеческом роду.

 Дриопитеки разделились на две абсолютно независимые ветви, которые и стали 

основополагающими для такого понятия как основные этапы эволюции человека.

Одна ветвь (понгиды) осталась жить на деревьях, а вторая (гоминиды) спустилась на землю.

В развитии гоминид выделяют пять основных этапов.

Первый из них – стадия протантропа, которая проходила примерно 9 миллионов лет назад.

 В это время выделяется особая группа прямоходячих – австралопитеки. Они стали основной 

переходной формой от обезьян к человеку.

В это же время австралопитеки начинают активно осваивать первые орудия труда, которыми

 становятся обычные палки, кости убитых животных и камни. Все больше и больше предков 

человека объединяются в стада.

Вторая стадия – человек умелый. Это первая стадия формирования типа современного человека. 

Проходила она примерно 2-2,5 миллиона лет назад. Постепенно увеличивается объем мозга и

 подвижность всего тела.

Развиваются лицевые мышцы и формируется современное лицо, с меньшим количеством 

обезьяноподобных гримас. Вместе с ростом мозговой деятельности развивается и культура 

выращивания зерновых. Для этого изготавливаются орудия труда.

Дальше идет эра питекантропа. Основным показателем этой эры считается разделение людей 

на большие стада и заселение континентов. Были освоены Африка, Китай и Европа. Именно в 

этот период (1-1,3 миллиона лет тому назад) был освоен огонь. Объем мозга увеличивается до 

1200 см3, что приводит к формированию речи.

Четвертая стадия – неандерталец. Объем мозга практически не меняется, но зато активно

 развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне,

 развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между 

200 и 500 тысячами лет назад.

Последней стадией развития человека стал кроманьонец. В этот период (40-50 тысяч лет назад)

 окончательно формируется облик современного человека. Появляется структура современного

 общества и происходит одомашнивание животных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий